Викторина по химии
план-конспект по химии на тему

Копцева Людмила Михайловна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии - Викторина "Знатоки Химии" с подбором разного уровня заданий для студентов 1 курса колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_himii.odt28.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»

Викторина по ХИМИИ

«Знатоки химии»

Подготовила преподаватель:

Копцева Людмила Михайловна

2016год

г. Воскресенск

Цели игры:  Повторить пройденный материал по химии и повысить интерес студентов к курсу химии; активизация мышления на уроке химии.

Задачи игры:

  1. Расширить кругозор учащихся, развивать аналитические и логические способности мышления.
  2. Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
  3. Привить интерес к изучению химии, познакомить с ее ролью в современном мире.

Оборудование:

Компьютер, проектор, канцелярские принадлежности, таблица учета баллов для жюри, сладкие призы.

Участники: студенты 1 курса, группа ТТ-63 по специальности «Технология продукции общественного питания»

Место проведения: кабинет химии

Ход игры.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простой урок, мы с вами поиграем.

1. Приветствие. Задание: вам нужно выбрать капитана команды, придумать название и девиз. (5 минут)

(ответы команд)

2. 1 конкурс - «Разминка». Я задаю вопрос. Команда, первая поднявшая руку, получает право дать ответ. Если ответ неверный, баллы отнимаются, а право ответа переходит к соперникам. Если команда соперников не знает верного ответа, она может отказаться отвечать.

 За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Итак, вопросы:

  1. Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания. (вольфрам)
  2. Газ, поддерживающий горение (кислород)
  3. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (фотосинтез)
  4. Вещества, понижающие скорость химической реакции (ингибиторы)
  5. Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием? (тяжелая)
  6. Продукт взаимодействия алебастра с водой (гипс)
  7. Оружейный металл (свинец)
  8. Этот элемент содержится в спичках (сера)
  9. Элемент, впервые обнаруженный на Солнце (гелий)
  10. Ограненный алмаз (бриллиант)
  11. Атом, лишенный всех электронов (ядро)
  12. Мельчайшая химически неделимая частица (атом)
  13. Оксид водорода (вода)
  14. Самый распространенный химический элемент во Вселенной (водород)
  15. Система, состоящая из двух и более веществ, не вступающих в химическое взаимодействие (смесь)
  16. При петре i вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана? (из чугуна)
  17. Самый легкий металл (литий)
  18. Самый тяжелый металл (осмий)
  19. Название какого элемента означает «разрушитель»? (фтор)
  20. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий? (уксусная кислота и питьевая сода)
  21. Название какого  элемента  в  переводе с латинского  означает «камень»? (литий)
  22. Какое вещество называют угарным газом?

3. 2 конкурс - «Путаница». В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1) Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространство, вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в. (Пространство вокруг ядра, в котором вероятность нахождения наибольшая, называется электронным облаком.)

2) Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции. (Суммарная масса продуктов реакции равна суммарной массе вступивших в химическое взаимодействие веществ.)

3) Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада, растворении, на электролита, при, в, диссоциацией. (Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется диссоциацией.)

4) Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные. (Озон проявляет сильные окислительные свойства.)

5) Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из. (Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.)

4. 3 конкурс - «Конкурс загадок». Загадки зачитываются поочередно каждой команде. (внимание на экран).Если команда не знает правильный ответ, она может передать загадку соперникам.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю кости,

В составе извести меня еще найдешь.

Теперь меня ты верно назовешь. (кальций)

  1. Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет? (муравьиная к-та)
  2. Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя. (вода и карбид кальция)
  3. В печь бросают сухари, чтоб снова тестом стать смогли. (металлолом)
  4. Хлорид его – зеленый,

И синий – купорос,

Какой металл те соли

Дает – вот в чем вопрос. (медь)

  1. Серебристо-белый и активный очень,

Горит под водой он, между прочим,

Сверканье бенгальским огням он придает

И в Новый год детям радость несет. (магний)

  1. «Живое серебро» и льется, и блести, охотно с золотом дружит. (ртуть)
  2. Металл красой своей пленил и первым в топку угодил (медь)
  3. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (водород и кислород)
  4.  Прокаленный уголек дышать пожарнику помог. (активированный уголь)
  5.  Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули (графит в карандаше)
  6.  Природной соли маленький кусок отвечать урок помог (мел)
  7.  Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла! (химическая реакция)
  8.  Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло — двое?  (реакция разложения)
  9.  Пусть математик удивится : один прибавить к одному, у химика — один! (реакция соединения)

5. 4 конкурс - «Исправь ошибку».

Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  «В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

6. 5 конкурс - «Вопрос-ответ». А сейчас от каждой команды будет участвовать по три человека. Они будут выбирать себе вопросы и давать на них ответы.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)
  2.  В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)
  3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)
  4. Я дружу с человечеством очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель — Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Ответ:золото)
  5. Я не менее красива чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс лет. С моей помощью 5 тысяч лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (медь)
  6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины.  О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)
  7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)
  8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)
  9. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин , и труженик. У меня настоящая мужская работа.Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель — бог войны. Кто я?  (Ответ:железо)

7. 6 конкурс - «Ребусы». Вам предлагается отгадать ребусы (внимание на экран).

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ответы:

алмаз, бензол, воздух, горение, катализатор, купорос, диссоциация, жидкость, оксид, молекула, валентность, формула.

8. 7 конкурс - «Формула + название».  Вам необходимо к формуле подобрать название химического вещества.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

ФОРМУЛА

НАЗВАНИЕ

CH4

метан

H2SO4

Серная кислота

C2H2

ацетилен

CuSO4

Медный купорос

NaHCO3

Питьевая сода

NaCl

Поваренная соль

NH4NO3

Нитрат аммония

CaC2

Карбид кальция

C3H5(OH)3

глицерин

C2H4

этилен

C17H35COONa

мыло

Na2SO4

Глауберова соль

C4H10

бутан

C2H6

этан

C5H12

пентан

C3H8

пропан

KMnO4

Перманганат калия

CH3COOH

Уксусная кислота

Учитель:

Наша игра закончена. Жюри подводит итоги игры, а я хочу сказать вам спасибо за активное участие в игре. Слово жюри.

(подведение итогов игры, объявление победителей)

1

Ядра, котором, нахождения, наибольшая, электронным, пространство, вероятность, электрона, облаком, называется, вокруг, в.

2

Химическое, массе, суммарная, продуктов, равна, веществ, взаимодействие, в, вступивших, суммарной, масса, реакции.

3

Свойства, проявляет, окислительные, озон, сильные.

4

Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из.

5

Или, процесс, ионы, воде, его, называется, расплавлении, распада, растворении, на электролита, при, в, диссоциацией.

«Исправь ошибки»

  «В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь?

В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель.

С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь?

Я дружу с человечеством очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель — Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?

Я не менее красива чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс лет. С моей помощью 5 тысяч лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?

Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины.  О каком элементе идет речь.

Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России.

Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй.

В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин , и труженик. У меня настоящая мужская работа.Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель — бог войны. Кто я?

CH4

метан

H2SO4

Серная кислота

C2H2

ацетилен

CuSO4

Медный купорос

NaHCO3

Питьевая сода

NaCl

Поваренная соль

NH4NO3

Нитрат аммония

CaC2

Карбид кальция

C3H5(OH)3

глицерин

C2H4

этилен

C17H35COONa

мыло

Na2SO4

Глауберова соль

C4H10

бутан

C2H6

этан

C5H12

пентан

C3H8

пропан

KMnO4

Перманганат калия

CH3COOH

Уксусная кислота


Таблица учета баллов для жюри на викторину по химии «Знатоки Химии» среди студентов 1 курса ГБПОУ МО «Воскресенский колледж» ОСП№4

15.12.2016г.

1 команда

2 команда

3 команда

Название конкурса

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

1

«Разминка»

2

«Путаница»

3

«Загадки»

4

«Исправь ошибку»

5

«Вопрос-ответ»

6

«Ребусы»

7

«Формулы+название»

Итого баллов:  

Место:  


Таблица учета баллов для жюри на викторину по химии «Знатоки Химии» среди студентов 1 курса ГБПОУ МО «Воскресенский колледж» ОСП№4

15.12.2016г.

1 команда

2 команда

3 команда

Название конкурса

Кол-во баллов

Кол-во баллов

Кол-во баллов

1

«Разминка»

2

«Путаница»

3

«Загадки»

4

«Исправь ошибку»

5

«Вопрос-ответ»

6

«Ребусы»

7

«Формулы+название»

Итого баллов:  

Место:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и ответы викторины по химии для 9 - 11 классов.

Можно использовать при проведении предметной недели....

Вопросы и ответы викторины по химии для 8 класса.

Викторина по химии для 8 класса по теме:  «Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов – великие ученые». Можно использовать при проведении предметной недели....

викторина по химии

Небольшая викторина с ответами для комплексного интеллектуального марафона по всем предметам в школе...

Викторина по химии "Домашняя химическая лаборатория"

Использование химии в быту, химия в повседневной жизни человека...

Викторина по химии "Металлы"

Занимательные вопросы с ответами о металлах и их соединениях могут пригодиться во внеклассной деятельности...

Викторина "Занимательная химия"

Можно использовать во всех классах во внеурочной деятельности....

Викторина по химии "Знаешь ли ты биографию Д.И.Менделеева"

Викторина проверяет знания учащихся биографии великого русского химика. проводится во время предметной недели и на уроках изучения периодического закона в 8. 9, 11 классах....