Занимательные опыты в домашних условиях
рабочая программа по химии (8, 9 класс) по теме

Наталья Сергеевна Холостинина

Данная разработка представляет собой рабочую программу элективного курса по химии для учащихся 8-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

 городского округа город Буй Костромской области

Рассмотрено                                     Согласовано                                           Утверждаю

на заседании ШМО                      зам. директора по УВР                 директор школы

________________                         ____________________                   _________________

«___»________201_ г.                    «___»__________201_ г.               «___»_______201_ г.

Рабочая программа

элективный курс по химии

 «Занимательные опыты в домашних условиях»

 (для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы)

Разработала:

Холостинина Наталья Сергеевна,

учитель химии МОУ СОШ №9 г. Буя,

1  квалификационная категория

Срок реализации: 201_- 201_ учебный год

Буй

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 8 часов. Актуальность данного курса определяется с одной стороны, целями и задачами предпрофильного обучения, с другой, необходимостью формирования химической грамотности учащихся. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, помогает показать учащимся, что химия это не только сложная наука, но и то что реально сделать своими руками у себя дома, что она гораздо ближе к нам, чем обычно думают ученики. В тоже время, на занятиях учащимся показывается, что знание техники безопасности и её соблюдение необходимо не только на уроках химии, но и в домашних условиях.

Цель элективного курса:

 возбуждение интереса к химии  и другим предметам естественного цикла и умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  1. продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
  • связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
  • применять на практические знания, полученные на уроках химии.
  1. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  2. развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии;
  3.  подготовить к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах;  
  4. актуализировать знаний правил техники безопасности при работе с химическими веществами.

Методы:

1.Рассказ, беседа, сообщения;

2.Экспериментальные исследования;

3.Методы поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;

4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальные
  • групповые
  • практические работы

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • о свойствах некоторых  веществ, окружающих нас в быту;
  • правила техники безопасности при работе с веществами;
  • технологию проведения опытов в домашних условиях.    

Учащиеся должны уметь:

  • смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
  • спланировать и провести химический эксперимент самостоятельно без помощи учителя;

Форма  контроля: практические работы


Учебно – тематическое планирование


п/п

Тема

Всего часов

Лекции

Практические
работы

Цель темы

1

Химическая лаборатория дома

1

1

Сформулировать цели курса, изучить вещества с помощью которых можно проводить опыты в домашних условиях, показать ребятам, что химия гораздо ближе, чем обычно считается.

2

Практические работы

6

6

Учится самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент в домашних условиях из тех веществ, которые широко используются в быту.

8

Обобщающее занятие

1


Подведение итогов обучения, рефлексия.


Итого:
Теоретических занятий
Практических занятий

8 ч
1 ч
6 ч




Содержание программы:

Тема 1. Химическая лаборатория дома

Правила техника безопасности при проведении практических работ.

Правила выбора посуды для проведения домашнего эксперимента и особенности проведения эксперимента в домашних условиях.

Реактивы на кухне, в ванной, аптечке.

Тема 2. Практические работы

Практические работы 1. Синий йод

Практические работы 2. Содова «гадюка»

Практические работы 3. «Удивительный раствор»

Практические работы 4. «Умный пластилин»

Практические работы 5. «Горение эфира». «Несгораемый платок»

Практические работы 6. «Силикатный сад»

Тема 3. Обобщающее занятие.

Методика проведения опытов:

Синий йод
Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингредиентами, но чудо-превращение того стоит.
Вам потребуются:
- 3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки
План работы:
1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.
2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.
3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.
4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Содовая «гадюка»

Вариант 1. В столовую тарелку насыпать 3-4 столовые ложки сухого просеянного речного песка и сделать из него горку с углублением в вершине. Затем приготовить реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и четверти чайной ложки гидрокарбоната натрия (питьевой соды). Пропитать песок 96-98% раствором этанола (спирта, в аптеке можно купить «Асептолин») и насыпать в углубление горки приготовленную реакционную смесь, после этого поджечь спирт.

Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются чёрные шарики, а у основания горки- чёрная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая чёрная «гадюка».

Вариант 2. Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO2, H2S, N2, пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»:

 

По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки.

Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».

