Урок "Азотная кислота и оксиды азота"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

9 класс, учебник Ерёмина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksidy_azota_azotnaya_kislota.pptx323.79 КБ
Файл azotnaya_kislota_i_oksidy_azota.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оксиды азота. Азотная кислота

Слайд 2

Оксиды азота N 2 O NO N 2 O 3 NO 2 N 2 O 5 Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека . Как правило, отравление организма человека NO x проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.

Слайд 4

Получение кислот из оксидов азота N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2 2 NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3 2 NO + O 2 + H 2 O = HNO 3

Слайд 5

Азотная кислота Азотная кислота — бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления −41,59 °C, кипения +82,6 °C с частичным разложением. Азотная кислота смешивается с водой во всех соотношениях. Водные растворы HNO 3 с массовой долей 0,95-0,98 называют «дымящей азотной кислотой», с массовой долей 0,6-0,7 — концентрированной азотной кислотой.

Слайд 6

Химические свойства 1 . Полная диссоциация в водном растворе (запишите уравнение реакции) HNO 3 ↔ H + + NO 3 - 2 . Разложение на оксид азота (IV), кислород и воду

Слайд 7

3. Реакция концентрированной азотной кислоты с металлами 4. Реакция разбавленной азотной кислоты с металлами

Слайд 10

Самостоятельная работа 1. Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы диоксида серы и оксидов азота. Исходя из знаний, полученных на сегодняшнем уроке самостоятельно написать уравнения реакций на листочках. 2. Уравнять методом э лектронного баланса реакцию разбавленной азотной кислоты с медью.

Слайд 11

Домашнее задание Записи в тетрадях, §29, учить; упр ажнения № 7, 10.



Предварительный просмотр:

Урок «Оксиды азота. Азотная кислота»

Задачи:

образовательная: изучить свойства оксидов азота и азотной кислоты;

развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы.

воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с демонстрацией лабораторной работы, презентации.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  1. Проверка домашнего материала.

Индивидуальный опрос у доски «Механизм образования донорно-акцепторной связи»

Решение у доски упр№8

№3.

 NH4NO3 – нитрат аммония;

(NH4)2SO4 – сульфат аммония;

(NH4)2CO3 – карбонат аммония;

(NH4)3PO4 – фосфат аммония.

№5.

   6.8г                                         Хг

 NH3 + HNO3 = NH4NO3

17г/моль                             80г/моль

 = 32г.

№8.

  1. N2  + 3H2 = 2NH3
  2. NH3 + HNO3 = NH4NO3
  3. NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + NH3  + H2O
  4. 4NH3 + 5O2 = 4NO  + 6H2O

N+3H4OH + KMn+7O4 = Mn+4O2 + N20   + KOH

  1. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы изучали …? Аммиак – летучее водородное соединение азота. Посмотрим внимательно на периодическую систему химических элементов. Попробуем узнать, с чего мы начнём сегодняшний урок? (оксиды)

Что мы называем оксидом? Что кислотой?

  1. Изучение нового материала.

Все химические элементы образуют соединения с кислородом – оксиды, и азот – не исключение. Азот образует пять оксидов. Давайте запишем их в тетрадь в виде схемы.

- N2O -  в медицине известен под названием веселящий газ или закись азота - это бесцветный сладковатый и приятный на вкус газ.

- NO - моноксид азота - бесцветный, не имеющий ни запаха, ни вкуса, газ.

- N2O3 - азотистый ангидрид - бесцветное кристаллическое вещество.

- NO2 - диоксид азота. Другое его название бурый газ - газ действительно имеет буро-коричневый цвет.

- N2O5 - азотный ангидрид - синяя жидкость, кипящая при температуре 3,5 0C

Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека NOпроявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.

Оксиды азота являются одними из наиболее токсичных компонентов отработанных газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом. В выхлопных газах двигателей более 90% всего количества NOx составляет оксид азота NO, который еще в системах выпуска, а затем и в атмосфере легко окисляется в диоксид (NO2).

