Металлы главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Металлы - 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metally_glavnyh_podgrupp_periodicheskoy_sistemy_d.i.mendeleeva.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Тема: Металлы главных подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева.
( урок лекция в 9 кл.)
Учитель: Узенькова А.В.
«Жизнь учит только тех,
кто ее изучает.» (В.Ключевский)
Цель лекции
Оборудование к уроку
Образцы щелочных металлов натрия, кальция, алюминия, стеклянная посуда (чашка Петри, колба), вода, натрий, фенолфталеин, соли натрия, калия, кальция, магния, коллекция веществ, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник.
Положение металлов в периодической системе
Д.И.Менделеева
Строение атомов металлов.
Нахождение в природе.
Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов.
Получение металлов.
Биологическая роль Ме. Применение металлов и ихоединений.
Общая характеристика металлов
Итак, из строения атомов мы видим.Что Ме I - III группы имеют высокую химическую активность следовательно, в природе в свободном виде они не существуют. В основном встречаются в виде следующих соединений: поваренная соль- NaCl, сильвинит-KCl*NaCl, глауберовая соль-Na2SO4*10H2O, СaCO3 –мел, мрамор, известняк, CaSO4*2H2O-гипс, MgCO3*CaCO3 –доломит. Силикаты:
2MgO*4SiO2*H2O –тальк, CaO*MgO*4SiO2- асбест.
Al из всех металлов самый распространенный в природе. Он входит в состав силикатов(шпаты, слюда).а также глин, образующихся из полевых шпатов при их естественном разрушении. Из соединений Al наибольшее значение имеют- Al2O3-корунд, рубин, сапфир.
Нахождение Na в природе
Нахождение К в природе
Нахождение Ca и Mg в природе
СaCO3 –мел, мрамор, известняк, CaSO4*2H2O-гипс, MgCO3*CaCO3 –доломит. Силикаты:
2MgO*4SiO2*H2O –тальк, CaO*MgO*4SiO2- асбест.
Нахождение Al в природе
ОТКРЫТИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
- Литий был открыт шведским химиком Й. Арведсоном в 1817 г. по предложению Й.Берцелиуса назван литием (от греч. литос – камень).
- Натрий и калий были впервые получены английским химиком и физиком Г. Дэви в 1807 г. при электролизе едких щелочей.
- Й. Берцелиус предложил назвать один новый элемент натрием (от араб. натрун – сода), а второй элемент по предложению Гильберта назван калием (от араб. алкали – щелочь).
Загадки
1. Хранят обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе помните отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно
Желтеет пламя от него
И получить из соли можно
Как Дэви! Получил его.
Загадки
2. Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил.
3. Я- металл незаменимый,
Очень летчиком любимый
Легкий, электропроводный,
А характер- переходный.
Физические свойства
1. Рубидий, цезий очень схожи.
Всегда рассеянно живут,
Электроны терять склонны,
От тепла легко плывут.
2. Литий с магнием как сваты
По делам сравнимые.
Их фториды и фосфаты
Малорастворимые.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
2. Металлы взаимодействуют со сложными веществами :
А) с водой Ме I - III реагируют по разному
По свойствам Be, Mg, Al несколько отличаются от остальных металлов.
Амфотерный Be + H2O = не взаимодействует, и Mg + H2O = на холоде не взаимодействует. Потому что покрыт тонкой оксидной пленкой предохраняющей от дальнейшего окисления. Однако в горячей воде идет реакция по схеме:
Ме + 2H2O = Ме(OH)2 + H2
А у Al необходимо снять оксидную пленку , чтобы произошла реакция с водой .
Щ.Ме с H2O бурно реагируют со взрывом.
2Ме +2H2O = 2МеOH+H2
? Какой Ме более активно реагирует с водой Na или K?
? Почему загоревший Na и K нельзя тушить H2O?
? Какие средства можно применить при тушение
загоревшего Na ? ( кальц. сода.)
? С чем связано изменение окраски индикатора?
? Какую первую помощь необходимо оказать при ожогах щелочами?
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
В) Взаимодействие металлов с солями:
Более активный металл вытесняет менее активный, например:
Zn + Pb(NO3)2 = Pb + Zn(NO3)2
Д/З. Самостоятельно допишите химическое уравнение.
