Конспект урока по химии по теме "Химические свойства солей"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Цель данного урока: познакомить учащихся с основными химическими свойствами солей. 

Задачи: 

  • расширить и углубить знания об основных химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;
  • продолжить отработку навыков проведения практического эксперимента;
  • продолжить закрепление умения составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
  • рассмотреть влияние знаний по предмету на формирование критического восприятия новой информации;
  • развитие умения прослеживать закономерности и делать логические выводы.

Данный урок включает в себя практическую работу в парах, индивидуальную и фронтальную формы работ. Соответтвует требованиям ФГОС и может быть проведен в 8-м классе при изучении основных классов неорганических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_v_8_klasse_po_teme.docx15.9 КБ
Файл vyrezka.docx992.69 КБ
Файл list_samootsenki.docx17.69 КБ
Microsoft Office document icon rabochie_listy.doc100 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx204.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока в 8 классе по теме «Химические свойства солей»

Здравствуйте! Сегодня начать наш урок я хочу с не совсем обычного вопроса. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто пользуется социальной сетью Вконтакте. Таких среди нас абсолютное большинство. А теперь поднимите руки те, кто подписан и читает новости сообществ, в которых публикуются какие-то научные факты, интересная информация, связанная с наукой.

Как вы думаете, насколько достоверна информация, которую предоставляют такие ресурсы?

В одной из таких групп я обнаружила подборку фактов, часть из которых огорчила меня, потому что эта информация содержит химические ошибки, а значит, может ввести не знающих людей в заблуждение и даже навредить. Для вас я распечатала эти посты, прочитайте их, пожалуйста.

Сообщество называется «Интересное и полезное».  Была ли для вас эта информация интересной?

А теперь мы проверим, является ли она полезной, то есть, правдива ли она.

О каком веществе идет речь в первой заметке? К какому классу оно относится? Что такое соли? И так, в первой заметке говорится о том, что соли тяжелого металла бария используют при диагностике заболеваний жкт именно в виде нерастворимого сульфата. Как можно получить такой сульфат, согласно заметке?

В листе самооценки найдите желтое поле. Если вы считаете, что эта заметка не содержит химических ошибок, то в желтом поле поставьте знак «+», а если считаете, что это утверждение ложно, то знак «-«.

О чем говорится в заметке про Тадж-Махал? Что такое мрамор? К какому классу относится?  Давайте присвоим этой заметке порядковый номер два и повторим процедуру. И снова: если вы считаете, что эта заметка не содержит химических ошибок, то в желтом поле поставьте знак «+», а если считаете, что это утверждение ложно, то знак «-«.

О чем говорится в заметке для садоводов? Что такое медный купорос? К какому классу относится это вещество? Как рекомендуется хранить и готовить этот раствор? Давайте, присвоим номер 3 этой заметке и также попробуем оценить ложность или истинность факта.

О чем говорится в четвертой заметке? Из чего можно получить этот гидроксид? Оцените суждение.

О соединениях какого класса говорится во всех четырех заметках? Что нужно знать о солях, чтобы доказать правдивость или неправдивость суждений? Таким образом, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Тема урока: химические свойства солей. Запишите, пожалуйста, тему в своих рабочих листах.

Давайте определим, какой факт вам кажется наиболее интересным и проверим его.

 

О взаимодействии веществ каких классов идет речь в первой заметке? (соль + соль). Найдите, пожалуйста, в ваших рабочих листах опыт, который соответствует этой схеме. В синем окошке рядом с описанием поставьте соответствующий номер. Прочитайте внимательно описание эксперимента и задание к нему. Если всё понятно – можете приступать к выполнению.

Вы записали наблюдения, составили уравнение реакции. К какому типу относится эта реакция? Какие у неё есть условия? Что необходимо, чтобы реакция произошла? Проверьте, пожалуйста, уравнение, которое у вас получилось.  Возьмите свой лист самооценки и найдите графу, которая соответствует нашему опыту. Если у вас верно составлено и ионное и молекулярное, то  поставьте себе за него два балла, если есть ошибка только в одном уравнении, то 1, если больше – 0. Давайте выведем общее свойство солей и запишем его в поле ниже.  Правдой или ложью оказалось наша заметка? Давайте отметим это в специальном поле на вашем рабочем листе.

Давайте проверим следующую заметку. О каком типе взаимодействия идет речь? (соль + кислота)

Найдите, пожалуйста, в ваших рабочих листах опыт, который соответствует этой схеме. В синем окошке рядом с описанием поставьте соответствующий номер. Прочитайте внимательно описание эксперимента и задание к нему. Если всё понятно – можете приступать к выполнению.

Вы записали наблюдения, составили уравнение реакции. К какому типу относится эта реакция? Какие у неё есть условия? Что необходимо, чтобы реакция произошла? Проверьте, пожалуйста, уравнение, которое у вас получилось.  Возьмите свой лист самооценки и найдите графу, которая соответствует нашему опыту. Если у вас верно составлено и ионное и молекулярное, то  поставьте себе за него два балла, если есть ошибка только в одном уравнении, то 1, если больше – 0. Давайте выведем общее свойство солей и запишем его в поле ниже.  Правдой или ложью оказалось наша заметка? Давайте отметим это в специальном поле на вашем рабочем листе.

Перейдем к следующему эксперименту. К какому типу относилась эта реакция? Отличаются ли условия реакции замещения и обмена? Чтобы удостоверится в этом давайте посмотрим видеоролик. Какое условие мы можем записать? У этой реакции есть еще и второе условие. В каком состоянии находились соли? Когда мы говорили о взаимодействии кислот с металлами, какие два условия мы определили? Почему обе соли должны быть растворимыми? Тоже самое и с солями. Если образующаяся соль нерастворима, то такая реакция очень быстро закончится. Давайте запишем второе условие реакции. А теперь сформулируем ее в общем виде. Правдой или ложью оказалась заметка? Если вы все сделали верно, поставьте себе 2 балла в листе самооценки. Правдой или ложью оказалось наша заметка? Давайте отметим это в специальном поле на вашем рабочем листе.