При реагировании некоторых оксидов с водой получаются кислоты. Если мы возьмём N2O3, то при смешивании его с водой мы получим слабую и неустойчивую азотистую кислоту. (вспомнить формулу)

Но если мы возьмём диоксид азота (как будет выглядеть формула?) вместо азотистого ангидрида – то получим смесь азотной и азотистой кислоты. Чистую азотную кислоту из оксида мы получим, если возьмём оксид азота (II) и помимо воды добавим в реакцию кислород. Именно так получают азотную кислоту в промышленности.

Может быть, вы что-нибудь знаете об этой кислоте?

Физические свойства:

Азотная кислота — бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления −41,59 °C, кипения +82,6 °C с частичным разложением. Азотная кислота смешивается с водой во всех соотношениях. Водные растворы HNO3 с массовой долей 0,95-0,98 называют «дымящей азотной кислотой», с массовой долей 0,6-0,7 — концентрированной азотной кислотой. 

Химические свойства:

А. Полная диссоциация в водном растворе (запишите уравнение реакции)

HNO3 ↔ H+ + NO3- 

Б. Разложение на оксид азота (IV), кислород и воду

\mathsf{4HNO_3 \longrightarrow 4NO_2\uparrow + O_2\uparrow + 2H_2O}

В. Концентрированная азотная кислота реагирует с Ме, кроме железа, хрома, алюминия, золота, платины, иридия, родия, палладия с выделением бурого удушливого газа. Ювелиры отличают чистое золото от его сплавов с медью с помощью азотной кислоты. От капли азотной кислоты на поверхности меди появляются пузырьки бурого газа — оксида азота (IV) NО2. (лисий хвост-признак наличия нитрат-анионат. е. качественная реакция)

\mathsf{Cu + 4HNO_3 (60%) \longrightarrow Cu(NO_3)_2 + 2NO_2\uparrow + 2H_2O}

Е. Разбавленная азотная кислота реагирует с Ме, при этом выделяется NO.

\mathsf{3Cu + 8HNO_3 ( 30%) \longrightarrow 3Cu(NO_3)_2 + 2NO\uparrow + 4H_2O}

Азотная кислота по степени воздействия на организм относится к веществам 3-го класса опасности. Её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное жёлтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азотаNO2 (газа бурого цвета). 

  1. Первичное закрепление знаний.
  1. Всем известно, что существуют кислотные дожди. Что вам известно о них?

Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы диоксида серы и оксидов азота. Исходя из знаний, полученных на сегодняшнем уроке, объясните, почему это происходит?

Самостоятельно написать уравнения реакций на листочках.

  1. Уравнять методом ЭБ р-ю разбавленной азотной к-ты с медью.
  1. Домашнее задание.

Записи в тетрадях, §29, учить; упр. № 7, 10.

1’

Индивидуальный опрос у доски; 15’

Беседа с классом; 2’

Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы с учебником; 20’

Запись в тетради

Индивидуальная работа с учебником.

Обсуждение и запись в тетради

Уравнять у доски методом ЭБ

Обсуждение в классе

1’

Самостоятельная работа по вопросам; 5’

Запись в дневники; 1’


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оксиды азота

Презентация к уроку...

Оксиды азота. Азотная кислота.

Презентация для 9 классов по теме: Оксиды азота. Азотная кислота....

Основные экзогенные доноры оксида азота (II).

В данной статье я рассматриваю основные пути превращения азотсодержащих соединений, в результате которых генерируется молекуса оксида азота - важнейшего нейромедиатора. Данная статья носит обощающий х...

Участие оксида азота в биохимических процессах.

Статья рекомендована к изучению студентами медицинских и фармакологических вузов....

Азот. Оксиды азота

В данной методической разработке представлена  организация  работы в группах на уроках химии.  При такой организации деятельности учащиеся становятся активными субъектами собствен...

Тесты по теме "Азот.Оксиды азота"

Рассчитана для учащихся 9 класса...