Приобщение к химическому творчеству через системно – деятельностный подход
учебно-методическое пособие по химии (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Мигранова Лариса Васильевна

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету  химия и экология. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Приобщение к химическому творчеству

через системно – деятельностный подход

        

собственная методическая разработка

по преподаваемому предмету  химия и экология

учителя высшей категории МБОУ БГ села Малояз

МР Салаватский район Республики Башкортостан

Миграновой Ларисы Васильевны

Личность учителя

В МБОУ башкирская гимназия села Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан  преподает химию в 8 -11 классах, учитель высшей категории, почетный работник образования Российской Федерации, отличник образования Республики Башкортостан, заведующая кафедрой естественно – математических наук гимназии Мигранова Лариса Васильевна.

Мигранова Л.В. – творчески работающий учитель, новатор в применении развивающей системы обучения по программе С.Т. Сатбалдиной (8-9 кл.), в 10-11 и профильных  классах по УМК Кузнецовой Н.Е., сочетающий урок с другими формами обучения – лекциями, практикумами, консультациями, зачетами.             В педагогическом труде Ларисы Васильевны главное – это поощрение творческой инициативы, как всего коллектива учащихся, так и каждого ученика, органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности людей. Система работы Миграновой Л.В. успешно разрешает проблему практической направленности обучения химии, а именно:

  1. Формирование основных химических навыков, необходимых для вычислений, химических преобразований и для составления уравнений химических реакций.
  2. Изучение теоретического материала в процессе решения расчетных и экспериментальных задач.
  3. Усвоение знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения химии.
  4. Развитие интереса учащихся к химии, способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию.
  5. Привитие универсальных учебно – трудовых навыков учащихся через системно – деятельностный подход.

Выполняя задачи, поставленные в связи с  введением ФГОС II поколения, а именно внедрение и развитие профильного обучения, она добивается высоких результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся. Качество обучения составляет 80%, при 100 % успеваемости, а результаты ЕГЭ являются самыми высокими по району.

Выпускники Ларисы Васильевны продолжают обучение в ВУЗах Республики Башкортостан, Российской Федерации, где требуются прочные знания химии.

Многие выпускники гимназии связывают свою жизнь с химией. Выбирают высшие учебные заведения, в которых при поступлении требуется химия: МГУ (химфак), БГУ (химфак), УГНТУ, БГМУ, ЧелМГУ. Так, Тагирова Миляуша, окончив Химфак МГУ стала Президентом и учредителем НКО «Ассоциация молекулярных генетиков», в сети Интернет на сайте http://russmolgen.com/mily_page/blago.php выразила благодарность «За любовь к химии учительнице Малоязовской гимназии Миграновой Л.В.».

Воспитанники Миграновой Л.В.  – активные участники международных, всероссийских, республиканских и районных олимпиад, где они занимают призовые места.

Лариса Васильевна 23 года является руководителем РМО (районное методическое объединение). За данный период в школах района было введено развивающее обучение по учебнику Сатбалдиной С.Т. и обучение в школах по УМК Н.Е. Кузнецовой, проведены курсы по решению задач с приглашением представителей БИРО, доцента факультета химии БГУ Гарифуллиной Г.Г. Также были проведены выездные заседания клуба «Поиск», где рассматривались вопросы внедрения новых технологий в образовании.

Методическая разработка Л.В. Миграновой  с большим интересом изучается учителями кафедры естественно – математического цикла, РМО. Она приняла участие на Всероссийском научно – практическом семинаре, посвященном юбилею Д.И. Менделеева, по теме: «Методология, общие методы, технологии инновационного обучения химии» и непосредственно участвовала в работе Круглого стола: «Инновационное развивающее обучение на понятийной основе в школьной практике», выступив с докладом на тему «Учебник – каким он должен быть?» (по апробации учебника Н.Е. Кузнецовой «Химия 10-11 кл.» в профильной школе), Всероссийской научно – практической конференции «Системно – деятельностный подход в обучении: традиции и инновации» с темой «Технологическая карта урока – основа проектирования современного урока».

Значительное место в преподавании Ларисы Васильевны занимает научно – исследовательская работа с учащимися. На Республиканской конференции «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду», учащиеся 10 «Б» класса заняли почетное I место.

