Урок химии в 8 классе "Массовая доля элемента в веществе"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Петрова (Потытнякова) Светлана Витальевна

Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении; совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы, характеризовать качественный о количественный состав вещества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока56 КБ
Microsoft Office document icon приложение28.5 КБ
Microsoft Office document icon приложение25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

«Массовая доля   элемента в веществе»

Тема урока: Массовая доля   элемента в веществе

Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении; совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы, характеризовать качественный о количественный состав вещества.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,

                                                                                                   Душа обязана трудиться

                                                                                  И день и ночь,
                                                                                 И день и ночь!

(М.Заболоцкий).

1. Организационный момент. Позитивный настрой.

2.Мотивация.

Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус. ¾ поверхности нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода)

  • Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. Вспомним формулу воды? Что вы можете определить по этой формуле?

 (качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти Мr).

  • Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды?  А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)?
  • И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно вычислить -  какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?
  • У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее вам помогут в достижении цели («понятийная ромашка» (активность учащегося – 1 балл) - химический элемент, химическая формула, относительная атомная и относительная молекулярная масса, доля)? Какой термин показался вам незнакомым? Итак, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

3.Объявление темы урока.

С вашей помощью мы определили тему нашего урока:

“Массовая доля элемента в веществе”.

- Как вы считаете, какова цель нашего урока, что мы хотим изучить…, а чему научиться… (ученики определяют цель урока)?

4.Актуализация опорных знаний.

Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала.

  • Проведём химическую эстафету на знание символов элементов (учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания сверка с доской (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов (не знающий химических знаков). Итог объявляется
  • Второе задание (4 балла) выполняем индивидуально (двое у доски).
  1. Дайте качественную и количественную характеристику веществ.
  2. Найдите относительную молекулярную массу

I.  KIO3

II. NaNO3 

Осуществляем взаимопроверку выполненного задания. При правильном решении задачи вы получает по 2 балла за задание, при наличии математической ошибки или исправления – по 1 баллу, неправильное решение - 0 баллов.

(промеж итог- Кто набрал 6 баллов, 5 баллов, 4 балла?)

5.Изучение нового материала.

Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим это понятие, устно решив математические задачи на нахождении доли.

Задача № 1

В коробке кубики и шарики. Какова доля кубиков в коробке? (учащиеся решают и сравнивают с готовым решением)

Решение: всего 6 предметов, кубиков 2.

Их доля равна 2/6.

Задача № 2 – усложняем задачу

Кубик  весит 10 мг,  шарик весит 20 мг. Какова  доля кубиков в ящике?

Решение: каждый кубик весит 10мг,

 а всего их два, значит в сумме масса 20 мг.

Шариков 4, каждый весит 20 мг, т.е. в сумме – 80 мг.

Все предметы имеют вес – 100 мг.

Общая масса  100 мг, значит, доля кубиков -  20/100.

В итоге выводим формулу расчета доли   -   W = m (части)/m (общего)

Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.

«ФИЗКУЛЬТ  ПРИВЕТ!» (Проведение видео физминутки)

В итоге предыдущего задания мы получили  с вами формулу  -  

W = m (части)/m (общего)

  • А теперь, поработаем  с учебником – (понятие  массовой доли) стр. ___ параграф __ (читаем формулировку). Знакомимся с формулой для расчета массовой доли элемента в веществе.
  • Составляем «Ассоциативный куст»

6. Закрепление.

  • Переходим от теории к практике. Рассмотрим схему строения молекулы воды. Массу атомов вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева, найдем долю элементов в составе воды.

Правила оформления задачи (ученик оформляет с  помощью учителя шаблон оформления задачи).

Разбираем устно решение - Итак, какова  массовая доля кислорода и водорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно. (работа по вариантам)

Дано:        Решение :

H2O                                           Мr (H2O) =

Найдем         W(O)=    

W(O) - ?        W(Н)=    

W(Н) - ?  

Ответ:

Проверяем по этапам решения: Мr =18, W(O)= 0.89 или 89 %  ,  W(Н)= 0.11 или 11 %  

Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б

  • Зачем человеку необходимо знание массовой доли? Рассмотрим на примере.

     Мы с Вами живем в Крыму, одна из проблем населения полуострова – нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода?

Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого?

Вы правы! Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно, и завтра у вас всё получится.

8. Домашнее задание.

Для всех учащихся - изучить §учебника, составить и решить  задачу по изученной теме.



Предварительный просмотр:

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

И день и ночь,

И день и ночь!

М.Заболоцкий

химический элемент

химическая формула

относительная атомная масса

относительная молекулярная масса

 массовая доля

I вариант -  KIO3

II вариант -  NaNO3 

       m (части)

W =

          m (общего)

 n Ar(Э)

W =

       Mr (вещества)

Домашнее задание

Для всех учащихся - изучить §10,

Высокий и достаточный УУД –

упраж. 3 стр 82 

(письменно в тетради)

Желаю удачи!

 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Массовая доля элемента в веществе

Схема урока с использованием активных методов обучения химии....

Урок химии в 8 классе «Массовая доля элемента в веществе»

Урок химии в 8 классе «Массовая доля   элемента в веществе»Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой д...

Массовая доля элемента в веществе

Интегрированный урок химияи математика "Массовая доля элемента в вещесте"...

Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"

Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...