рабочая программа курса "Биохимия"
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

Рабочая программа факультативного курса "Биохимия", 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_biohimiya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультативного курса «Биохимия».

Пояснительная записка

Данный курс разработан для учащихся 11-ых классов общеобразовательных школ, включает теоретический и практический курсы, общим количеством в 35 часов.  Настоящий факультативный курс расширяет и углубляет знания учащихся о строении различных химических веществ, обеспечивающих жизнь организмам.  Позволяет не только тщательнее изучить данные вещества, но и практиковаться с ними в ходе выполнения различных экспериментов. Основная концепция данного курса заключается именно в расширении практических возможностей: совершенствовании навыков работы  с химическими веществами и посудой, проведении параллелей между известными функциями биологических веществ и их химическим строением. Немаловажна и ещё одна воспитательная составляющая курса – понимание функционирования своего организма с точки зрения осознания процессов, происходящих в нём и, как следствие, открытие для учащихся нового курса ведения здорового образа жизни.

В связи с тем, что в последнее время наблюдается увеличение интереса к естественным наукам, весьма целесообразно ввести подобный курс в систему дополнительного образования. Данный курс разработан для учеников, собирающихся связать свою будущую профессию с медициной, фармацевтикой, химией, биологией. Исходя из этого теоретический курс расширен, носит более углублённый характер и требует от учащихся уже готовых базовых знаний. Конечно, нельзя ожидать, что все ученики немедленно включатся в работу на новом уровне, поэтому повторение основ, изученных учащимися ранее, обязательно включено в каждое теоретическое и большинство практических занятий в виде актуализации опорных знаний.

Настоящая разработка будет уместна в применении именно к выпускным 11-ым классам, постольку поскольку именно в этот год наиболее тщательно ведётся подготовка к поступлению в среднеспециальные и высшие учебные заведения. Нецелесообразно вводить данный курс и применительно к учащимся 10-го класса – слишком большая протяжённость во времени теоретического материала.У учащихся же выпускных 9-ых классов базовые знания, необходимые для работы в рамках данной программы, ещё недостаточно сформированы, что так же делает нецелесообразным применение данного курса в 9-ых лассах.

Так как факультативные курсы ограничены в выделяемых часах и, в основном, на каждый курс отводится один час в неделю, что составляет 36 часов в год (33 для данного курса с учётом резерва), материал, предоставляемый ученикам, максимально компактен. Именно это создаёт необходимость достаточно жёстких критериев подготовленности учащихся на момент начала занятий по этой методической разработке.

Курс заканчивается защитой проектов и исследовательских работ учащихся.

Факультатив «Биохимия» является интегральным.                                              Материал, определяющий содержание, изучается и в курсе химии, и в курсе биологии, но с разными акцентами. Разработанный нами факультатив позволяет учитывать интересы обеих дисциплин, сбалансировать содержание и достигнуть в этом вопросе консенсуса. Сама жизнь рассматривается как взаимосвязь и взаимопревращение различных веществ.В течение курса у учащихся должен быть сформирован следующий комплекс знаний, умений и навыков:

Ученик должен знать:

Химическое строение, функции, физические и химические (в т.ч. типичные реакции) свойства углеводов, белков, жиров, гормонов, ферментов, витаминов, нуклеиновых кислот и АТФ, а так же правила техники безопасности работы в химической лаборатории.

Ученик должен уметь:

Правильно обращаться с химическими реактивами и химической посудой, решать химические задачи а так же применять в работе различные формы мышления: анализ, синтез, сравнение и т.п.

Материально-техническая база

Занятия должны проводится в кабинете химии. Желательно наличие подведения к каждому рабочему месту воды и газа. Кабинет должен быть оснащён вытяжным шкафом.

В распоряжении школы должно быть следующее оборудование:

-Химические стаканы, пробирки, колбы круглодонные, колбы конические;

-Штативы (в т.ч. для пробирок);

-Спиртовки (при подведении к рабочим местам газа не обязательны);

-Держатели для пробирок;

-Пипетки;

-Скальпели;

-Предметные и покровные стёкла;

-Микроскопы;

-Бюретки.

Календарно-тематический план.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Введение

1.

1.

Введение в биохимию.

Введение в биохимию. Правила техники безопасности. Методы биохимических исследований

II. Углеводы.

2.

1.

Углеводы.

Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Структура и представители. Функции углеводов.

3.