В 2015-2016 учебном году Гариев Ильшат занял III место на первом региональном конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, на VIII республиканской научно – практической конференции учащихся «Чистая наука» занял I место. Сертификаты участников получили Садыков Булат, Файзуллина Алсу, Фахриев Ильдар. На первом региональном этапе Всероссийского химического турнира школьников команда Химики 20.15 заняла II место и из ста команд России заочного этапа прошла на очный этап Всероссийского химического турнира шуольников в г. Санкт – Петербург, где ребятам были вручены сертификаты участников.    

В данной методической разработке Лариса Васильевна делится опытом своей работы по воспитанию активной творческой личности в процессе обучения химии с применением развивающего обучения в рамках системно – деятельностного подхода.

Рецензент: завуч по научной работе

Латипова Р.Д.   _________

Методика преподавания

Стержневой идеей организации образовательного процесса обучения учащихся – является применение проектной технологии, то есть, побуждение учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству» на каждом уроке. При такой постановке обучения ученики часто не замечают, как быстро проходят уроки, как много они думают при этом, и соответственно не устают от таких занимательных уроков.

Существует много путей реализации такого подхода в обучении.

  • Во – первых, изменение традиционной структуры урока, использование системы совместной работы учащихся и учителя, включающей в себя:
  1. Проведение уроков – лекций с целью изучения новой темы крупным блоком, активизации мышления школьников при изучении нового материала, экономии времени для дальнейшей творческой работы. (например, в 9, 11 классах можно провести урок – лекцию «Скорость химических реакций», в 10 классе «Природные источники углеводородов» и т.д.)
  2. Проведение уроков решения задач по той или иной теме, где теоретические знания подкрепляются практическими навыками.
  3. Проведение уроков – консультаций на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель.
  4. Проведение зачетных уроков, целью которых является организация индивидуальной помощи учащимся, подготовка их к решению более сложных задач, контроль усвоения пройденной темы.
  5. Проведение уроков – практикумов. Закрепление теоретических знаний и умений, отработка практических навыков.
  • Во – вторых, это организация систематической внеклассной работы по химии, с целью развития творческих способностей учащихся.

Урок – лекция

Данный урок – это, прежде всего урок приобщения школьников к творческой деятельности, это соразмышления учителя и ученика. Он должен быть подготовлен таким образом, чтобы с одной стороны крупным блоком была рассмотрена целая тема, с другой стороны были бы обеспечены доступность, изящество.

Именно в ходе лекции пробуждается интерес к химии, не только как к изучаемому по школьной программе предмету, но и как к великой науке, помогающей проникнуть в самую сущность всего существа. Вот какого мнения о поведении урока – лекции поддерживаются сами учащиеся: «У нас даже дух захватывает, когда мы видим как все красиво и стройно получается».

Во время лекции рассказ сочетаю с вопросами к классу: «А как вы думаете? Предложите, пожалуйста, свои варианты. Сформулируйте вывод. Есть ли другие мнения?» Такие вопросы стимулируют учащихся к активной работе, помогают поддерживать контакт с классом на протяжении всего урока.

        В ходе данного урока необходимо решить комплекс задач, взаимосвязанных друг с другом:

  • заинтересованность учащихся материалом лекции;
  • добиться понимания сути изучаемого вопроса в процессе объяснения;
  • познакомить учащихся с методами химических исследований, которые используются в изучаемой теме;
  • заложить основы не только для решения задач, но и для доступной учащимися исследовательской деятельности.

В качестве примера приведу план лекции в 10 классе: «Карбоновые кислоты».

Цель:

  1. Образовательная: кислоты – функционально новые кислородсодержащие органические соединения.
  2. Развивающая:

а) Показать влияние карбоксильной группы на свойства кислот;

б) Привить умения и навыки составления уравнений с кислотами;

Оборудование: компьютерный диск, раздел «Органические кислоты», коллекиця кислот, реактивы: уксусная кислота, индикаторы СаСО3, щелочь.

