Конспект урока по химии в 9 классе Практическая работа №3
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Малюга Оксана Владимировна

Урок химии 9 класс Практическая работа №3 "Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_no3.doc59 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 

Тема урока:     Практическая работа №  3 

«Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ»

Тип: Урок закрепления знаний, формирования умения и навыков.

Цели урока: уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном; проводить наблюдения; делать выводы; способствовать совершенствованию умения осуществлять само- и взаимоконтроль за результатами проведенного химического эксперимента, умения своевременно оформлять отчет о проделанной работе, рационально распределяя свое время; соблюдать правила по технике безопасности; развивать интерес к изучению предмета.

Вид урока: практическая работа.

Формы организации: групповая (парная форма организации процесса обучения).

Методы и приемы:

- практический (по источникам передачи знаний);

- формирования умения и навыков (по дидактическим задачам);

- исследовательский (по характеру познавательной деятельности).

Оборудование и реактивы:

Пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, асбестовая сетка, пробиркодержатель.

Твёрдые вещества : карбоната калия, хлорида бария, хлорида кальция, карбоната натрия.

Растворы: гидроксида натрия, нитрата серебра, серной кислоты, хлорида железа(III), желтой кровяной соли.

Структура урока:

1.Организационный этап (1-2 минуты)

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка подготовленности кабинета к проведению практической работы, организация внимания.

2.Этап проверки домашнего задания (5-6 минут)

На дом учащимся было задано: составить план решения экспериментальных задач и записать уравнения соответствующих реакции.

В течение изучения темы "Металлы" учителем акцентировалось внимание учащихся на вопросах и уравнениях химических реакций, которые могут встретиться в практических работах. В тетрадях учащихся выделен лист, где они записывают соответствующие уравнения реакций. Этим материалом учащимся рекомендовано пользоваться при выполнении практической работы.

3.  Этап повторения техники безопасности при выполнении химического эксперимента (4-5 минут). Демонстрация презентации и фронтальный опрос учащихся.

4. Этап распределения заданий по вариантам и степени сложности.

 Этап выполнения практической работы и оформления отчета.

5. Этап подведения итогов урока (рефлексия).

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Краткий инструктаж по выполнению домашнего задания.

.

                                                                             Ход урока

I.       Организационный момент. Подготовка к проведению практической работы.

(1-2 мин)

  1.       Приветствие. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку
  2.      Организация  внимания, постановка цели урока

       

    II . (5-6мин)        Беседа о ходе проведения работы:

Какие трудности у вас возникли при подготовке заданий практической работы?

Как можно определить РН+ - среду раствора?

Какие реакции называют качественными?

Какие качественные реактивы вы знаете для определения катионов и анионов?

III .   (5мин)   Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, солями, лабораторной посудой,     нагревательными приборами.

           IV .     Распределения заданий по вариантам и степени сложности.

                         Проведение практической работы. (15 – 20 мин)

Выполняем все действия, описанные в учебнике. Учащиеся должны распознать выданные вещества, при этом, им неизвестно в какой последовательности они расположены. Обучающиеся работают в паре и получают задания по вариантам.

1 вариант

В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: NaOH. К2С03, ВаС12. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. После этого добавим во все 3 пробирки раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках:

а)        2NaOH + H2S04 = Na2S04 + 2H20

2Na+ + 20Н- + 2Н+ + S042- = 2Na+ + S042- + 2H20

     OH-   + H+ = H20

Нет видимых изменений, но если потрогать пробирку руками, можно почувствовать тепло, т. к. реакции нейтрализации являются экзотермическими, протекают со значительным выделением тепла. В чистую пробирку поместить снова это вещество и по каплям добавить индикатор фенолфталеин, раствор станет малиновым цветом, значит здесь щелочь.

б)        К2С03 + 2H2S04 = K2S04 + Н20 + С02

   2К+ + С032- + 2Н+ + S042- = 2К+ + S042- + Н20 + С02

   С032- + 2Н+ = Н20 + С02

 В данном случае, наблюдаем выделение углекислого газа.

