Урок по органической химии "Крахмал и целлюлоза" (10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Гордеев Андрей Сергеевич

Данный урок предусматрвает использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krahmal_i_tsellyuloza_10_klass.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 20»

КРАХМАЛ

И ЦЕЛЛЮЛОЗА – ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЛИСАХАРИДОВ

Методическая разработка урока

с использованием технологии развития критического мышления                                                       Химия – 10 класс (1 час) 

Разработал учитель химии и экологии                                                                                                                Гордеев А.С.

г. Донской                                                                                                                                                                           2009 год

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную работу на уроке. Использование этой технологии даёт возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития.

В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трёх стадий. Первая – стадия вызова; она заключается в актуализации и обобщении имеющихся знаний по изучаемой теме, возбуждении интереса к ней, мотивации учащихся к активной учебной деятельности.

На второй стадии – стадии осмысления – задачи другие – получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная стадия – стадия размышления и рефлексии, подразумевающая целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление ещё не познанного – вопросов и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»), анализ всего процесса изучения материала.

Что даёт учащимся эта технология? Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объёмами информации. В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.

Технология развития критического мышления наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст. Возможны несколько форм (стратегий) применения этой технологии: «Чтение текста с пометками», «Заполнение таблицы ЗХУ («знаю, хочу узнать, узнал»), «Зигзаг», «Продвинутая лекция».

Положительные стороны предлагаемой технологии: самостоятельное добывание знаний, осмысление собственной деятельности в учебном процессе, повышение ответственности обучающихся. Полноценное занятие получается при сдвоенном уроке. Возможна организация практического занятия и изучение нового материала. Сложность заключается в неодинаковом темпе чтения и оформления письменной работы учащимися.

На уроке используется мультимедийная презентация «Крахмал и целлюлоза – важнейшие представители полисахаридов» (см. приложение 1).

Оборудование: 1) персональный компьютер,

                            2) мультимедийный проектор Acer XD 1150,

                            3) демонстрационный экран.

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о классификации углеводов и отличиях полисахаридов от моносахаридов;
  • изучить особенности строения, нахождение в природе, физические и химические свойства крахмала и целлюлозы в сравнении;
  • рассмотреть биологическую роль полисахаридов.

Ход урока:

I. Стадия вызова.

Учитель: На предыдущих уроках вы изучили классификацию углеводов и подробно рассмотрели особенности моносахаридов. Сегодня вам предстоит изучить строение, нахождение в природе, физические и химические свойства полисахаридов. (На экран проецируется слайд № 1 с темой урока). Но сначала вспомним основные отличия полисахаридов от моносахаридов. С этой целью вам предлагается выполнить тест (листы с тестом заранее были разложены на столах у учащихся).

Тест.

Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:

I вариант – для моносахаридов;

II вариант – для полисахаридов.

  1. Их представителями являются глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.
  2. Их представителями являются крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза, хитин.
  3. Молекулы состоят из множества одинаковых повторяющихся групп атомов.
  4. Подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы.
  5. Имеют общую формулу (C6H10O5)n.
  6. Молярная масса невелика и обычно не превышает нескольких сотен г/моль.
  7. Молярная масса велика и может достигать нескольких миллионов г/моль.
  8. Не вступают в реакцию гидролиза.
  9. Способны подвергаться гидролизу.
  10. Остатки молекул некоторых из них входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК.

Учащиеся выполняют тест, после чего осуществляют взаимную проверку в парах. Затем ответы к тесту проецируются на экран (слайд № 2).

Ответы: I вариант: 1, 4, 6, 8, 10.

               II вариант: 2, 3, 5, 7, 9.

II. Стадия осмысления.

Учитель предлагает учащимся в течение 20 минут проработать текст параграфа 24 учебника О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс» (М.: Дрофа, 2004. – С. 206 – 210), используя специальные пометки карандашом:

«V» – «это я знаю»;

«+» – «новая информация»;

«–» – «информация, противоречащая моим знаниям»;

«?» – «информация, требующая пояснения»;

«!» – «это интересно».

Учащиеся работают в группах по 3 – 4 человека, обмениваются мнениями по изучаемому вопросу, помогают друг другу преодолеть возникающие затруднения, делая необходимые пояснения.

III. Стадия размышления и рефлексии.

Учащиеся возвращаются в пары и составляют таблицу «Крахмал и целлюлоза». Внешний вид таблицы проецируется на экран (слайд № 3), при этом в каждой паре один учащийся заполняет столбик «Крахмал», а второй – «Целлюлоза», после чего они обмениваются результатами:

Крахмал

Целлюлоза

Молекулярная формула

(C6H10O5)n

(C6H10O5)n

Особенности строения

(Слайды № 4 и № 5)

Структурное звено – остаток циклической молекулы α-глюкозы. Степень полимеризации от нескольких сотен до нескольких тысяч. Молярная масса достигает нескольких сотен тысяч г/моль. Два вида структур макромолекул: линейная (амилоза) и разветвлённая (амилопектин).  В крахмале на долю амилозы приходится 10 – 20 %, а на долю амилопектина – 80 – 90 %.

Структурное звено – остаток циклической молекулы β-глюкозы. Степень полимеризации от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч. Молярная масса достигает нескольких миллионов г/моль. Один вид структуры макромолекул: только линейная.

Нахождение в природе и биологические функции

В цитоплазме растительных клеток в виде зёрен запасного питательного вещества. Содержание (по массе): в рисе – до 80 %, в пшенице и кукурузе – до 70 %, в картофеле – до 20 %.

Обязательный элемент клеточной оболочки растений, играющий строительную, конструкционную функцию.  Содержание (по массе): в волокнах хлопка – до 95 %, в волокнах льна и конопли – до 80 %, в древесине – до 50 %.

Физические свойства

Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей воде разбухает и образует коллоидный раствор - крахмальный клейстер (при этом амилоза как составная часть крахмала растворяется в горячей воде, а амилопектин только набухает).

Твёрдое волокнистое вещество, нерастворимое в воде.

Химические свойства

(Слайды № 6, 7, 8)

1. Образование глюкозы в результате полного гидролиза:

(C6H10O5)n + (n-1)H2O                  n C6H12O6.

2.  Образование сложных эфиров за счёт гидроксигрупп (практического значения не имеет).

3.  Качественная реакция с йодом – синее окрашивание.

1. Образование глюкозы в результате полного гидролиза:

(C6H10O5)n + (n-1)H2O                  n C6H12O6.

2.  Образование сложных эфиров за счёт гидроксигрупп: при взаимодействии с азотной кислотой (в присутствии серной кислоты) – мононитратов, динитратов и тринитратов, при взаимодействии с уксусной кислотой (или уксусным ангидридом) – диацетатов и триацетатов. Все эти сложные эфиры получили широкое применение.

3.  Качественной реакции с йодом не даёт.

Домашнее задание: дополнить таблицу строками «Получение» и «Применение», используя параграф 24 учебника и справочную литературу, решить задачу № 1 (учебник О.С. Габриеляна, стр. 210).

Литература:

  1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – С. 206 – 210.
  2. Береснева Е.В., Загвоздкина Е.Н. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 17 – 22.
  3. Бессуднова Н.В., Евдокимова Т.А., Клочкова В.А. Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии // Биология в школе. – 2008. – № 3. – С. 24 – 30.
  4. Сушкова Т.В. Развитие критического мышления при изучении углерода // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 22 – 24.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"

Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно.        Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...