Урок по теме "РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Фадеева Ирина Васильевна

Урок по ИД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_ispolzovanie_problemno_-_kopiya.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 8 КЛАСС.

Цель: сформировать понятие  о электролитической диссоциации

Задачи:

Обучающие:

Сформировать понятие о электролитах и неэлектролитах;

  • Раскрыть сущность электролитической диссоциации;
  • Научить записывать уравнения диссоциации.

воспитательные: воспитывать культуру общения через работу «учитель-ученик», эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

развивающие:

  • развивать понятия «электропроводность», «степень окисления», «катион», «анион»;
  • умение выявлять связи между строением и свойствами веществ,
  •  развивать познавательный интерес,
  •  формировать навыки работы с интерактивной доской.

Тип урока: комбинированный

Основной метод: поисковая беседа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, прибор для демонстрации электропроводности, интерактивная доска «Prometehean».

Реактивы: хлорид натрия кристаллический, в растворе, сахар кристаллический, в растворе, дистиллированная вода.

Используемые технологии: интерактивные технологии, игровые, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

План:

  1. Актуализация знаний. Тест по теме «Химические связи. Кристаллические решетки»
  2. Изучение нового материала:
  • Демонстрационный эксперимент «Электропроводность твердых веществ и их растворов»
  • Процессы, идущие при растворении веществ с различными типами связей и кристаллических решеток.
  • Электролиты и неэлектролиты.
  • Электролитическая диссоциация. Уравнения электролитической диссоциации.
  1. Закрепление изученной темы.

 Выполнение упражнений, тест с самопроверкой, игровые упражнения - «Крестики-нолики».

  1. Релаксация.
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

В окружающей нас среде, как правило, все реакции проходят в растворах, и сегодня мы узнаем, что происходит с веществами при их растворении в воде?

  • Тема нашего урока: «Растворимость веществ в воде».  Узнаем, что такое электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация. Научимся писать уравнения электролитической диссоциации.

Для успешной работы нам необходимы знания, полученные ранее, на предыдущих уроках, давайте вспомним:

Фронтальная беседа

1.Какие виды химических связей вы знаете?

2. Дайте определение ионной и ковалентной связей.

3.Какие типы кристаллических решеток вам известны?

4.Какими свойствами обладают вещества с ионной связью.

Тест. Проводится устно (слайд 2) Работа учащегося у доски

  1. Выберите вещество с ковалентной неполярной связью:

  А) BaCl2;     б) О2;    в) AlCl3;   г) NH3

2.  Выберите вещество с ионной связью:

  А) NaCl;    б) Н2;    в)  Mg;      г) СН4

3.  Выберите вещество с ковалентной полярной связью:

   А) KF;        б)  Br2;   в)Na2S;   г) H2O

( кислород-молекулярная; газ, без вкуса цвета, запаха, малорастворим в воде…

Хлорид натрия ; ионная; твердый

(ученик называет воду- ков пол св, тип крист. решетки – молекулярная; жидкость, бесцвета, вкуса, запаха.

Строение веществ  связано с их свойствами.

(Вещества с ионной связью тугоплавкие, твердые, нелетучие, многие растворимы в воде. Это соли, щелочи.

Вещества с ковалентной связью легкоплавкие, небольшой твердости, часто газы или жидкости. Это йод, лед, «сухой лед», твердая HCL.)  

     2.Изучение новой темы

Что же происходит в процессе растворения веществ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование физических свойств твердых веществ с ковалентной и ионной связями и их растворов.

Демонстрационный эксперимент «Электропроводность растворов и твердых веществ»

Опыт 1. Электроды прибора для демонстрации электропроводности   поочерёдно опускаем в :

  • кристаллический хлорид натрия
  • кристаллический сахар
  • дистиллированную воду

         проверяем электропроводность данных веществ, подчёркивая, что вода как чистое вещество электрический ток не проводит.

То же самое делаем с растворами сахара и соли

Опыт 2. Электроды опускаем в концентрированный раствор соли. Постепенно приливаем дистиллированную воду, наблюдая, как постепенно разгорается лампочка прибора.