План урока:

  1. Строение, номенклатура и физические свойства кислот предельного ряда. Изомерия;
  2. Химические свойства кислот;
  3. Получение и применение кислот;
  4. Выводы. Сходство и отличие кислот и альдегидов;
  5. Возможно ли существование в природе непредельных кислот? Какие формулы вы могли бы предложить? (проблемный вопрос на дом).

Уроки решения задач

Обучение химии, это прежде всего, обучение рашению задач. Должен ли у читель добиваться, чтобы школьники решали как можно больше однотипных задач? – Вовсе нет.

Многие задачи, опубликованные в учебниках, задачниках, методических пособиях в значительной степени дублируют друг друга, отличаясь лишь обозначениями или другими не очень существенными деталями, тога как химическая их сущность, одна и та же.

Оказывается, по каждой теме нужно выделить несколько, обычно, не более 7-8 «ключевых» задач; почти все остальные задачи можно свести к одной из них. Какие же задачи следует считать «ключевыми»?

Большинство задач, которые должен решать каждый учащийся, можно свести к следующим типам:

  1. Нахождение количества вещества.
  2. Определение объема газа.
  3. Определение массовой доли вещества в растворе.
  4. Определение продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.
  5. Вывод химической формулы по данным анализа.
  6. Определение плотности газов и нахождение по плотности молярной массы.
  7. Нахождение продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси.

После разбора в классе всех ключевых задач необходимо организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они получили достаточную тренировку в распознавании, решении и составлении ключевых задач. Желательно, чтобы ученики систематизировали ключевые задачи и составили для себя справочники (таблички, схемы) по приемам решения ключевых задач.

Опыт показывает, что многие учащиеся используют такие схемы – справочники и при подготовке в вузы. Решение большинства довольно трудных задач, даже на химических олимпиадах, сводится в конечном итоге к умелому распознанию небольшого числа людей в ключевых задачах.

Кроме того, такая система позволяет обоснованно дифференцировать работу учащихся, так как с одной стороны, овладение умением решать ключевые задачи гарантирует выполнение программных требований к их значениям и умениям, а с другой стороны, учащиеся, интересующиеся химией, оттолкнувшись от этих задач, свободно переходят к следующему качественному этапу работы с химическими задачами.

Опыт использования ключевых задач на основе информационных технологий в обучении показывает, что такой подход дает возможность ликвидировать не только перегрузку учащихся (решается меньшее количество задач, меньше их задается на дом, заранее известно, какие типы задач подлежат опросу), но и существенно облегчает проверку знаний учащихся.

Урок – консультация

Идея организовать взаимную деятельность учителя и учащихся возникла в момент подготовки к экзаменам и перешла затем, на период изучения теоретического материала, решения задач и при повторении изученного материала.

Накануне урока ученики получают домашнее задание – подготовить карточки с условиями задач и вопросов по теме, которую они не поняли. Заметим, что такие задания не являются неожиданными – ученикам заранее известен срок проведения консультации, и постоянно, в ходе изучения темы,побуждаю их к поиску и отбору наиболее интересных задач.

На первых уроках – консультациях, после того, как не получены вопросы, предлагаю учащимся открыть учебник  и, анализируя имеющиеся в нем задачи, показываю примеры вопросов, которые могли бы быть заданы учащимся, но ускользнули от их внимания.

Таким образом, совместная деятельность учителя и учащихся становится плодотворной, приводит к тому, что перед этим уроком накапливаются карточки с большим количеством задач. Из этого количества необходимо выбрать несколько задач (около 5-7), но таким образом, чтобы решение минимального числа задач вооружило бы всех школьников приемами отыскивания решений, сформулированных ими заданий.

Опыт показывает, что ребята очень высоко ценят консультации именно потому, что это не заранее подготовленные и выштудированные задачи, а такие, решение которых рождается  на их глазах и при активном участии всего класса.

Практика использования уроков – консультаций быстро растет. Поиск решения задач становится общим делом, сближает всех, делая единомышленниками. Эмоциональный подъем при этом испытывают и учитель и ученики.

Что дает урок – консультация учителю?

  1. В ходе подготовки к проведению урока часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разработаны в классе, поэтому учитель может во время консультации восполнить пробел.
  2. Карточки, которые подготовили ученики к уроку – консультации, могут быть использованы учителем (как дидактический материал) при повторении темы, организации контроля и т.п.
  3. В ходе урока – консультации учитель получает возможность узнать учеников с лучшей стороны, вовремя видеть динамику продвижения ученика, выявить наиболее любознательных и наиболее пассивных, вовремя поддержать тех, кто испытывает затруднения.