«Удивительный раствор»

Жидкость — ацетат натрия, уксуснокислый натрий, если по-простому. Получить в домашних условиях — раз плюнуть. Взять питьевую соду и уксус, а еще лучше — уксусную эссенцию, — меньше выпаривать придется. Соединить их постепенно до примерно нейтральной реакции, то есть, пока шипеть не перестанет. Тут особой точности и чистоты не нужно. Упарить, остудить, получится монолитный кусок. может сверху раствор еще останется, если недостаточно упарено было, его слить долой. То, что осталось — ацетат натрия, вернее, его кристаллогидрат. Дальше — просто. Ставите на огонь, ваш кусок плавится. Аккуратно сливаете прозрачный расплав в другую посуду, чтоб избавиться от осадка и мусора на дне. Чистый расплав горячим наливаете в прозрачный стакан, накрываете салфеточкой от пыли, чтоб случайно не застыло раньше времени, и остужаете до комнатной температуры. Жидкость — жидкая. Но стоит туда уронить крохотную крупинку того же уксуснокислого натрия (можно получить из того, что осталось после слива), как жидкость затвердеет на глазах! Состав можно использовать многократно!

«Умный пластилин»

Умный пластилин можно изготовить в домашних условиях. Для этого вам нужно будет взять клей ПВА, натрий тетраборат, пищевой краситель или гуашь, емкость, целлофановый пакет и деревянную палочку.
В емкость выдавите клей и добавьте к нему краситель. Все смешайте деревянной палочкой. Когда вы добьетесь однородного цвета, тогда в массу всыпьте чайную ложку натрия тетрабората, который можно приобрести в любой аптеке. Затем нужно смесь снова перемешать до тех пор, пока она не загустеет. Готовый пластилин положите в целлофановый пакет, и разомните его, чтобы он слал эластичным и мягким. Теперь у вас есть жвачка для рук.

«Горение эфира»

В фарфоровую тарелку налить немного этилового спирта, добавить к нему несколько кристалликов борной кислоты, перемешать. Полученную смесь поджечь.

Сначала смесь горит бесцветным пламенем, а затем пламя окрашивается в красивый зелёный цвет.

«Несгораемый платок»

Взять обычный носовой платок, обильно смочить его в воде, а затем в спирте. Закрепить платок в держателе и поджечь. После окончания горения платок останется целым.

«Силикатный сад»

Налить в химический стакан (можно взять стеклянную банку) силикатный клей и дистиллированную воду в соотношении 1:1. в стакан насыпать солей разных цветов. Можно взять соли кальция (глюконат кальция в аптечке), никеля, меди (медный купорос), железа (в аптеке препараты железа от анемии), кобальта, хрома, марганца.

Через 15-20 минут в стакане появятся «заросли», напоминающие деревья или водоросли.

Используемые источники:

  1. Занимательная химия в домашних условиях. Занимательная химия для детей. Занимательная химия опыты. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии. Опыты с йодом. Опыты с водой. Режим доступа:    http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op11.shtml, свободный.- Загл. с экрана.
  2. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ. Силикатные творения. Режим доступа: http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/silikat.htm, свободный. Загл. с экрана.
  3. Как сделать умный пластилин своими руками? Режим доступа: http://www.best-woman.ru/deti-kak-sdelat-umnyy-plastilin-svoimi-rukami-sostav/, свободный.- Загл. с экрана.
  4. Химоза. Ру. Режим доступа: http://1kabinet.ucoz.ru/, свободный. Загл. с экрана.

Литература:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.

2. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

3. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. – Минск: Народная асвета, 1968. – 63 с.

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. – Л.: Химия, 1985. – 336 с.

     6. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1978. – 208 с.

7. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные опыты с водой в домашних условиях

В данном материале представлены сведения о том, что такое вода, её свойствах, качествах и т.д. Также в материале содержится 5 занимательных опытов, которые можно провести в домашних условиях с водой и...

Содержание домашней птицы в домашних условиях, 6 класс

Урок разработан для учащихся с ОВЗ занимающихся по трудовому профилю сельскохозяйственный труд...

Занимательные опыты и опыты со свечкой

Занимательные опыты и опыты со свечкой, педагог ОДОД учитель физики Качмашева Н.Д. гимназия №177, Санкт-Петербург (видео доступно на моем сайте - адрес в строке поиска на картинке)...

Домашний Эйнштейн: занимательные опыты на кухне

Демонстрация опытов – хорошая возможность заинтересовать ребенка естественными науками. Для этого нужно лишь желание, элементарные познания в области физики, простейшие реактивы и оборудование (...

Удивительные опыты для детей в домашних условиях

Для детей очень важно познавать окружающий их мир. Заинтересовать юных химиков и физиков можно с помощью удивительных опытов и экспериментов дома....

Физические опыты в домашних условиях. Консультирование учащихся 7 класса

Физика – это не только научные книги и  сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, пока...

20 занимательных опытов по физике в домашних условиях

Чтобы заинтересовать ребенка и мотивировать его учить физику в школе, предлагаем вам подборку из 20 зрелищных и занимательных опытов по физике для детей. Их можно делать в домашних условиях, для этого...