Исследование свойств многоатомных спиртов
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Дьяченко Елена Николаевна

В процессе исследовательской деятельности на основе анализа строения молекул спиртов и известной учащимся информации об их применении, спрогнозировать свойства многоатомных спиртов и подтвердить прогноз экспериментально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года России 2017»

Открытый  урок химии в 10 классе

по теме:

 «Исследование свойств многоатомных спиртов»

(номинация «Лучший учитель»)

                                        Автор: учитель химии

                                                             МБОУ СОШ№2 с. Дивное

                                                             Апанасенковский район

                                                   Дьяченко Елена Николаевна

с. Дивное


Содержание

  1. План-конспект урока
  2. Инструктивная карта урока
  3. Информационные источники, Интернет-ресурсы
  4. Исследовательский  мини-проект
  5. Приложение
  6. Литература и информационные ресурсы:


Урок химии в 10 классе по учебнику Г.Е.Рудзитис,

Ф.Г.Фельдман, « Химия 10».

Урок «Многоатомные спирты» является  третьим  в теме: «Спирты и фенолы» в разделе  «Кислородосодержащие органические соединения», на изучение которого отведено 10 часов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок теоретических  и экспериментальных исследований.

Тема урока: «Исследование свойств многоатомных спиртов»,      

 Общая цель:     

в процессе исследовательской деятельности на основе анализа строения молекул спиртов и известной учащимся информации об их применении, спрогнозировать свойства многоатомных спиртов и подтвердить прогноз экспериментально.

Общая цель урока, конкретизируется в следующих дидактических целях:                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Образовательные цели:

способствовать формированию  исследовательской компетентности обучающихся;  вовлечь учеников  в активную исследовательскую деятельность по  качественному определению многоатомных спиртов, в растворах различных продуктов.

       Развивающие цели: 

совершенствовать экспериментальные умения,

умения определять цель работы, пользоваться инструкцией, таблицами, справочными материалами, лабораторным оборудованием;

проводить реакции; наблюдать и фиксировать наблюдения;

делать выводы на основе наблюдений согласно экспериментальному исследованию;

продолжить развитие навыков записи результатов исследования;

развивать навыки  исследовательской деятельности;                                   соблюдать, правила безопасного поведения при выполнении экспериментальных исследований.

       Воспитывающие  цели:

воспитывать навыки самостоятельной работы и работы в парах, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, аккуратности и последовательности в работе;  способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.                                                                           

        Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский  (метод проектов),  поисковый.

 Формы организации  познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.


 План урока:        

I). Организационный момент

II). Актуализация опорных знаний, постановка проблемной ситуации

III).Целеполагание, формулирование темы урока                                          

IV).Самостоятельная работа с учебником и  с инструктивными  картами

 4. Беседа с использованием презентации (слайды 4-10 Презентации)

 5. Выполнение лабораторного опыта 1.

 6. Выполнение лабораторного опыта 2.

 7. Обсуждение и сравнение результатов опытов. Запись вывода по опытам.

 8.Самостоятельная работа по инструктивной карте

 V). Рефлексия, внесение результатов теоретического и экспериментального исследований в исследовательский проект.

IV). Подведение итогов урока.

Содержание урока.

I. Организационно-мотивационный этап.

Приветствие учащихся.  Здравствуйте! (Садитесь)

Я, Дьяченко Елена Николаевна,  учитель химии Дивенской второй школы.                                          Поприветствуем друг друга.                                                                                                                                          Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Теперь я вижу, у нас все получится.                                                                                                               Начнем  урок. (Демонстрация видео - ролика)

Поднимите,  пожалуйста, руку те, кто хотя бы  раз пробовал жевательную резинку?         Хорошо!                                                                                                                                                                                               Как вы считаете, употребление  жевательной резинки полезно для здоровья или  вредно?                                  

Единого мнения у нас не сложилось.                                                                              Поэтому попробуем разобраться в данной проблеме.                  