в)        ВаС12 + H2S04 = 2HC1 + BaS04↓

          Ва2+ + 2С1- + 2Н+ + 2S042- = 2Н+ + 2СL- + BaS04↓

          Ва2+ + 2S042 -= BaS04↓

 Наблюдаем выделение белого осадка.

   

2 вариант

В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: Na2SO4. СаС03, KС1. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. В одной пробирке в воде не растворится твёрдое вещество, значит это карбонат кальция. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое  вещество и по каплям добавим реактивы , показывающие качественный анализ на анионы этих солей, для этого используем : HCL, BaCL2 . По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

1)        В одну из них добавим раствор хлорида бария и если там находятся сульфат-анионов, то выпадет белый осадок сульфат бария:

Na2S04 + BаС12 = 2NaCL + BaSO4  ↓            2Na+ + S042- + Bа2+ + 2СL = BaS04 + 2Na+ + 2СL-

2+ + S042- = BаS04 ↓

2)        В другую пробирку прильем раствор соляной кислоты, если выделится газ, значит это карбонат кальция:

СаСO3 + 2HCL = CaCL2 + H2O+CO2                Са2+ + СO3 2- + 2H+ +2CL- = Ca2+ + 2CL-  + 2H2O + CO2

СO3 2- + 2Н+ = Н20 + С02

3)В оставшейся пробирке методом исключения мы обнаруживаем хлорид калия или можно добавить к неизвестному веществу нитрат серебра, при этом выпадет белый творожистый осадок- хлорид   серебра.

KС1 + AgN03 = KN03 + AgCl↓                     K+ + СL- + Ag+ + N03- = K+ + N03-  + AgCl ↓

CI- + Ag+ = AgCl↓

Наблюдаем выделение белого творожистого осадка.

3 вариант

В трех выданных пробирках находятся твердые  вещества: Na2SO4. СаС03, Ba(NO3)2. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. В одной пробирке в воде не растворится твёрдое вещество, значит это карбонат кальция. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое  вещество и по каплям добавим реактивы , показывающие качественный анализ на анионы этих солей, для этого используем : HCL, BaCL2 . По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

1)В одну из них добавим раствор хлорида бария и если там находятся сульфат-анионы, то выпадет белый осадок сульфат бария:

Na2S04 + BаС12 = 2NaCL + BaSO4↓              2Na+ + S042- + Bа2+ + 2СL = BaS04 ↓+ 2Na+ + 2СL-

2+ + S042- = BаS04↓

2)В другую пробирку прильем раствор соляной кислоты, если выделится газ, то это карбонат кальция:

СаСO3 + 2HCL = CaCL2 + H2O+CO2                Са2+ + СO3 2- + 2H+ +2CL- = Ca2+ + 2CL-  + 2H2O + CO2

СO3 2- + 2Н+ = Н20 + С02

3)В оставшейся пробирке методом исключения мы обнаруживаем нитрат бария.

4 вариант

В трех выданных пробирках находятся растворы: NaCL, ALСL3, FeCL3. Для распознавания данных соединений используем гидроксид натрия. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое  вещество и по каплям добавляем щелочь .По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.

1) Если это вещество хлорид натрия, то видимых изменений не будет.

2)Если в пробирке хлорид алюминия, то выпадет белый студенистый осадок гидроксида алюминия (III).

        AlCl3+3NaOH+=Al(OH)3↓+3NaCl

AL3+ +3CL-+3Na++3OH-+ =AL(OH)3↓+3Na++3Cl-               AL3++3OH- = AL(OH)3↓

3) Если это вещество хлорид железа (III), то выпадет бурый осадок гидроксид железа (III)

        FeCI3+3NaOH=Fe(OH)3↓+ 3NaCI

Fe+3 +3CI-+3 Na-+OH- = Fe(OH)3↓+3Na++3CI-           Fe+3+ OH- = Fe(OH)3↓

Для обнаружения катионов Fe3+  применяют комплексное соединение – желтую кровяную соль K4[Fe(CN)6]. В растворе она диссоциирует на ионы:

K4[Fe(CN)6] → 4K+ + [Fe(CN)6]4−

При взаимодействии ионов [Fe(CN)6]4− с катионами Fe3+ образуется темно-синий осадок - берлинская лазурь:

 3[Fe(CN)6]4− + 4Fe3+ = Fe4[Fe(CN)6]3↓

5 вариант

В лабораторных условиях необходимо получить оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и  ионном видах.