2.

Выделение углеводов.

Практическая работа №1: Выделение гликогена из печени животных. Сопоставление гликогена и крахмала.

4.

3.

Получение искусственного мёда.

Обобщение материала по теме Углеводы.

Практическая работа №2: Получение искусственного мёда.

Контрольное тестирование по теме «Углеводы»

III. Липиды

5.

1.

Липиды.

Физико-химические свойства липидов. Воски. Фосфолипиды. Биологическое строение.

6.

2.

Изучение свойств липидов.

Практическая работа №3: Изучение свойств липидов и жироподобных веществ: растворимость, эмульгирование, качественная реакция на прогоркшие жиры.

7.

3.

Гидролиз жиров.

Контроль знаний по теме Липиды.

Практическая работа №4: Гидролиз жиров под действием липазы.

IV. Белки

8.

1.

Белки.

Состав. Классификация. Физико-химические свойства. Функции белков.

9.

2.

Изучение свойств белков.

Практическая работа №5: Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков. Цветные реакции на белки.

10.

3.

Обнаружение белков в продуктах питания.

Проверка знаний по теме Белки.

Практическая работа №6: Обнаружение белков в пищевых продуктах: яйце, молоке, муке, мясном бульоне)

V. Ферменты

11.

1.

Ферменты.

Функции. Свойства. Сущность ферментативного катализа. Применение в медицине. Значение.

12.

2.

Изучение свойств амилазы.

Практическая работа №7: Гидролиз крахмала амилазой слюны. Влияние температуры, рН на активность ферментов.

13.

3.

Изучение свойств ферментов.

Контроль знаний по теме Ферменты.

Практическая работа №8: Сравнительный анализ продуктов кислотного и ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала).

VI. Витамины

14.

1.

Классификация витаминов.

15.

2.

Обнаружение витаминов.

Практическая работа №9: Обнаружение витаминов в аптечных препаратах и в продуктах питания.

VII. Гормоны

16.

1.

Гормоны.

Классификация гормонов. Строение. Функции. Характеристика инсулина, соматотропина.

17.

2.

Применение гормонов в медицине. Проверка знаний по теме «Гормоны».

VIII. Нуклеиновые кислоты

18.

1.

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты. Классификация. Состав и строение.

19.

2.

Нуклеиновые кислоты прокариот и эукариот. Механизмы восстановления повреждённых ДНК.

20.

3.

Выделение кристаллов ДНК.

Практическая работа №10: Выделение кристаллов ДНК из плодов киви и рассмотрение их под микроскопом.

IX. Основы биоэнергетики и АТФ

21.

1.

Основы биоэнергетики.

Биологическое окисление. Основы биоэнергетики. Компоненты дыхательной цепи.

22.

2.

Окислительное фосфорилирование и синтез АТФ.

Механизмы окислительного фосфорилирования. Структура и синтез АТФ.

X. Гетероциклические соединения

23.

1.

Токсины.

Токсины. Наркотические вещества.

24.

2.

Влияние никотина на организм человека.

Практическая работа №11: Обнаружение токсичных веществ в табаке.

25.

3.

Хлорофилл.

Практическая работа №12: Опыты с хлорофиллом.

XI. Обмен веществ

26.

1.

Взаимосвязь обмена веществ в клетке.

Практическая работа №13: Подсчёт калорийности продуктов, употребляемых за сутки. Составление должного суточного рациона.

27.

2.

Основные механизмы регуляции обмена веществ в клетке.

28.

3.

Нарушения обмена веществ.

29.

4.

Определение должного основного обмена.

Зачёт по теме «Взаимосвязь и регуляция обмена веществ в клетке».

Практическая работа №14: Определение должного основного обмена по таблицам и формулам.

XII. Актуальные проблемы биохимии

30.

1.

Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химического загрязнения биосферы.

Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химического загрязнения биосферы.

31.

1.

Определение качества пищевых продуктов.

Практическая работа №15: Химические методы определения качества продуктов питания.

32.

2.

Роль биохимических знаний в жизни общества.

Защита проектов

33.

3.

Темы проектных работ:

  1. Анализ нуклеиновых кислот.
  2. Испытание мёда.
  3. Исследование качества колбасы.
  4. Исследование качества крахмала.
  5. Исследование качества мороженого.
  6. Исследование качества растительных масел.
  7. Определение качества мыла.
  8. Состав энергетических напитков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...