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения
Mg + Pb(NO3)2 = ?+?
? Может ли натрий вытеснить из водного раствора CuSO4 медь в свободном виде ? Почему?
CuSO4+ Na = ?( см. э. р. н. м.)
Ответ: Нет, не может, так как в водном растворе происходит реакция между Na и H2O:2Na + 2H2O =2NaOH + H2. После чего NaOH вступает в реакцию с CuSO4: 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4. Поэтому вместо Cu в осадок выпадает Cu(OH)2 - голубого цвета.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Г) амфотерные металлы взаимодействуют со щелочами:
Be+2KOH+2H2O = K2[Be(OH)4] + H2
( тетрагидроксоберилат калия )
2Al + 2NaOH + 6H2O=2Na[Al(OH)4]+ 3H2 ( NaOH в недостатке)
( тетрагидроксоалюминат натрия)
2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6]+ 3H2 (NaOH в избытке )
( гексагидроксоалюминат натрия )
Качественные реакции на ионы щелочных металлов
Качественные реакции на ионы щелочных металлов
Качественные реакции на ионы щелочноземельных металлов
Качественная реакция на ион Al+3
AlCl3 + 3NaOH =Al(OH)3 + 3NaCl
Al(OH)3 Белый студенистый осадок .Этот осадок растворяется в кислотах.
Домашнее задание:
Самостоятельно составьте для данного уравнения реакции полное и сокращенное ионное уравнение.
Получение металлов электролизом
Химические элементы в организме человека
Применение металлов и их соединений
Применение Na
Применение NaCl
Применение щелочей
Применение алюминия
Применение Ca
Повторим и запомним:
1. Щ.Ме(Li, Na, K, Rb,Cs ,Fr) образуют главную подгруппу I группы и обладают наиболее выраженными Ме свойствами. Это обусловлено строением атомов Щ.Ме, наружный энергетический уровень которых имеет конфигурацию ns1. Каждый период начинается Щ. Ме. В подгруппе от Li к Fr радиусы атомов увеличиваются, восстановительные свойства усиливаются. Наиболее распространенным Ме из данной группы является Na и K.
2. К главной подгруппе II группы относятся Be, Mg, Ca ,Sr и Ba .
Ca ,Sr и Ba называются щелочно-земельными металлами. Имеют конфигурацию ns2.
Наиболее распространенным Ме из данной группы является Ca.
3. К главной подгруппе III группы относятся B, Al, Ga, In иTl. Наружный энергетический уровень которых имеет конфигурацию ns2np1.
Al амфотерный металл. Образует амфотерный оксид и гидроксид.
Наиболее распространенным Ме из данной группы является Al.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ 3.2. (1-16) по теме «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп" для 11 кл ЕГЭ
ТЕСТ 3.2. 11 класс ( профиль) подготовка к ЕГЭТема: «Общая характеристика металлов гла...
Урок: Металлы главной подгруппы I группы периодической системы.
Продолжительность занятия: 45 минут.Цель занятия: Изучение физических и химических свойств щелочных металлов, основных способах их получения и областях применения.Методичес...
Урок - семинар по теме: «Металлы главных подгрупп I–III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»
В этой работе показана разработка урока – обобщения (урок-семинар) по теме «Металлы».Такая форма организации обобщающего урока способствует развитию познавательного интереса и активизации ...
Тест "Металлы главных подгрупп I-III групп"
Материал составлен в виде вопросов ЕГЭ. Может быть использован для обобщения знаний по свойствам металлов и их соединений в 9 и 11 классах, а также при подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ по химии....
Железо – элемент побочной подгруппы YIII группы ПСХЭ Д.И.Менделеева.(по материалам ЕГЭ)
Презентация "Железо – элемент побочной подгруппы YIII группы ПСХЭ Д.И.Менделеева.(по материалам ЕГЭ)" разработана для обобщения знаний по теме "Железо" в 11 классе и подготовке к ЕГЭ. В ...
Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о...
Презентация "Металлы главных подгрупп"
Презентация "Металлы главных подгрупп" предназдначена для проведения теоретического занятия по химии. содержит текст лекции, тест и вопросы для выполнения домашнего задания....