Найдите, у вас в раздаточном  материале лежат упаковки  жевательных резинок. Состав на упаковках написан  мелким шрифтом,  если возникнет необходимость,  обращайтесь к напечатанной  копии.                                                                            Посмотрите, пожалуйста, какие вещества входят в  состав  жевательной резинке?                                                                                                                                                                                                                          Можете ли вы с точностью утверждать, что все эти вещества  полезны  для здоровья.                                                

Чтобы разобраться в этом, проведем исследование.                                                                                      

Опыт.  ТБ. Слайд 2. Как вы знаете, при выполнении экспериментального исследование,  необходимо соблюдать правила безопасного обращения с веществами. Эти правила определяют аккуратность и последовательность ваших  действий  

Найдите пробирку с раствором  жевательной резинки.                                                       Этот раствор  приготовлен заранее.                                                                                           Жевательную резинку растворили, затем  профильтровали,  и фильтрат разлили по пробиркам.                                                                                                                                                                                     К  данному раствору приливаем  столько же  бесцветной  щелочи  и добавляем только одну каплю синего раствора сульфата меди (II), который набран в  химические пипетки.                                                                                                                              Что у вас получилось.  (Ярко-синий раствор).                                                                              На что указывает изменение цвета раствора? Правильно произошла химическая реакция.                  

А сейчас вы можете сказать, какое из веществ, заявленных на упаковке  жевательной резинки,  обнаружило себя в данной реакции.                                                                                                                                          А хотите узнать?

Чтобы разобраться в этом, обратимся к знаниям, которые вы  уже  получили при изучении органических веществ.

Слайд 4. Посмотрите на слайд, на котором представлено две группы веществ

Назовите вещества  1, 2. Запишите названия в соответствующую таблицу рабочего листа.

Теперь посмотрите, отличается  ли  строение веществ  первой группы от веществ,  второй группы. В чем выражается это отличие?  

Назовем  многоатомные спирты по международной номенклатуре.                                                        Запишем  в аналогичную таблицу в рабочем  листе названия спиртов.                                                                                                                                                                     Откроем учебники  на  с. 89,  в тексте  найдем  исторические названия этих веществ.                                    

Запишите исторические названия спиртов  в таблицу.                                                                             По количеству гидроксильных групп  как  можно назвать  

Первую группу спиртов…, вторую группу  спиртов…

Запишите  название  классов в таблицу.

И предложите, какие  из этих спиртов  мы будем исследовать. (Многоатомные…).  Что у веществ исследуется? (Свойства).    

Слайд 13.  Запишите  тему нашего  урока в рабочие листы.

Слайд 14. Согласно теме, формулируем цель урока:

исследовать свойства  многоатомных спиртов.

Вспомните, по какому плану  проводятся исследования веществ.                                                                                                                                  (Строение, номенклатура, физические свойства, химические свойства).                 Слайд 15. Предложенный  вами порядок исследования, определит задачи нашего урока.

Теперь приступим к исследованию   физических свойств многоатомных спиртов на примере глицерина.                                                                                                                   Слайд16.  Лабораторный опыт 1. Исследование   физических свойств многоатомных спиртов на примере глицерина. ТБ       

Слайд 17. Просмотрите в учебнике на стр. 90 физические свойства.                                                                         Что написано о свойствах?                                                                                                                                                          Тогда почему мы исследуем свойства только глицерина,  а не этиленгликоля?                                          

Слайд 18. На основании, изученных свойств, рассмотрим применение  этиленгликоля?

Слайд 19. Мы  рассмотрели некоторые области применения глицерина.  

Возьмите  пробирку с раствором глицерина.

Подумайте,  сможем ли мы доказать, что в этой  пробирке  находится именно глицерин?

В результате  каких реакций определяются вещества? (Качественные реакции).    

 Качественная реакция на многоатомные спирты невероятно сложная и интересная.    Просмотрите в учебнике на стр. 90,

какое вещество является реактивом для определения многоатомных спиртов (Cu(OH)2).