Что дают уроки – консультации ученикам?

  1. Имеются ученики, которые в присутствии всего класса, вследствие своей стеснительности, выйдя к доске «теряются» и не могут вслух объяснить решение задачи. Среди них есть много трудолюбивых, и грамотно заданный вопрос учителя в письменной форме, позволяет таким учащимся раскрепоститься и получить поощрение со стороны учителя и признание одноклассников.
  2. Подготовка учащихся к уроку – консультации стимулирует их к работе с различной учебной научно – популярной литературой, Интернетом.
  3. Подготовка к уроку вырабатывает у учеников привычку (которая вообще свойственна детям, но, к сожалению, чаще всего безвозвратно теряется) задавать вопросы на уроках химии. А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане.

Зачетные уроки

Зачетные уроки – это уроки, предназначенные не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всего для обучения, развития и воспитания школьников посредством индивидуальной работы с каждым учеником на зачете.

В зачеты включается тот материал, которым должны владеть все ученики класса после изучения темы. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета – подготовка к таким экзаменам.

К проведению зачета (после повторения и получения инструкций о проведении зачета) привлекаются старшие школьники. Накануне зачета учащиеся старших классов получают специальное домашнее задание – подготовить зачетную карточку. В карточку включаются основные вопросы теории, ключевые задачи. Подготовленные карточки ребята сдают на просмотр учителю. На зачет отводится два часа. На первом, ученик, получив карточку, приступает к решению задач. Если в ходе ответа обнаруживается непонимание сути дела или пробелы в знаниях, то сдающий тут же получает необходимые разъяснения. Заканчивается зачет тем, что принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задач из карточки, за ведение тетради. При этом каждая из оценок мотивируется. Внедрение зачетной системы приводит к появлению новых педагогических задач. Первая из этих задач – воспитательная. Общение учащихся на зачете. Вторая задача – специальная подготовка старших к участию на зачете. Научить этому не совсем просто. К примеру, составление зачетной карточки предполагает не простое повторение материала, а изучение его на более высоком уровне. Дело в том, что подготовка интересных задач для карточек – качественно новая ступень в развитии школьников. Опыт свидетельствует о том, что ученик, умеющий составлять задачи по определенной теме, решает задачи качественнее того школьника, который не умеет этого делать. Наблюдение за тем, как ученики составляют карточки, убеждает, что это является особой формой творчества учителя и учащихся.

Зачетная система снимает постоянную тревогу за «накопляемость» оценок. Оценок, полученных на зачетах, вполне достаточно для объективной оценки за четверть, а это условие приводит к тому, что на уроках появляется возможность творческого общения. Обсуждение задач становится более раскованным. Как выражаются сами ученики, можно свободно, без боязни высказывать любые мысли, даже если они не верны – тебя не накажут за это плохой оценкой. И, наоборот, ученик, быстро решивший задачу, или нашедший идею решения, не ждет за это «зарплаты» в виде хорошей оценки, а просто получает эстетическое удовольствие.

Приведу вопросы зачетных занятий в 8 классе

«Периодический закон Д.И. Менделеева»

  1. Структура периодической системы.
  2. Строение атома.
  3. Заполнение квантовых ячеек атомов химических элементов I- III периодов.
  4. Виды электронных облаков.
  5. Как изменяются свойства химических элементов в периодах, главных подгруппах.
  6. Приведите план характеристики химического элемента.
  7. Дайте две формулировки периодического закона Д.И. Менделеева. Каков принцип построения системы?
  8. Значение периодического закона.
  9. От чего зависят металлические свойства элементов.
  10. От чего зависят неметаллические свойства элементов.

Упражнения и задачи к вопросам:

  1. Дайте характеристику элемента №3 (№14, № 5).
  2. У какого элемента ярче выражены металлические свойства: лития или калия.
  3. У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства: азота или фосфора.
  4. Заполните квантовые ячейки элемента № 15 (№ 9, №11)
  5. Составьте энергетическую схему строения атома № 12 (№ 8, № 10)
  6. Определить число протонов, нейтронов и электронов в атоме кислорода (углерода, серы).