  • Вещества, которые при растворении или расплавлении проводят электрический ток, называются электролиты.
  • Вещества, которые не проводят электрический ток, соответственно называются неэлектролитами.

Выпишите примеры из учебника.

Обратите внимание, что электролиты это не только вещества с ионным типом связи, но и с ковалентной сильнополярной связью.

Обсуждение результатов, постановка проблемы:

-Почему не проводят электрический ток твердый хлорид натрия, а раствор проводит? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните,

- что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц)

-А как появились заряженные частицы в растворе? (учащиеся делают свои предположения)

Раствор сахара электрический ток не проводит. Какими частицами образованы его молекулы? (атомами)

-Какой вид связи между атомами? (ковалентная).

-Почему молекулы воды не проводят электрический ток? (связь также ковалентная полярная)

-Вспомните, какие частицы образуют хлорид натрия? (ионы)

-Какой вид связи? (ионная)

-Что это за связь? (Связь между ионами за счёт электростатического притяжения)

НО МОЛЕКУЛА В ЦЕЛОМ ЭЛЕКТРОНЕЙТРАЛЬНА!!!

Почему появляется электропроводность?

Обратите внимание, что твердая соль электрический ток не проводит. Какой вывод можно сделать? При растворении появляются заряженные частицы-ионы, т.е. ионная связь разрушается.

-Почему?

Гипотеза- на ионную связь оказывают влияние молекулы воды

Давайте рассмотрим, как это происходит:

Вспомните, какое строение имеют молекулы воды? (слайд 3)

Использование ИД, демонстрация анимации, запись уравнений диссоциации.

Н-О-Н связь ковалентная полярная. Молекула воды имеет угловое строение. Связь О-Н в ней полярна. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому кислорода. На атоме кислорода сосредотачивается отрицательный, а на атомах водорода- положительный заряды Таким образом молекула воды полярна, т.е. представляет собой диполь – частицу имеющую два полюса «+» и «–»  . Такое строение воды отчасти определяет механизм электролитической диссоциации веществ в водных растворах.».

Посмотрим, что происходит при помещении кристаллов хлорида натрия в воду

Молекулы воды начинают ориентироваться вокруг ионов натрия и хлора соответствующими полюсами, разрушая ионные связи. Далее, молекулы воды тут же окружают освободившиеся ионы, не давая им вновь соединиться, образуя гидратантные «шубы». Появились заряженные частицы- появился электрический ток. (слайд3)

   Какой процесс кроме растворения мог бы привести к появлению ионов, к разрушению тугоплавкой ионной кристаллической решетки?

  • Процесс, при котором происходит распад электролита на ионы, называется электролитической диссоциацией.

Давайте обратим внимание на стр 195 рис 127 нашего учебника. И разделим, из каких этапов состоит процесс электролитической диссоциации для веществ с ионной связью:

  1. Ориентация молекул-диполей воды вокруг ионов электролита.
  2. Гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла.
  3. Диссоциация  электролита на гидратированные ионы.

  • Химически этот процесс можно выразить при помощи уравнений:

NaCl   Na+ + Cl-

Учащиеся записывают в тетрадях:

  • Катион – частица, имеющая положительный заряд,
  • Анион  - частица, имеющая отрицательный заряд.

 Задание для учащихся:. Составьте уравнения диссоциации для:

  1. фторида калия
  2. хлорида бария
  3. хлорида алюминия

-Почему в уравнении проставлена двусторонняя(обратимая)  стрелка?

 Что произойдет, если вода испарится? (Ионы вновь соединятся) Произойдет обратный процесс- ассоциация 

В растворе находятся следующие ионы:K+ CL-;  Fe 3+  3Br - NO3

  При растворении, каких веществ они могли образоваться? Запишите формулы веществ.

 Посмотрим на рис учебника: Диссоциировать могут и вещества с сильно полярной ковалентной ссязью.

Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере НCl (слайд 3)

А каков механизм диссоциации электролита с ковалентной полярной связью?
– Рассмотрите схему процесса (рис.128, с.196, в учебнике).
– Что происходит с диполями воды?

1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных. Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)

– Что происходит дальше?

