Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Мигранова Лариса Васильевна

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующие ФГОС. Учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Это достигается  с использованием учебно - методического  комплекта под редакцией  Н.Е. Кузнецовой, с применением системно – деятельностного подхода в  обучении учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда.

Технологическая карта дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Рассмотрим составление технологической карты на примере урока химии в 8 классе по УМК Н.Е. Кузнецовой по теме «Типы химических реакций». 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Мигранова Л.В. учитель химии

МБОУ башкирская гимназия села Малояз

Новый  стандарт устанавливает  требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются  базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующие ФГОС.

Технологический процесс подготовки урока современного типа  по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это  определение цели и задач;  отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь, учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося, должна быть представлена в  трех аспектах: познавательном,   коммуникативном и регулятивном.  

В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляться в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, доказательству собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ и толкование для последующего заучивания.

Развитие учащегося возможно только  когда акцент с предметного содержания перенесен на личностный уровень овладения УУД,  предметное содержание выступает как материал, на котором идет формирование метапредметных и личных результатов обучения.

Наряду с традиционным вопросом  «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.

Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход.

Системно – деятельностный подход предполагает  обучение учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда. Это и есть формирование универсальных учебных действий. Поэтому следует продумывать новые формы работы на уроке и давать жизнь проверенным.

Среди  УУД  важное место занимают регулятивные учебные действия, которые обеспечивают  умения поставить цель деятельности и оценить её результаты. Учащиеся могут научиться этому при выполнении текстовых заданий. В своей работе использую учебно - методический  комплект под редакцией  Н.Е. Кузнецовой.  В нем представлены задания, позволяющие школьникам научиться выражать свои мысли, учат анализировать. Форма заданий со множеством познавательных и универсальных действий заставляет учащихся находится в постоянном поиске информации.

На уроках химии организую проверку знаний правил с помощью прослушивания этих правил друг другом (один проговаривает правило, а другой проверяет его по учебнику или с помощью карточки контроля, если проверяется применение правил для выполнения действий.)

Представление информации в виде таблицы успешно используется мной, так  составить описание прибора, занести характеристики этого прибора в таблицу, а потом очень трудное задание прочитать эту таблицу - задания такого типа формируют регулятивные учебные действия.

Признание активной роли обучающегося  в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия с учителем и одноклассниками. В связи с этим фронтальные формы обучения  сменяются парными, групповыми, индивидуальными.

Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:

  • Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
  • Комплексный подход к планированию результатов урока.
  • Обновление форм организации учебных занятий.
  • Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.
  • Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.
  • Систематическое использование технологий.

Оптимальной формой проектирования  современного урока является Технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

В технологической карте урока  выделяют важные этапы урока:

  • Актуализация знаний, необходимая для создания всем учащимся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.
  • Следующий шаг - построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных  точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.
  • Главное  - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его  тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений. 
  • Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Рассмотрим составление технологической карты на примере урока химии в 8 классе по УМК Н.Е. Кузнецовой по теме «Типы химических реакций»

Тема урока: «Типы химических реакций: соединения, разложения».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Дидактическая цель: создание условий для усвоения  знаний учащихся о реакциях соединения и разложения.

Задачи урока:

  1. Способствовать усвоению понятий «реакции соединения»,  «реакции разложения»,  научить учащихся писать уравнения реакций разложения и соединения, отличать реакции соединения и разложения среди других типов химических реакций (предметный результат).
  2. Продолжить развивать  внимательность, наблюдательность,  пытливость, инициативу,  выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).
  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства: учебник, карточки, лабораторный штатив с пробирками, спиртовки, пробиркодержатели, медная проволока, спички; свежеприготовленный гидроксид меди (II) , красный фосфор.

Этапы урока:

  1. Организационный: Психологический настрой (“Все в твоих руках”) Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга.Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем уроке.
  2. Проверка домашнего задания: Предлагается выполнение упражнений по теме «Химические  уравнения».
  3. Актуализация субъектного опыта. Создание проблемной ситуации.

 На доске: 4Na + O2 = 2Na2O

                 CaCO3 = CaO + CO2

                 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

                 2KCl + H2SO4 = K2SO4 + 2HCl ↑

 Ребята, посмотрите внимательно на уравнения химических реакций записанные на доске. Что вы о них можете сказать?

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Объявляется  тема урока, учащиеся  формулируют задачи урока.

Создание проблемной ситуации:

Что происходит с гидроксидом меди (II) при нагревании? Демонстрируется опыт.

Затем  класс превращается в  исследовательскую лабораторию. Проводится краткий инструктаж по технике безопасности.

  1. Первичная проверка понимания изученного материала Беседа с учащимися.
  2. Закрепление изученного материала: Формулировка выводов урока учащимися: изучили два типа химических реакций – реакции разложения и соединения, научились расставлять коэффициенты в уравнениях этих реакций.
  3. Информация о домашнем задании. Предлагаются разноуровневые домашние задания по выбору. 1 уровень: составить тест по изученной теме; 2 уровень: мини-проект «Реакции соединения и разложения в повседневной жизни».
  4. Подведение итогов учебного занятия. Учитель анализирует работу класса, групп,  нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки.
  5. Рефлексия.  Учитель инициирует рефлексию  (метод пяти пальцев). На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

М (мизинец) -  мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

Б (безымянный)  - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок.

Таким образом, при проектировании урока необходимо учитывать соблюдение следующих условий, в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Цели учебной деятельности на уроке принимаются и формулируются учащимися.
  • Выполняется систематическое обучение детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Активно применяется технология диалогического общения, в рамках которой обучающиеся учатся ставить и адресовать вопросы.
  • Эффективно (адекватно целям урока) сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения, т. е., происходит обучение работе по алгоритму и творчески.
  • Определены задачи и четкие критерии самоконтроля, самооценки.
  • Происходит осмысление учебного материала всеми обучающимися.
  • Оцениваются и поощряются реальные, даже минимальные успехи каждого обучающегося.
  • Специально планируются коммуникативные задачи урока.
  • Принимается и поощряется выражаемая учеником собственная позиция, осуществляется обучение корректным формам ее выражения.
  • На уроке создана атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Литература

1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.

2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г.

– № 2.

3. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование.– В.: «Учитель», 2015.

4. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/ О.Н.Крылова,

И.В.Муштавинская. – СПб., КАРО, 2013.

5. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В.: Учитель», 2014.

6. Новиков А. Методология учебной деятельности  М.: Издательство «Эгвес», 2005.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2010 г.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010 г.

9. Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам»). – М.: Просвещение, 2012 г.

10.  Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. – М., 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

"Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока"

Урок - это главная составная часть учебного процесса. Проектирование современного урока следует рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС....

Технологическая карта урока как основа проектирования урока

Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием,то должны прежде всего сознать эту цель.К.Д.Ушинский...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

Педагогический совет «Технологическая карта как инструмент проектирования современного урока»

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....