Выберите реактивы для проведения реакции.

Не забывайте правила безопасного обращения с веществами.

В пробирку с раствором глицерина  наливаем столько же бесцветной щелочи. Добавляем две, три капли синего раствора сульфата меди (II).                          Что вы наблюдаете?  (Ярко-синий).   Поставьте пробирку в штатив.                                  

Цвет раствора обусловлен образованием комплексного соединения глицерата  меди (II). Результаты исследования занесите в таблицу.                                                                  Слайд 20. Напишите название  вещества, имеющего ярко-синий цвет.

Физкультминутка. (Посмотрите на меня, поморгайте ресницами,

посмотрите налево, посмотрите направо.  Сомкните руки в замок, имитируйте волну)

Поморгайте ресницами,   Посмотрите на меня.                                                                                                      Ученики I варианта возьмите в  правую руку   пробирку с раствором  жевательной резинки.  

Ученики II варианта возьмите в  левую руку  пробирку с раствором  глицерина.

И посмотрите,  что у вас получилось в результате реакций и в одной пробирке, и в другой (Ярко-синий раствор).                                                                                                                                                                Какой мы сделаем вывод,  какие  вещества входят в состав раствора жевательной резинки.   (Глицерин)  

Может быть, и глицерин.  Поставьте пробирки в штатив.                                                                                                                                           Посмотрите  в составе  жевательной резинки наличие глицерина. 

Обратимся к информационным  источникам.   Какие из веществ, перечисленных   в составе жевательной резинки, являются многоатомными спиртами. (Сорбит, ксилит).

 

На этом этапе урока результаты  исследований,  внесем в исследовательский  мини-проект.

Возьмите проект. Структуру проекта рассмотрим позже.

Сейчас найдем главу «Экспериментальное  исследование»

и оформим результаты нашего самого первого исследования.

В исследованиях, как правило, выдвигается гипотеза.

Предложите гипотезу экспериментального исследования.

Запишите реактивы, которые вы взяли для реакции, результаты реакции, Теперь вы можете назвать вещества, которые мы определили в растворе жевательной резинки.  

Как называется следующая глава нашего проекта?

«Теоретическое исследование» и таблицу с веществами сорбит и ксилит.

Что мы будем исследовать. (Действие жевательной резинки  на организм человека). Какое может быть действие (Полезное или вредное).

Просмотрите информационные источники.

Сорбит,  какое действие оказывает. Почему вы так решили?                                                                                              Ксилит,  какое действие оказывает. Почему вы так решили?                                                                                               Ответ внесите в соответствующую графу  таблицы.  

                                                                                                                             Посмотрите, на упаковке указано  и  в ролике сказано, жевательная резинка без сахара, на самом деле какой вкус жевательных резинок? (Сладкий) Почему?

Обратите внимание, в состав жевательной резинки  входят вещества с инициалом  Е.

Какое вещество, кроме сорбита и ксилита указано  в таблице. Определите воздействие стабилизатора Е 422  на организм человека.

Ответ  впишите в соответствующую графу таблицы.

Так какое  же действие на здоровье оказывает употребление  жевательной резинки?

Следующее, что мы должны выяснить отношение участников   исследовательского проекта к использованию жевательной резинки. 

Участники исследовательского проекта это кто?

Уважаемые участники исследовательского проекта,

прочитайте вопросы и выберите свои варианты ответов.

Ребята, на сегодняшнем уроке вы получили новые знания о жевательной резинке?

Изменилось ли ваше отношение к использованию жевательной резинки

Озвучьте свое отношение к использованию жевательной резинки

В заключении   запишите это мнение.

Ребята, вы поняли, как надо оформлять результаты исследований.

Обратимся теперь к структуре нашего проекта.

Вспомните, в начале  урока  прозвучал интересный вопрос,

В течение урока мы  получили  на этот вопрос ответ?

Этот вопрос может определить тему нашего проекта.

Тогда как будет звучать  тема нашего проекта?                                                                                                                                                  

Определим цель проекта, чем мы занимались?