Уроки - практикумы

Уроки – практикумы проводятся на основе приемов самостоятельного ученического исследования, значение которого выражается в субъективной необходимости развития обучающихся. Исследовательская деятельность учащихся носит поисковых характер, ведущий к открытию неизвестных учащемуся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.  Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания.

Любое исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, предусматривающий пути его решения, в заключении формулируется вывод. Такова общая схема выполнения исследовательской работы на уроке.

В качестве примера приведу методику проведения урока – практикума «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией».

Цель работы: научиться готовить растворы с заданной молярной концентрацией; проверить на практике действенность теоретических знаний, о способах выражения концентрации веществ в растворе.

Задания:

  1. Приготовить 1 л. раствора NaCl с молярной концентрацией 0,15 М.
  2. Приготовить 0,5 л. раствора НСl  с молярной концентрацией 0,10 М из раствора с массовой  долей НСl 20% (р=1,1 г/см3).

Ход работы: перед началом выполнения работы произведите расчеты. Приготовьте растворы, соблюдая необходимые правила техники безопасности.

Порядок выполнения работы.

  1. Взвесьте на весах необходимую массу вещества NaCl, а для приготовления разбавленного раствора HCl, отметьте цилиндром нужный объем раствора. Отметьте цилиндром нужный объем воды.
  2. Навеску (или объем исходного раствора) перенесите без потерь в колбу на 1 л. (или на 0,5 л.)
  3. В колбу с навеской (исходным раствором) постепенно долейте воду до метки.
  4. Перемешайте раствор, перелейте в цилиндр, с помощью ареометра определите его плотность и сравните с плотностью по таблице.
  5. Рассчитайте абсолютную и относительную ошибки опыта.

daбc= практ. - Ẁтеор.;  dотн.=      daбc * 100 %

                                                 _____________

                                                            Ẁ

  1. Оформите отчет.

Внеклассная работа

В гимназии функционирует НХОУ – научное химическое общество учащихся «Сигма». Избран президент этого общества.  Совет НХОУ из числа учащихся 8-10 классов. Составлена программа занятий, содержание внеклассной работы определяется материалами из журналов и книг.

Ежегодно проводятся:

  1. Химические вечера «Посвящение в химики», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы».
  2. Химические олимпиады (школьные, районные, республиканские), где учащиеся занимают призовые места.
  3. Турниры, химические бои.
  4. Научно – исследовательские конференции, на которых учащиеся выступают с различными докладами, научными работами, например, «Мониторинг воды реки Юрюзань», «Радиоактивное загрязнение», «Влияние пищевых продуктов на структуру зубов», «Получение аспирина в домашних условиях», «Прибрежное «капучино» - удивительное природное явление или предупреждение», «Определение нитратов в яблоках и влияние их на организм» и т.д.
  5. Неделя химии, с проведением различных конкурсов, викторин, химических опытов, брейн – рингов.
  6. Встречи со студентами ВУЗов с химическим профилем обучения.

Неудивительно, что многие выпускники, выбирают профессию, связанную с химией, и являются не только участниками Всероссийской студенческой олимпиады по химии, но и ее призерами. Самое главное во внеклассной работе – это дух творчества.

Приведу пример  проведения одного из занятий на секции «Исследователи».

Тема: Обнаружение витамина С в овощах и фруктах.

План:

  1. Сообщение учащегося о витамине С в природе и его значении для нормального развития организма.
  2. Схема качественного определения витамина С:

Кусочек фрукта + 10% р-р H2SO4 + 3% р-р (растертый в ступке)

KMnO4 →обесцвечивание

Аскорбиновая кислота переводит

                                     Mn+7  в      Mn+2,

(Витамин С)                         ↓                  ↓

                                 (розовая окраска) (бесцветный)

т.е. происходит окисление витамина С и восстановление Mn.