И завершим практическую часть, выполнив последний эксперимент. О каком типе взаимодействия идёт речь? (Основание + соль). В ваших рабочих листах вам предлагается самим придумать способ получения гидроксида меди (II). Каким образом можно осуществить это превращение из веществ, которые есть в вашем распоряжении? (медный купорос + гидроксид натрия). Пожалуйста, осуществите этот опыт. К какому типу относится эта реакция? Какие у неё есть условия? Что необходимо, чтобы реакция произошла? Проверьте, пожалуйста, уравнение, которое у вас получилось.  Возьмите свой лист самооценки и найдите графу, которая соответствует нашему опыту. Если у вас верно составлено и ионное и молекулярное, то  поставьте себе за него два балла, если есть ошибка только в одном уравнении, то 1, если больше – 0. Запишите общее свойство солей и запишите его в поле ниже.  Правдой или ложью оказалось наша заметка? Давайте отметим это в специальном поле на вашем рабочем листе.

Давайте подведем итоги. Все ли заметки оказались соответствующими истине? Можно ли слепо доверять информации, публикуемой в виртуальных СМИ?

С какими веществами могут взаимодействовать соли? При каких условиях?

А теперь давайте проверим вашу химическую интуицию. В листе самооценки найдите поле желтого цвета, в котором вы отмечали, какие заметки могут оказаться правдой или ложью. Обведите кружочком каждое ваше совпадение с правильным ответом. Если у вас совпало все четыре предположения в графе дополнительный балл поставьте себе 2 балла, если 2 или 3, то 1 балл, если меньше, то 0 баллов. Встаньте, пожалуйста, те, у кого совпало всё. Спасибо, а теперь те, у кого совпало 2 или 3 предположения. Спасибо.

И в заключении посмотрите на слайд. Перед вами 4 утверждения о свойствах солей. Не делая дополнительных записей, поставьте «+ «в листе самооценки в поле зеленого цвета напротив каждого утверждения, которое вы считаете верным и «-« – напротив того, которое считаете ложным. А теперь проверим себя. Обведите кружочком каждое ваше совпадение с правильным ответом. Если у вас совпало все четыре предположения в графе дополнительный балл поставьте себе 2 балла, если 2 или 3, то 1 балл, если меньше, то 0 баллов.

Посчитайте общее количество баллов за урок. Если это число 12-10 – в графе «Оценка за урок» поставьте себе «5», если 9-8 – оценку «4», если 7-6 – оценку «3». Домашнее задание вы видите на слайде. Спасибо за внимание, всего доброго!



Предварительный просмотр:

C:\Users\Teacher\Desktop\Безымянный.png



Предварительный просмотр:

Оценка за урок:

Фамилия, имя, класс________________________________________________

истина/ложь

Заметка №1

Заметка № 2

Заметка № 3

Заметка № 4

Дополнительный балл

Количество баллов

Опыт № 1

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

Общий балл:

Оценка за урок:

Фамилия, имя, класс________________________________________________

истина/ложь

Заметка №1

Заметка № 2

Заметка № 3

Заметка № 4

Дополнительный балл

Количество баллов

Опыт № 1

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

Общий балл:

Оценка за урок:

Фамилия, имя, класс________________________________________________

истина/ложь

Заметка №1

Заметка № 2

Заметка № 3

Заметка № 4

Дополнительный балл

Количество баллов

Опыт № 1

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

Общий балл:

Оценка за урок:

Фамилия, имя, класс________________________________________________

истина/ложь

Заметка №1

Заметка № 2

Заметка № 3

Заметка № 4

Дополнительный балл

Количество баллов

Опыт № 1

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

Общий балл:



Предварительный просмотр:

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

соль1 + соль 2 соль + кислота соль + щелочь соль + металл Химические свойства солей

Слайд 2

Проведите опыт согласно инструкции. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения этой реакции Ba(NO 3 ) 2 + CuSO 4 → BaSO 4 ↓ + Cu(NO 3 ) 2 Ba 2+ + 2NO 3 - + Cu 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓ + Cu 2+ + 2NO 3 – Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

Слайд 3

CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + CO 2 ↑+ H 2 O CaCO 3 + 2H + + 2Cl - → Ca 2+ + 2Cl - + CO 2 ↑+ H 2 O CaCO 3 + 2H + → Ca 2+ + CO 2 ↑+ H 2 O Проведите опыт согласно инструкции. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения этой реакции

Слайд 4

CuSO 4 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2- Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓ Проведите опыт согласно инструкции. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения этой реакции

Слайд 5

С uSO 4 + Fe → FeSO 4 + Cu ↓ Проведите опыт согласно инструкции. Запишите уравнение этой реакции

Слайд 8

1) Алюминий вытесняет серебро из раствора нитрата серебра. 2) Нитрат серебра не реагирует с соляной кислотой. 3) Взаимодействие гидроксида калия и хлорида алюминия является реакцией обмена, но не протекает до конца, т.к. не выполняется условие реакции обмена. 4) Растворы солей могут реагировать друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Конспект урока по химии :Основные классы неорганических веществ : соли.

Конспект урока  по химии "Основные классы неогранических веществ : соли" для 8 класса...

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...

Конспект урока по химии 8 класс. Тема: "Соли"

Материал предсавляется собой конспект урока для обучающихся 8 класса (базового уровня). Тема урока: "Соли"...