Гипотеза, которая выдвигается.

В проекте  помещены результаты опроса, которые проводились во внеурочное время.  Ребята, потом просмотрите вопросы   и  сопоставите свои ответы с общественным мнением.

Посмотрите, здесь приведены рекомендации, как сохранить зубы здоровыми и красивыми.

В Интернете вы можете найти великое множество проектов о жевательной резинке. Как вы думаете, в чем актуальность  нашего проекта.  

Мы проводили экспериментальное исследование веществ, входящих в состав жевательной резинки. Какие это вещества? 

Если провести исследование всех веществ, то получится вот такой спектр реакций.  Может быть, кто-то из вас захочет исследовать остальные вещества из состава жевательной резинки.

Тогда этот проект может послужить для вас  алгоритмом при выполнении новых   исследований.  Сверните правильно проект и оставьте его себе.

 Ребята,  имейте в виду, что участие в исследовательских проектах развивает ваши творческие способности.  Вы можете заявить о себе в конкурсах различного уровня, в региональном конкурсе «Я познаю химию»,

Во Всероссийском -  «Таланты России», и даже на международном уровне  в конкурсе «Химический Олимп».

Теперь сделаем выводы. Что мы проводили на уроке (Исследование). 

  Вы  должны знать,  что  исследование  это один из видов профессиональной деятельности человека.                                                                                                Какую бы  профессию вы ни  выбрали,  при грамотном подходе к делу,  вы будете использовать  элементы исследовательской  деятельности.                                                                                                                              Как вы видите,  итогом нашего урока явилось исследование некоторых веществ.                                                                                                                         И это всего лишь небольшой этап познания многообразия  веществ, имеющих место в нашей жизни.                                                                                                        А представляете, какие тайны  хранит в себе этот бесконечный мир окружающих нас веществ. Заставка:

  О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

А.С. Пушкин

                                                                                                                Приложение 1.                                        

Информационные источники, Интернет-ресурсы.

Этиленгликоль  («гликоль» — это  спирт) 

 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Глицерин  («глиц» — сладкий) 

 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сорбит

 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сорби́т (сорбито́л) — многоатомный спирт (шестиатомный спирт),

 обладающий сладким вкусом.                                                                                                                                   Сорбит часто применяется как заменитель сахара, его можно встретить в диабетических продуктах и диетических напитках (например, в жевательной резинке без сахара).

Ксилит 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии                                                                                                  

Ксилит, CH2OH(CHOH)3CH2OH — многоатомный спирт (пятиатомный спирт),  обладающий сладким вкусом                                                                                                                                                      часто применяется как заменитель сахара, его можно встретить в диабетических продуктах и диетических напитках (например, в жевательной резинке без сахара).

 Стабилизатор  Е422

 Материал из «СанПин»  — справочник "Санитарные правила и нормы»

Использование стабилизатора  Е422 в продуктах питания

В справочнике "Санитарные правила и нормы СанПин" сказано, что:        стабилизатор Е 422 - это глицерин, 

при всасывании в кровь обладает сильными токсическими свойствами, вызывает серьезные заболевания крови.


Приложение 2.                                        

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

Тема урока:______________________________________________________

I). Строение и номенклатура

СН3СН2ОН

СН2ОН-СН2ОН

СН3СН2СН2ОН

СН2ОН-СНОН- СН2ОН

II). Исследование физических свойств многоатомных спиртов на примере    глицерина

Лабораторный опыт 1.  Исследование физических свойств глицерина.

 

№  пробирки

Агрегатное состояние

Запах

Растворимость

Вещество

1.