Информационные технологии на уроке химии

За последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. Все новинки технологического прогресса с особым  восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

В практике преподавания химии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

  • экономить время;
  • красочно оформлять материал;
  • повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
  • оптимизировать процесс усвоения знаний;
  • индивидуализировать обучение;
  • концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
  • в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
  • самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

На этапе методической проработки процесса обучения появляются дополнительные возможности

  • развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;
  • систематически накапливать материал;
  • повышать мотивацию преподавания и обучения.

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Так, например, во время проведения урока – лекции, с помощью компьютера, имеется возможность наглядно воспроизводить слайды (схемы, таблицы), диаграммы.

Медиа – урок «Природные источники углеводородов - нефть» (10 класс)

Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти.

Оборудование: компьютерный диск, раздел «Природные источники углеводородов», коллекция «Продукты переработки нефти»,

План урока:

1) Общая характеристика природных источников углеводородов.

2) Природный и попутный нефтяной газ.

3) Нефть.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с природными источниками углеводородов: природным газом, нефтью. С этой целью мы обратимся к диску. Внимательно смотрите, слушайте и записывайте основные тезисы лекции.

1. Просмотр диска с записью увиденного. (30 минут)

1) Общая характеристика природных источников углеводородов.

Слайд №1. Общая характеристика природных источников углеводородов. Показана диаграмма нахождения углеводородов в природе.

2) Природный и попутный нефтяной газ.

Слайды №2 и №3. Природный и попутный нефтяной газ. Различие в способах добычи этих газов и содержании в них углеводородов. Применение этих газов в промышленности.

Природный газ. Попутный нефтяной газ

Метан 95,6 % 63,4%

Этан 1% 10,5%

Пропан 0,33% 11,1%

Бутан 0,07% ( н-бутан) 2,8% (н-бутан) и 1,2% (и-бутан)

Пентан и выше 0,03% 2%

Азот и редкие газы 3% 9%

Углекислый газ 0,4% -

Применение 90% как топливо для синтеза веществ (разделяют на фракции)

Фракции попутного нефтяного газа:

1. Сухой газ - метан, этан (применяют как топливо);

2. Пропан-бутановая смесь (применяют как топливо);

3. Газовый бензин - пентан и выше (применяют как добавка к бензину).

Газовые месторождения России: Западная Сибирь (Уренгой, Заполярье); Волго-Уральский бассейн (Оренбург, Вуктыльск)

3) Нефть

Слайд №4. Нефть. Характеристика физических и химических свойств нефти.

Опыт, демонстрирующий горение нефти, растворение ее в воде.

Слайд №5. Способы добычи нефти и места её залегания.

Слайд №6. Промышленная установка переработки нефти. Запись продуктов ректификации и условий их получения. Ректификация - физический процесс разделения нефти на фракции, основанный на различной температуре кипения веществ.

Демонстрация коллекции «Продукты переработки нефти».

Фракции нефти:

1. Газовая фракция (метан и другие газы).

2. Бензин (С511) температура-40-2000С (газолин, бензин авиационный, автомобильный).

3.Лигроин (С814) температура-120-2400С (горючее для тракторов).

4. Керосин (С1218) температура-150-3100С (топливо для реактивных самолётов и ракет).

5. Газойль (С18 и выше) температура-2750С (дизельное топливо).

6. Мазут - продукт, остающийся после ректификации нефти.

Мазут при высокой температуре разгоняют и получают машинные и смазочные масла. Остаток переработки мазута - гудрон.

Вопрос о крекинге нефти рассматривается по учебнику. Определяются различия между термическим и каталитическим крекингом. Показываются преимущества второго по сравнению с первым. Записываются уравнения крекинга С18Н38 и С22Н46. Определяются пути увеличения октанового числа бензина, его детонационной стойкости. Нефтяные месторождения России: Западная Сибирь, Пермская область.

Содержание

  1. Личность учителя
  2. Методика преподавания
  3. Урок – лекция
  4. Уроки решения задач
  5. Урок – консультация
  6. Зачетные уроки
  7. Уроки – практикумы
  8. Внеклассная работа
  9. Информационные технологии на уроке химии
  1. Медиа – урок «Природные источники углеводородов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход через использование ИКТ на уроках географии

Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения необходимо использование ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деяте...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход

В данной работе представлен теоретичсекий  материал, раскрывающий понятия "компетнция и ее виды", формы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках ангглийского языка (из опыта р...

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....