Урок "Карбоновые кислоты"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Рац Светлана Ивановна

Данная разработка урока включает технологическую карту и инструкционные листы с заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_karbonovye_kisloty.docx56.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4 г. НазываевскаОмской области»

Методическая разработка урока по теме:

«Карбоновые кислоты»

10 класс

Разработал учитель химии: Рац Светлана Ивановна.

Оглавление:

  1. Введение ……………………………………….. стр. 4                    
  2. Технологическая карта урока …………………. стр. 5-7
  3. Заключение ……………………………………… стр.8
  4. Список используемой литературы ……………... стр. 9
  5. Приложения ……………………………………… стр.

Введение

Современный урок должен быть направлен на формирование у обучающихся умений, самостоятельно приобретать знания и применять их в повседневной жизни. Учитель на уроке должен не объяснять материал сам, а лишь помогать ребятам самостоятельно его осваивать, формулировать выводы путём логических умозаключений. Урок должен быть развивающим, где ученик является живым участником образовательного процесса. Нужно обращать внимание на уже имеющиеся знания и умения, стремиться их расширять, путём применения новых методов и приёмов работы.

Очень важно правильно построить урок, так чтобы ученики как можно чаще находились в ситуации успеха, тогда изучаемый предмет станет для них интересным. На уроках химии нужно чаще обращаться к эксперименту, так как он помогает развивать у обучающихся такие умения, как наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы (УУД).

Планируя урок, учитель должен продумать, как оценивать деятельность учащихся и стремиться к тому, чтобы ребята сами себя оценивали, тогда у ребят будет сформирована адекватная самооценка.    

Технологическая карта урока

Тема: «Карбоновые кислоты»

Цели урока:

Обучающие: способствовать формированию знаний учащихся о строении, свойствах, получении и применении карбоновых кислот.

Развивающие: формирование УУД :сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств у учащихся, через работу в парах и группах; создание условий для повышения мотивации обучающихся к изучению данного предмета.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядно-практический.

Формы организации деятельности: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник «Химия» 10 класс, Габриелян О.С.; демонстрационный опыт «Химические свойства карбоновых кислот»; схемы по классификации и свойствам.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

  1. Опрос домашнего задания.

Раздаёт учащимся тесты, сообщает критерии оценивания (Приложение № 1).

Работают с тестом, оценивают себя, сообщают отметку учителю.

  1. Целеполагание и мотивация.

Сообщает учащимся информацию о том, какую роль в жизни человека играют карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная) и как важно знать их свойства, предлагает сформулировать цель урока и план изучения темы.

Исходя из прослушанной информации, формулируют цель урока и предлагают план изучения темы.

  1. Актуализация знаний.

Предлагает послушать доклад учащегося об истории открытия карбоновых кислот.

Слушают информацию об открытии карбоновых кислот, задают вопросы.

  1. Первичное усвоение учебного материала.

Предлагает учащимся работу в группах по инструкциям (Приложение №2) с последующим отчётом группы перед классом. Во время сообщений детей демонстрирует схемы на доске и делает выводы.

Внутри группы распределяют задание и работают с учебником, инструкциями, записывают результаты работы в тетрадь. Делятся результатами своего исследования.

  1. Осознание и осмысление учебной информации.

Задаёт вопросы (смотри в конце параграфа).

Отвечают на вопросы.

  1. Закрепление учебного материала.

Предлагает посмотреть опыты по химическим свойствам карбоновых кислот, прокомментировать наблюдаемое и записать уравнения происходящих реакций(Приложение 3)

Смотрят демонстрацию химических свойств карбоновых кислот, комментируют , записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

  1. Сообщение домашнего задания.

Дает инструкции по выполнению д/з.

Записывают д/з.

  1. Рефлексия.

Подводит итог урока, предлагает учащимся дать характеристику карбоновым кислотам, составив по одному предложению.

Слушают учителя, дают характеристику кислотам.

Заключение

В течение урока учащиеся на основе имеющихся знаний о неорганических кислотах, применяя метод аналогии, изучали химические свойства карбоновых кислот, заполняли таблицу по химическим свойствам.

Владея умением по конкретным примерам веществ одного класса выводить общую формулу этого класса, учащиеся вывели общую формулу карбоновых кислот и по формуле дали им определение.

При опросе д/з ребята, зная критерии теста, сами себя оценивали и все были согласны с отметками.

Я считаю, что урок для ребят был интересным, познавательным, а значит развивающим.

Список, используемой литературы:

  1. Габриелян О. С. « Химия» 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009г.
  2. Габриелян О. С. «Химия. 10 класс : контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна « Химия. 10 класс. Базовый уровень» М.: Дрофа, 2009г.
  3. Цветков Л. А. « Эксперимент в средней школе по органической химии» М., «Школьная пресса», 2000г.
  4. Чертков И. Н. « Методика формирования у учащихся основ современных понятий органической химии» М., 1990г.

Приложения

Приложение № 1.

Вопросы теста:

1.Записать общую формулу альдегидов.

2.Записать общую формулу спиртов.

3.Дать определение альдегидам.

4.Записать общую формулу кетонов.

5.Записать альдегидную группу.

6.Записать карбонильную группу.

7.Записать формулу формальдегида.

8. Записать формулу ацетальдегида.

9.Записать уравнение качественной реакции на альдегиды.

10.Записать формулу ацетона.

11.Из чего получают альдегиды ?

12.Какой суффикс используют при названии альдегидов ?

Сравните с правильными ответами и оцените себя. За каждый правильный ответ по одному баллу.

6-8 баллов   -« 3»

9-10 баллов –«4»

11-12 баллов – «5»

Приложение № 2.

Инструкция № 1.

НСООН, СНСООН,  СНСООН

Что общего в строении этих веществ? Вывести для них общую формулу. Постараться дать определение данному классу веществ.

Инструкция № 2.

Представители карбоновых кислот :

НСООН – муравьиная кислота

СНСООН – уксусная кислота

НООС-СООН – щавелевая кислота

Работая с учебником и используя свой жизненный опыт, расскажите, где мы с этими кислотами встречаемся и где их применяем?

Инструкция № 3.

Высшие карбоновые кислоты:

- предельные СНСООН,    СНСООН.

- непредельные СНСООН,   СНСООН

Как называются ещё эти кислоты ? В состав чего они входят? Запишите их структурные формулы.

Инструкция № 4.

Химические свойства карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты проявляют такие же химические свойства, как и неорганические кислоты. Исходя из этого, заполните таблицу и запишите примеры химических уравнений свойств карбоновых кислот. В карбоновых кислотах подвижным является атом водорода в функциональной группе.

металлы

основные оксиды

основания

соли

Карбоновые кислоты

?

?

?

?

Если реакция идёт, поставьте «+», если есть условия – укажите их.

Инструкция № 5.

  1. Взаимодействие кислоты со спиртом.
  2. Общее уравнение данной реакции:
  3. RCOOH+OH-RRCOO-R+ HO
  4. Как называется эта реакция? Дать ей определение. Закончи уравнение химической реакции по аналогии.
  5. НСООН+НО-СН
  6. Попробуй назвать продукт реакции.

Инструкция № 6.

Получение карбоновых кислот.

Схема получения кислот:

альдегидкислота

Это схема реакции «серебряного зеркала».

Запишите реакцию получения уксусной кислоты.

Приложение № 3.

Смотри учебник стр. 177 л.о. №9 « Свойства уксусной кислоты».

Запишите уравнения проделанных реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....