Эссе-размышление "Учитель - это творчество"
статья по химии на тему

НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА ДОНЧЕНКО

Эссе-размышление о профессии учителя. Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем прфессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе. Педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий учитель –

 «это тот, кто открывает,

умудряет и одобряет»

(Н.Рерих)

             Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

              Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

         Учитель – это некий жизненный эталон. На него ровняются ученики. Современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно учитель должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогают ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются учениками… 

        Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. 

        Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя – особая. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете. 

       Я считаю, что, если на занятиях царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются, видят в педагоге, прежде всего взрослого друга  и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и достоинствами. Необходимо научиться любить своих (таких разных!) учеников. Любить всех. В нашей профессии любовь есть вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив  по-своему и в своем! Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату. 

        Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Еще А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании». Профессия учителя особенная, несравнимая ни с каким другим делом. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его место и роль в жизни. Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через продолжительное время. Учитель по отношению к детям выступает в роли информатора, друга, советчика, вдохновителя, наставника. В разных ситуациях, в разных видах деятельности роль педагога меняется: учитель может быть актером, творцом, мастером, исследователем, организатором, распространителем, путеводителем и даже родителем. Чешский педагог Ян Амос Коменский образно сравнивал труд учителя с трудом садовника, архитектора, полководца. Все это свидетельствует о том, что профессия учителя комплексная и многоплановая. Считается, что профессия учителя древнейшая и вечная на земле. Слово «педагог», в переводе с греческого, означает «детоводитель». В современном обществе смысл слова заполнен новым содержанием: педагог вводит подрастающее поколение в XXI век – эпоху культурного перерождения и творчества… В связи с этим, к учителю предъявляются новые требования, учитывающие перспективы развития общества в целом и системы образования в частности. Профессиональный стандарт педагога и Федеральный государственный образовательный стандарт подробно обозначили компетенции современного учителя нового типа. Но, на мой взгляд, высокое звание Учитель приобретает свой истинный смысл только тогда, когда оно неотделимо от понятий культура и нравственность. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью, способной отдавать себя ученикам и быть для них примером для подражания. Учитель является творцом духовных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Показателем педагогической культуры является интеллигентность, развитый интеллект, гармония нравственного, физического и умственного развития, гуманность, общительность, педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству, педагогическое мастерство.

        Я работаю учителем химии. Про химию могу рассказывать бесконечно. Для меня химия - это самая красивая, точная, естественная наука. Она   помогает составить полную картину мира, показать всю его красоту. И я полностью согласна с высказыванием героя Ильина из пьесы Александра Володина «Пять вечеров»: «Химия, братец ты мой, это самая абстрактная, самая логичная и в то же время самая практическая из наук». Эту истину донести до учеников легко. Ведь все, что нас окружает: одежда, мебель, техника, продукты питания и многое другое является результатом химических превращений. На уроках стараюсь убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри него. Иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни; грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять рекламе – вот неполный перечень того, что ученик может взять с моих уроков химии. Думаю, что  о применении химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве будет также интересно узнать любому человеку. Как жаль, что количество часов на изучение химии в школе сокращается! Что останется? Теория без рассказа о практическом значении? Скучно. Еще М. В. Ломоносов говорил: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Но и рассуждать о применении химических знаний без фундаментальных основ химии  и законов природы тоже нельзя.

       Многие считают химию сложным предметом. Этому есть такое объяснение:

«О, физика, наука из наук!

Как много впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанья человеческие шире».  (М. Алигер)

      Химия, как никакая другая наука, объединяет в себе, физику и математику, географию и биологию. Или другими словами можно сказать, что химия  гармонично сочетает природу живую и неживую, человека в природе и природу человека.  И к 8 классу, к моменту изучения химии, у ученика должны быть сформированы понятия и знания других предметов. Только тогда он поймет и оценит всю красоту этого предмета. А  я, как учитель, подскажу, как их раскрыть, изучая химию.  И вот тогда объединятся все части в целое.

        Самые строгие и справедливые судьи – ученики. Их не обманешь, они почувствуют любую фальшь. Помню своих  первых учеников. Вместе  с ними я  училась: не бояться признавать свои ошибки, отвечать на каверзные вопросы и чего-то не знать. Главное в работе учителя, на мой взгляд,  чтобы на уроке ученик научился мыслить, находить решение, применяя знания из различных областей, а  после урока – использовать полученные знания в жизни. Самое важное для меня, как учителя химии, организовать  урок так, чтобы не потерять своих «химиков» и в то же время заинтересовать тех, кто далек от химии.

        В своей педагогической деятельности я стараюсь найти подход к каждому ребенку, помочь ему развить способности, да и самой нельзя стоять на месте, останавливаться на достигнутом. Я уверена, что интерес ребенка нужно подкреплять, совершенствуя методы и приемы обучения химии через опыты и эксперименты. Считаю, что моей главной задачей в преподавании химии является обучение «химической грамотности» и привитие любви к предмету. В свое время русский историк Василий Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Эти слова являются девизом в моей работе. Каким должен быть современный учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Премьер- министр Российской Федерации Д. Медведев в обращении к учителям России сказал: «Главная задача современно школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Действительно, современный ребенок с новыми технологиями обращается на «ты». Я поняла, что этот интерес детей нужно использовать в преподавании, применяя инновационные методы. Я считаю, что в конкурентном мире современный учитель должен быть креативным, то есть способным создавать новое, коммуникативным, компетентным и шагать в ногу со временем. Но главным показателем профессионализма является умение создавать в классе атмосферу тепла и доверия. Мне нравятся слова: «Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки, то знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяю руки. И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды. И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы ». Тому, кто не постиг особенностей нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки…А по сути своей, она удивительная, потому что с нами рядом самые искрение, чистые и порядочные люди - наши дети, беззащитные, исполненные надежд и веры в добро. Мы, учителя, ответственные за них. Учитель - человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу. И то, какими будут наши ученики, наши воспитанники, зависит, прежде всего от нас, их учителей- наставников, так как именно мы отражаемся и продолжаемся в своих учениках, поселяясь навечно в их сердцах. Я уверенна, что учитель - это не просто профессия, это образ жизни.

      Я – учитель, но еще я – жена, мама, дочь. Моя семья – это самые близкие, родные и любимые люди. Муж - моя поддержка и опора. Старшая дочь – фармацевт по профессии, т.е. в какой то мере также связала свою жизнь с химией. Младшая – пока учится на финансиста, но стала мечтать о профессии учителя химии.. Моя мама более сорока лет проработала учителем химии и биологии. Моя семья не просто помогает мне во всех делах и всегда поддерживает меня, а это своеобразный «домашний клуб любителей химии». Нас объединяет мой любимый предмет.

  • Что нужно, чтобы стать учителем?
  • Родиться в нужный час и день и чтобы тебя ждали.
  • Что нужно, чтобы быть учителем?
  • Всю жизнь учиться, топтаться на месте - не годится.
  • Что нужно, чтобы остаться учителем?
  • Просто быть человеком.

       Свои размышления я хотела бы закончить притчей об учителе: «Когда родился первый учитель на земле, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям». И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....