FeCI3+3NaOH=Fe(OH)3↓+ 3NaCI

Fe+3 +3CI-+3 Na-+OH- = Fe(OH)3↓+3Na++3CI-           Fe+3+ OH- = Fe(OH)3

Выпадет бурый осадок. Теперь необходимо слить с него раствор, а сам осадок поместить в фарфоровую чашку и прокалим на пламени спиртовки.

 Fe(OH)3↓=Fe2O3 + 3H2O

Ш.  Оформление практической работы. ( 10 мин)

 (После проведения работы, сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, уберите рабочее место.)

IV. Рефлексия (2 мин)

Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

Какие реакции вам понравилось проводить больше всего?

Как работал класс?

         Кто из учащихся работал особенно хорошо?

         

Благодарю всех за урок, желаю всем успехов!

Список литературы:

1.        О.С.Габриелян. Настольная книга учителя химии. 9 класс

2.        О.С.Габриелян. Учебник. Химия 9 класс

3.        Н.Н.Гара, М.В.Зуева Школьный практикум. Химия. 9 класс.-М.: Дрофа, 199,-96 с.: ил



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №3

«РЕШЕНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ  ЗАДАЧ  ПО РАСПОЗНАВАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ВЕЩЕСТВ»

Инструкция по технике безопасности при проведении практической работы

  • Пододвиньте к себе лоток и работайте только над лотком.
  • При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
  • При работе с растворами кислот и щелочей  проявите осторожность. Если кислота и щелочь  попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
  • При работе с веществами наливайте небольшие количества. Не забывайте закрывать склянки с веществами.
  • Работайте осторожно с нагревательным прибором – спиртовкой.
  • После окончания работы, уберите за собой посуду, вылейте вещества в склянку, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.

Цель работы:

  1. применить знания, полученные при изучении темы «Металлы и их соединения», в экспериментальном решении задач;
  2. закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан.

Реактивы: вода, серная кислота, фенолфталеин.

Задание 1варианта.

В трех пробирках даны твёрдые вещества: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария . С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан.

Реактивы: вода, соляная кислота, хлорид бария

  Задание 2варианта.

В трех пробирках даны твёрдые вещества: сульфат натрия, карбонат кальция, хлорид калия . С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: вода, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра

  Задание 3варианта.

В трех пробирках даны твёрдые вещества: сульфат натрия, карбонат кальция, хлорид калия . С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: раствор гидроксида натрия, желтой кровяной соли

Задание 4 варианта.

В трех пробирках даны растворы веществ: хлорида алюминия, хлорида натрия, хлорида железа(III) .

 С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном видах

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, асбестовая сетка, фарфоровая чашка, тигельные щипцы

Реактивы:  хлорид железа(III), гидроксид натрия

Задание 5 варианта.

В лабораторных условиях необходимо получить оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и  ионном видах.

Сделайте вывод

Приведите рабочее место в порядок. Составьте отчет о проделанной работе


Приложение2

ОТЧЕТ:

Оборудование: ___________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Задание 1. Для вариантов №1-4

Определить, что в пробирках №№1, 2, 3

В пробирке №1

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  

В пробирке №2:

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  

В пробирке №3:  

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2. Для варианта №5

В лабораторных условиях необходимо получить оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III).

1.

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2.

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Сделайте вывод

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Конспект урока по химии 9 класс

Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева....

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока по теме "Компьютерная графика. Практическая работа в графическом редакторе Gimp"

Повторение и закрепление знаний по теме: «Компьютерная графика. Графический редактор Gimp». Выполнение практической работы с элементами анимации в редакторе Gimp....

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...