2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)

3.Под действием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную, то есть происходит ионизация молекул электролита.

4. Происходит распад – диссоциация.

  • Процесс диссоциации упрощенно можно записать: НCl = Н+ + Cl-

– Как называют распавшиеся ионы?
– Они простые или сложные?
– Итак, какие процессы происходят при растворении веществ с ковалентной полярной связью в воде?

Демонстрация процесса диссоциации. (Анимация) (слайд 5)

Задание для учащихся: Составьте уравнения диссоциации для:

1.бромоводорода

2.азотной кислоты.

Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют задание

3.Физкультминутка для глаз (слайд 5)

А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок

Головою мы киваем

Все к уроку повторяем
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.

Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!

А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок

  1. Закрепление.

Мы выяснили, что происходит при рас творении веществ с ионной и ковалентной связями в воде.

Подведем итог:

1.Какое вещество играет большое значение в процессе электролитической диссоциации?

2 Вещества каких классов относятся к электролитам?

3.Вещества с какой связью будут проводит электрический ток?

4 Что является источником тока в растворах электролитов?

5. В результате какого процесса они появляются?

6. Если быть точными, процесс называется «электролитическая диссоциация». Как вы понимаете это выражение?

Впишите недостающие слова:  Использование ИД, № 1(слайд 6)

1. Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на ______________ и ________________.

2. Процесс распада электролита на ионы называется ____________________________ .

3.В растворах электролиты диссоциируют на _______________ и ______________ ионы.

Игра «Крестики-нолики»( слайд 7)

Задание  №2. «крестики-нолики» (покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые…   не  проводят ток

Дистиллированная вода 

Глюкоза (Т) 

Глюкоза(р.р) 

Минеральная вода 

Соляная кислота

Нитрат алюминия (р.р) 

Гидроксид кальция (р-р)

Гидроксид калия (р-р) 

Карбонат кальция

Задание  №2. «крестики-нолики» (покажи выигрышный путь, состоящий из веществ или растворов, которые …   проводят ток

Хлорид натрия (р_р) 

Сахароза (р.р) 

Сульфат натрия (р.р) 

Раствор кислорода в воде

Серная кислота 

Спирт 

Дистиллированная вода 

Азотная кислота 

Гидроксид натрия (р.р) 

№ 3Использовать эффект перемещения(слайд 8)

№ 4Для проверки ответа использовать инструмент «Шторка» (слайд 9)

№ 5.Использовать инструмент «Ластик» (слайд 10)

№ 6. Напишите формулы электролитов, которые диссоциируют согласно уравнениям: (слайд 11)

а)   ____________ = Н+ + Сl-;                           в) ___________ = 3Na+ + PO4  3-;

б) _____________  Н+ + F-;                            

5.Рефлексия (слайд 12 )

  • Какие слова или словосочетания были новыми?
  • Что заинтересовало больше всего?
  • Что явилось причиной появления электропроводности у одних веществ и отсутствия у других?
  • Чему вы научились?
  • О чём хотелось бы узнать поподробнее?
  •  Что осталось непонятным?
  • Встречались ли вы с понятием «Электролит» в быту?

Значение электролитов в быту батарейки, щелочные аккумуляторы, в медицине «содержание электролитов в крови», в защитно-декоративных целях.

6.Домашнее задание :  п 35 (до стр 197), № 1, 3-5(устно) (слайд ). 

Используемая литература

О.С.Габриелян Химия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

Конспек урока химии в 9 классе. Тема "Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитический диссоциации"

Урок постороен на принципе проблем6норго обучения, с использованием исследовательской деятельности учащихся....

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"

В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся...

Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация"

Урок химии по теме "Электролитическая диссоциация" предназначен для 8 класса. В материалах представлены конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку и рабочий лист для обучающи...

Обобщающий урок 9 класс "Теория электролитической диссоциации.

Урок составлен в соответствии с педагогической технологией сотрудничества...

Презентация к уроку химии 8 класс " электролитическая диссоциация"

Презентация разработана для осовения учащимися темы " Элктролитическая диссоциация", она помогает увидеть процесс распада электролита на ионы, как этот процесс может происходить в жизни и бы...