Вывод: глицерин это________________________________________________            

III). Исследование химических свойств многоатомных спиртов на примере глицерина.                                                                                                           Лабораторный опыт 2. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Название вещества

Реактивы

Признаки реакции

http://schools.keldysh.ru/school1413/Web_him/gl1.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии в 10 классе

Слайд 4

Правила безопасного поведения в химической лаборатории Если в руках у вас жидкое - не разлейте. Если что-то открыли - закройте. Если вы взяли что-нибудь – верните на место

Слайд 5

1). СН 3 СН 2 ОН 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН

Слайд 6

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН

Слайд 7

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН Пропанол (пропиловый спирт) 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН

Слайд 8

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН Пропанол (пропиловый спирт) 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН Этандиол – 1,2 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН

Слайд 9

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН Пропанол (пропиловый спирт) 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН Этандиол – 1,2 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН пропантриол – 1,2,3

Слайд 10

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН Пропанол (пропиловый спирт) 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН Этандиол – 1,2 (этиленгликоль) 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН пропантриол – 1,2,3

Слайд 11

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН Пропанол (пропиловый спирт) 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН Этандиол – 1,2 (этиленгликоль) 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН пропантриол – 1,2,3 (глицерин)

Слайд 12

1). СН 3 СН 2 ОН Этанол (этиловый спирт) 2). СН 3 СН 2 СН 2 ОН Пропанол (пропиловый спирт) 3). СН 2 ОН-СН 2 ОН Этандиол – 1,2 (этиленгликоль) 4). СН 2 ОН-СНОН- СН 2 ОН пропантриол – 1,2,3 (глицерин) Классификация спиртов Одноатомные спирты Многоатомные спирты

Слайд 13

«Исследование свойств многоатомных спиртов » Тема урока:

Слайд 14

Цель: Исследовать свойства многоатомных спиртов Задачи:

Слайд 15

Цель: Исследовать свойства многоатомных спиртов Задачи: Строение и номенклатура многоатомных спиртов. Исследование физических свойств многоатомных спиртов. Исследование химических свойств многоатомных спиртов.

Слайд 16

Лабораторный опыт 1. Исследование физических свойств многоатомных спиртов на примере глицерина. Агрегатное состояние Цвет Запах Растворимость Вещество

Слайд 17

«и этиленгликоль и глицерин - это бесцветные, вязкие (сиропообразные) жидкости сладковатого вкуса…»

Слайд 18

Применение этиленгликоля Антифризы – незамерзающие жидкости Пластиковые бутылки

Слайд 19

Применение глицерина крема мыла зубная паста

Слайд 20

Лабораторный опыт 2. Качественная реакция на многоатомные спирты Глицерат меди( II)

Слайд 21

Лабораторный опыт 2. Качественная реакция на многоатомные спирты Глицерат меди( II)

Слайд 22

Мини-проект «Жевательная резинка: польза или вред?»

Слайд 23

Правильное питание – залог здоровья

Слайд 25

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Многоатомные спирты"

Конспект медиа урока "Многоатомные спирты", 10 класс...

ТЕСТ "ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОДНОАТОМНЫЕ И МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ." для учащихся 11 классов ЕГЭ (ПОВТОРЕНИЕ)

ТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ  (Баженова А.А.) +ИНСТРУКЦИЯ для учащихся 11 классов ЕГЭ (ПОВТОРЕНИЕ)...

презентация по теме "Многоатомные спирты"

В данной презентации поэтапно изложен учебный материал по теме "Многоатомные спирты". Классификация, получение, свойства, области использования многоатомных спиртов.  Использование готовой презен...

«Многоатомные спирты»

Медиа-урок по химии по теме «Многоатомные спирты»(10 класс)Цели урока: 1) рассмотреть строение и свойства многоатомных спиртов, максимально используя имеющиеся у учащихся знания о составе, строении и ...

Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.

Урок с использованием модульной технологии....

Презентация к уроку "Химические свойства многоатомных спиртов"

В презентации освещены химические свойства многоатомных спиртов. Урок проводился в 10 классе физико - химического профиля....

«Химические свойства многоатомных спиртов»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.Цель урока:образовательная - сформировать понятие о многоатомных спиртах: их строении, свойствах, применении, развить понятия о взаимном влиянии атомов...