ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ “ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами (на примере глюкозы).

Задачи:

  • Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.
  • Совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умения устанавливать причинно-следственные связи)
  • Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: частично-поисковый.

Форма урока: экспериментальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glyukoza_10_kl.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ “ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами (на примере глюкозы).

Задачи:

  • Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы.
  • Совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умения устанавливать причинно-следственные связи)
  • Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: частично-поисковый.

Форма урока: экспериментальная работа.

Средства обучения , оборудование: штатив с пробирками под номерами, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.

Реактивы: глицерин, глюкоза, аммиачный раствор оксида серебра, сульфат меди, гидроксид натрия, метаналь.

Предполагаемый результат: сформированное представление о двойственных свойствах органического вещества – глюкозы через построение структурной формулы вещества и установление взаимосвязи между строением и свойствами.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Повторение ранее изученного материала.
  4. Организация эксперимента (правила ТБ, алгоритм действий).
  5. Эксперимент.
  6. Оформление результатов эксперимента (заполнение таблицы)
  7. Решение задачи на вывод формулы вещества.
  8. Составление структурной формулы вещества на основании результатов эксперимента и решения задачи.
  9. Обсуждение результатов и формулировка темы урока учащимися.
  10. Физические свойства глюкозы.
  11. Химические свойства.
  12. Получение глюкозы.
  13. Закрепление знаний.
  14. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  15. Домашнее задание.

“Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных данных
может делать теоретические выводы”

М.В.Ломоносов

I. Целеполагание.

– Как вы думаете, почему я взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку?
– Чем мы будем заниматься, исходя из этого эпиграфа?
– Сегодня у нас будет проведение не опытов, а проведение эксперимента.
– Чем на ваш взгляд различаются опыт и эксперимент?

На доске фиксируются ответы учащихся.

– Я вам напомню, что такое опыт. Опытом называется воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем ее проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу. (Гипотеза – предположение, требующее подтверждения).
Так вот сегодня на уроке наша
 задача будет состоять в следующем: сделать вывод о природе неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента. Давайте договоримся, что будем понимать под природой вещества. (Состав, строение, свойства – карточки с данными словами закрепляем на доске)

СОСТАВ

|
v

СТРОЕНИЕ

|
v

СВОЙСТВА

II. Повторение ранее изученного.

– Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента. (Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.)

– Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры).

– С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт? (Качественный реактив на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко синий. Качественный реактив на альдегид-взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра. Признак реакции – образование осадка – “серебряного зеркала” на стенках пробирки).

III. Организация эксперимента.

– Теоретические вопросы вспомнили. Перейдем к практике. Помните, что проведение эксперимента требует точности, аккуратности, внимательности. Но прежде о правилах техники безопасности. Вспомним правила работы со спиртовкой при нагревании и закреплении пробирки, как работать с едкими веществами.
Итак, перед вами три пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие.
С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество.
Задача данного этапа – обнаружить, к какому классу принадлежит неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Помните, что мы проводим эксперимент, а это значит – сначала выдвигаем гипотезу. Результаты наблюдений заносим в таблицу, которая находится у вас на столе.

IV. Оформление результатов и заполнение таблицы.

– Запишите наблюдения в таблицу.                                                                   .

 

Пробирка № 1

Пробирка № 2

Пробирка № 3

Проба № 1
Вещество + Ag
2O и нагреваем

+

 

+

Проба № 2
Вещество + Cu(OH)
2
(свежеприготовленный гидроксид меди)

 

+

+

ВЫВОДЫ

альдегид

Многоатомный спирт

Многоатомный альдегидоспирт

– Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений?
– Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке?
– Знаем ли вы формулу такого вещества?

V. Решение задачи.

– Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав.

Задача.

Вещество в пробирке №3 имеет следующий качественный состав:

W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%

Молярная масса неизвестного вещества равна 180 грамм/моль.
Найти формулу неизвестного вещества.

Дано: 

W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%

М (вещества) = 180 грамм/моль

___________________________

Найти:

Сх Ну Оz – ?

Решение:

VI. Составление структурной формулы.

– Знаем формулу С6Н12 О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных. Так попробуйте составить его структурную формулу. Помните: 1 – атом углерода 4-х валентен, 2 – вещество содержит одну альдегидную группу, 3 – несколько гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза. Вы обратили внимание, что в начале урока не была сформулирована тема. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих листах. Наиболее четко и неординарно сформулированная тема записывается на доске – “Глюкоза – альдегидоспирт”.

VII. Физические свойства глюкозы.

(Рассматриваются в ходе демонстрации и фиксируются в тетрадях)

Вопросы учащимся: в чем причина хорошей растворимости глюкозы в воде? (способность образовывать водородные связи, из-за наличия гидроксогрупп).

VIII. Химические свойства глюкозы.

Химические свойства обусловлены наличием в молекуле альдегидной и гидроксильных групп.            Учитель записывает УХР на доске, а учащиеся в тетрадях.

  1. Как многоатомный спирт

С6Н12О6 + Cu(OH)2  синий р-р  (при обычных условиях).

  1. Как альдегид

                                                        t0

      СН2ОН-(СНОН)4-СНО + Ag2O  СН2ОН-(СНОН)4-СОOH + 2 Ag

                                                          t0

СН2ОН-(СНОН)4-СНО + 2 Cu(OH)2  СН2ОН-(СНОН)4-СОOH + Cu2O + 2 H2O  

  1. Реакции брожения

С6Н12О6  2 C2H5OH + 2 CO2    ( спиртовое )

 С6Н12О6 2 CH3-CHOH-COOH  (молочнокислое)

  1. Полное окисление

С6Н12О6 + 6 О2 6 CO2+ 6 H2O + Q

IX. Получение глюкозы

6 CO2+ 6 H2O  С6Н12О6 + 6 О2 -  Q   (глюкоза накапливается в растениях в процессе фотосинтеза)

X. Закрепление знаний в новой обстановке

Изомером глюкозы является фруктоза – кетоноспирт. Как экспериментально распознать р-ры глюкозы и фруктозы?  (Ag2O аммиачный р-р при t0 ).

XI. Подведение итогов урока. Рефлекия.

– Вспомните, какая задача была проставлена перед вами в начале урока?
– Какой результат вы получили?
– Есть ли среди вас такие ученики, кто сделал сегодня на уроке для себя маленькое открытие?

XII. Домашнее задание (дифференцированное) по учебнику Габриеляна О.С. «Химия 10 класс. Базовый уровень.

1 группе учащихся: & 14 упр. 5,6

2 группе учащихся: & 14 упр. 5,6,8,9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по органической химии "Амины"

Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Урок по органической химии.

Урок  химии  в  10 классеТема урока:« Глюкоза, ее строение и свойства ».Урок проводится по технологии деятельностного обучения  с использованием эвристического, объяснительно...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Презентация к уроку: История органической химии

В материале рассмотрена история развития органической химии в хронологическом порядке. Разобрана сущность доструктурных теорий в органической химии и теории витализма. Указаны имена ученых, которые вн...

Проект по теме "Органическая химия в нашей жизни"

Проект предназначен для учащихся 10 классов, интересующихся органической химией. Цель проекта познакомиться с органическими соединениями и их значением в жизни общества....

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...