Система работы с одарёнными детьми по химии
статья по химии на тему

Шуклина Оксана Валерьевна

Обобщение отыта работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_2.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России», предполагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях образования, обеспечивать им условия для максимального раскрытия их потенциала.

Основные противоречия

На практике же мы зачастую  ориентируемся на ученика средних способностей. Таким образом,  даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам  с более сформированными знаниями.  Необходимо создать условия этим ученикам для достижения высоких показателей в изучении предмета.  Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми.  

Научно-методическое обоснование

       Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально  одаренными учениками.

 •        Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

•        Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

•        Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

•        Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

•        Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "не по зубам", и в решении некоторых из них добиваются успеха.

 Описание педагогического опыта

Предлагаемая мною система работы с одарёнными детьми  имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта:  

1) выявление одаренных детей,

2) создание условий для развития способностей одарённых детей

3) результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна, поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

Первой ступенью опыта является наблюдение за деятельностью учащихся 8-х классов на уроках химии. Учащиеся с большим интересом относятся к новому предмету. И тут необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. На уроках необходимо создать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями.  Для этого я использую нетрадиционные формы занятий:

  1.   урок-соревнование;
  2. урок-КВН;
  3. урок  взаимообучения;
  4. уроки        творчества: 1)сказка , 2)сочинение;
  5. урок-экскурсия;
  6. урок-путешествие.

На дом задаю творческие  задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся.  Красноречивому и артистичному ученику – предлагаю подготовить доклад . Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю написать сказку или рассказ по изученной теме.  Некоторые дети охотно составляют синквейны и диаманты. Прежде чем создать их, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой.  Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки с химическим содержанием. Например, при изучении темы “Первоначальные химические понятия”,   предлагаю ребятам найти объяснение   названиям химических элементов и их символов и отразить это в рисунке, созданном по типу опорного конспекта . Для проведения  уроков подбираю экспериментальные творческие задачи  (Например, при демонстрации реакции нейтрализации, сливаю щелочь и кислоту без индикатора, спрашиваю учащихся, происходят ли реакции между кислотами и щелочами? Почему мы не наблюдали никаких признаков химической реакции? (О том, что пробирка разогрелась – умалчиваю). Чем нужно воспользоваться, чтобы доказать, что реакция все-таки произошла? (Жду от учащихся ответа, что данный демонстрационный эксперимент нужно проводить с помощью индикатора), использую такие приемы и методы, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. Также на уроках использую  задания, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать, обобщать  

 Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь  их к занятиям на факультативах.  Предварительно провожу  беседу с  учащимися всего класса , на которой знакомлю с содержание курса факультатива.  

 8 класс «Химическаямозайка»

9 класс «Химия и медицина»

10 класс «Решение экспериментальных задач по органической химии»

                  «Окислительно – восстановительные реакции в органической и неорганической химии»

11 класс «Удивительный мир неорганической химии»

                 «Решение расчётных задач по химии»

Начиная с 9 класса на факультативных занятиях решаем задачи олимпиад (школьных, городских, республиканских).  

Школьникам 10-11 классов задания подбираются сугубо индивидуально, материал различный по степени сложности, ориентирован на задания  городских   олимпиад. Так активно использую следующие учебные пособия:

 

Для того чтобы предоставить возможность как можно большему числу ребят попробовать свои силы в химических состязаниях, активно пропагандирую всевозможные открытые очные и заочные конкурсы (Интернет-проекты).

 

Результативность.

Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты.

В прошлом 2013 -2014 учебном году в 9 «А» классе по химии  была проведена контрольная работа с использованием стандартизированных аккредитационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) при 100% успеваемости  уровень  качества составил 92 %.(Приложение № 3 ). Удалось  реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют, в частности, удачные выступления ребят на  олимпиадах школьного и городского уровня и научно – практических конференциях.

 

Мои ученики ежегодно  сдают экзамен по химии и показывают результаты выше российских, республиканских и городских средних показателей.  

 Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстро развивающимся, динамичным, высокотехнологичным, в большой степени виртуальным.    

Мои ученики продолжают обучение в данном направлении

В начале своего выступления я говорила о трех основных этапах работы с ОД и сейчас хочу представить вам результат систематической работы по сопровождению ОД   на примере:

 Заключение

В заключение своего доклада  хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом.

В средней общеобразовательной школе №4  создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

•        работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

•        работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

•        целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

•        ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:

•Каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;

•Вопросы взаимосвязаны;

•Поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно: учитель направляет – ученики решают шаги целостной задачи;

•Такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;

•В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Система работы с одарёнными детьми. Выступление на заседании МО учителей химии Усть-Джегутинского муниципального района.

Из всех показателей оценки школы, главным следует считатьсамочувствие в ней человека.Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взросломуВ.А. Караковский   Созда...