Формирование исследовательских качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.
статья по химии на тему

 Как сформировать исследовательские умения ученика через решение творческих заданий, экспериментальных задач и методов активизации познавательной деятельности при помощи ситуационных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских  качеств учащихся средствами активизации учебной деятельности при решении творческих заданий по химии.

Н.Н.Попова

Учитель химии ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель

Уже достаточно давно историками науки замечено, что многие яркие творческие личности в детстве учились плохо и даже своими учителями были признаны бездарными. В числе таких «бездарностей» поэт и воспитатель царских детей В.А.Жуковский, знаменитый французский скульптор О.Роден, американский изобретатель Томас Эдисон. Хотя, справедливости ради надо отметить, что многие творческие личности учились в школе хорошо: А.П.Чехов, П.И.Чайковский, Я.Берцелиус и другие.

Приведенные факты иллюстрируют различие между интеллектуальным и творческим развитием личности. Так, интеллектуальное развитие связано с тренировкой  памяти и логического мышления, а также с эрудицией, которая является результатом родительского внимания в детстве. Однако для творчества одного интеллекта недостаточно. «Творцу» часто приходится действовать в условиях неопределенности, осуществлять поиск решения интуитивно. Таким образом, творческий процесс связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности учащегося, его способностями к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Умение сформулировать свою мысль, аргументированно критиковать свои и чужие идеи способствует выработке  оригинального решения. Сотрудничество в процессе творчества позволяет составить  более полное представление о проблеме и направлениях ее решения. Поэтому первые творческие успехи у обучающихся реализуются в процессе выполнения первых практических работ по химии в 8-9 классах. Химия-наука экспериментальная, ассоциирующаяся у детей, начинающих изучать предмет, со взрывами и фейерверками, выделяющимися газами и образующимися осадками.  Первые выполненные опыты имеют  сильный мотивирующий характер и важно вовремя поддержать эту мотивацию с целью привития устойчивого интереса к предмету. В этот период необходимо предлагать обучающимся все более сложные и интересные задания. Анализ литературы по истории химии и опыт работы в классах с углубленным изучением химии позволяет сделать вывод о том, что у многих учащихся первоначальный интерес к предмету  появился при решении задач и выполнении опытов прикладной направленности. Немаловажно и то, что в процессе выполнения таких заданий ребята получают общественно значимый результат: их авторитет в ученическом коллективе растет, что влияет на формирование глубокой увлеченности химией. В качестве примера можно привести некоторые приемы «оживления» урока: вопросы, построенные на фактах истории науки и техники. «…К известному русскому химику В.В.Марковникову обратились  из интендантства  с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались  даже при легком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли из одного и того же вещества без примесей. Какое вещество ведет себя так при низкой температуре?...». Иногда умелое вкрапление числовых сравнений может обострить интерес учащихся к материалу урока: «Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем 130 метров, а для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной 5 километров».   Интересными являются опыты приготовления цветных мелков или опыты, которые требуют составления алгоритма действий и объяснения наблюдаемых явлений, например: «… в редакцию научно-популярного журнала пришло письмо от юного химика,  в котором утверждалось, что протекание реакции нейтрализации зависит от последовательности сливания растворов кислоты и щелочи. В качестве доказательства своей точки зрения он привел следующие наблюдения: если к раствору щелочи с фенолфталеином приливать раствор борной кислоты, изменения окраски индикатора не происходит; если же поменять порядок приливания  растворов,  то есть к раствору борной кислоты с фенолфталеином  приливать раствор щелочи, то индикатор изменит свой цвет. Повторите опыт юного химика и объясните наблюдаемые явления..». Таким образом, все творческие задания характеризуются разнообразием по формулировке, содержанию, сложности и парадоксальности. Решая творческие задания, учащиеся приобщаются к удивительному миру познания, формируются их  исследовательские навыки и прививается любовь к изучаемому предмету.

Литература:

  1. Современный урок химии/И.В.Маркина; Ярославль: Академия развития. 2008.
  2. Вход в науку:21 век. //Сб. Наука и молодежь. Обнинск.-2004
  3. Творчество учащихся на практических занятиях по химии.: М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ребенка»

В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитание через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответствен...

Опорный конспект как средство активизации учебной деятельности суворовцев

Каждый  ученик девятого класса может применять в своей работе   разработанным мною опорный  конспект по математике, собирающий  в себе на двух сторонах обычного листа формата А-4 ...

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по здоровьесбережению "Психогимнастика как средство активизации учебной деятельности и профилактики переутомления учащихся".

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по использованию здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выступления участникам предлагался небольшой спихофи...

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Тема проекта «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности»

Проект «Решение прикладных задач по математике как средство активизации учебной деятельности» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельнос...

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

«Использование программного обеспечения «Promethean ActivInspire» как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка»

На сегодняшний день     существует много инновационных способов   оценки знаний учеников, и один из них    - интерактивная система голосования  ACTIVEXPRESSION2 ( Ра...