Статья."Использование опорных планов –конспектов в современных педагогических технологиях"
статья по химии по теме

Использование опорных планов –конспектов в современных  педагогических технологиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya_2015.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опорных планов –конспектов в современных    педагогических технологиях

Учитель химии школы №491 Красногвардейского района

Ярославцева Марина Николаевна

                                     САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 Для реализации формирования познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В современной педагогической науке  представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии направлены не только на формирование творческой личности, но и на  воспитание таких личностных качеств, как честность, открытость, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Также они обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Групповая технология рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах:

  • взаимозависимость членов группы;
  • личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
  • совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
  • общая оценка работы группы.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;
  • общественный смотр знаний;
  • дискуссия;
  • диспут;
  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Групповая технология складывается из следующих элементов:

 

  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
  • планирование работы в группах;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение результатов;
  • сообщение о результатах;
  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, оказывает помощь.

 Сегодня я хотела бы поделиться опытом использования опорных планов-конспектов в  групповой педагогической технологии.

Опорные планы-конспекты  обладают рядом преимуществ, которые позволяют их использовать  на  различных типах уроков:

 1. Лаконичность изложения материала, выделение главного.

 2. Видение темы в целом, а не разрозненных фактов.

 3. Включение  зрительной  памяти, которая у многих детей развита лучше слуховой.

 В своей педагогической деятельности на протяжении многих лет я использую опорные планы –конспекты  по темам: «Общие свойства металлов», «Металлы главных и побочных подгрупп», «Теория электролитической диссоциации»,» Кислород»,» Водород».

Сегодня я представлю опыт использования ОПК В групповой технологии  по теме «Общие свойства металлов».

Ход урока:

1. Объявляется  тема (предварительно учащиеся делятся на группы,  получают пустые листы  бумаги).

2. Каждой группе предлагается записать сведения о металлах из курса химии 8 класса и окружающей жизни.

3. Обсуждается вопрос, что бы мы хотели еще узнать о металлах на этом уроке.

4. Выносятся основные  вопросы для обсуждения на экран (план урока).

5. С учащихся проводится инструктаж о ходе работы. 

Каждая группа получает одно задание, являющееся частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

 Внутри группы учащиеся самостоятельно распределяют роли для каждого  для  выполнения общего задания. В данном случае каждой группе предлагается сделать сообщение по одному из блоков ОПК. При этом им предоставляется дополнительная литература, коллекция металлов и их соединений, кристаллические  решетки. Таким образом, с самого начала при групповой технологии реализуется две задачи: с одной стороны, академическая — достижение определенной познавательной, творческой задачи, а с другой, социально-психологическая — формирование коммуникативной культуры. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

6. По истечении времени каждый блок выносится на экран, и каждая группа представляет свое сообщение. В результате группы получают награды.

Домашнее задание: ОПК - в тетрадь ( можно без домашнего задания), можно дать 3 металла с разной валентностью и предложить написать для них химические свойства и их получение.

На следующем уроке проводится групповой семинар.  Группам предлагаются задания для отработки  блоков ОПК.

Например:

1 группа проводит эксперимент на исследование взаимодействия Ме  с кислотами

2 группа проводит эксперимент на исследование взаимодействия Ме  с солями

3 группа решает задачу на получение металлов.

4 группа, используя  ОПК, выполняет задание на сравнение у пары элементов металлов радиусов и металлических свойств.

Можно использовать презентации о применении металлов, их роли в организме человека.

В конце семинара проводится тест.

Баллы, полученные на 1 уроке изучения новой,  темы могут учитываться при выставлении оценки.

При изучении металлов главных и побочных подгрупп эффективно накладывать материал на общие свойства, выявлять различия.  Можно предложить учащимся  самостоятельно составить по этим  металлам. Можно  предложить по имеющимся  ОПК отработать так же по группам этот материал.(11кл) Это позволит  сократить время на повторение теоретического материала и даст возможность больше времени уделить задачам.

Таким образом, ОПК можно эффективно использовать не только в групповых технологиях, но и при  подготовке к ГИА и ЕГЭ, когда необходимо  привести в систему большой объем информации.