Закон сохранения массы
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Дьяченко Елена Николаевна

Лучшие умы нашего времени считают, люди в целом должны осознать, что химическая безопасность составляет часть безопасности жизнедеятельности, чтобы соблюдать химическую безопасность необходимо, прежде всего, знать вещества, использовать их в повседневной жизни во, благо человека. Чтобы знать вещества, необходимо изучать их свойства. Свойства веществ изучаются на основании химических понятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к уроку химии в 8 классе

по теме: « Закон сохранения массы веществ» 

                                         

                                          Автор: учитель химии

                                                             МБОУ СОШ№2 с. Дивное

                                                             Апанасенковский район

                                                     Дьяченко Елена Николаевна

Урок  химии в 8 классе по учебнику Г.Е.Рудзитис,

Ф.Г.Фельдман,  Химия 11

Тема: «Закон сохранения массы веществ».

Цели:1.Повторить основные химические понятия

и показать роль М.В.Ломоносова в формировании этих понятий.

2. Изучить историю открытия «Закона сохранения массы веществ».

3. Путем экспериментальных исследований доказать правильность этого закона.

4. Показать значение закона сохранения массы веществв развитии химии и химического производства.

Ход урока

1. Целеполагание.

Уважаемые ребята, на сегодняшнем уроке вы покажите знания, изложите собранную информацию по теме. Будете размышлять, излагать мысли; проведете исследовательский эксперимент, на основании чего сделаете выводы и умозаключения о правильности «Закона сохранения массы веществ».

Лучшие умы нашего времени считают, люди в целом должны осознать, что химическая безопасность составляет часть безопасности жизнедеятельности, чтобы соблюдать химическую безопасность необходимо, прежде всего, знать вещества, использовать их в повседневной жизни во, благо человека. Чтобы знать вещества, необходимо изучать их свойства. Свойства веществ изучаются на основании химических понятий. Поэтому назовите тему, которую мы изучаем. (Первоначальные химические понятия)

В рамках Международного года химии будет отпразднован ряд юбилеев, один их которых – 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Поэтому на уроке мы будем говорить о роли Ломоносова в формировании основных химических понятий.

Построен урок по следующему плану, мы должны: (слайд 1)

  1. Повторить основные химические понятия и показать роль М.В.Ломоносова в формировании этих понятий.
  2. Изучить историю открытия «Закона сохранения массы веществ».
  3. Путем экспериментальных исследований  доказать правильность этого закона.
  4. Показать значение закона сохранения массы веществ в развитии химии и химического производства.

Поговорим о химических понятиях, которые мы изучили.

- Назовите самое первое понятие. (Химия).

- Что такое химия? (Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения). (Слайд 2).

- Из определения следует, что вещества имеют свойства. Чем определяются свойства веществ? (строением).

- Какое строение могут иметь вещества? (молекулярное и немолекулярное строение).

- Что вы можете сказать о веществах с молекулярным строением? (состоят из молекул, молекулы из атомов).

- Кто ввел понятие «атом»? (2,5 тысячи лет до н.э. древнегреческий ученый Демокрит, сказал, что….).

- Что происходило с атомистическими представлениями в эпоху средневековья? (ответ).

- Расскажите, какие представления о строении вещества были у Ломоносова? (ответ).

- Как вы отметили: в середине XVIII века М.В.Ломоносовым были изложены основные положения атомно-молекулярного учения.

(Слайд 3).Вот он перед вами. Великий русский ученый, о его величии говорит тот факт, что мировая общественность широко освещает эту дату. Мы должны гордиться, что этот великий ученый наш соотечественник. В нашей школе пройдет ряд мероприятий, посвященные юбилею, в частности ваш класс покажет открытое мероприятие, и вы можете прочитать в стенгазете, которую для вас выпустили обучающиеся 11-го класса и послушать высказывания, которые приготовил Пузанов Александр.  

Ученик: История Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему отечеству, во славу отечества, во благо отечества Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, ритор, механик, химик, художник, стихотворец – он все испытал, и все проник.»

(Слайд 4), Учитель: Кроме всего выше изложенного, Ломоносов был исследователем-экспериментатором, и его интересовали превращения, которые могут происходить с веществами.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячи мнений, рожденных только воображением». Это высказывание Ломоносова будет девизом нашего урока. Послушаем сообщение Верещак Анастасии.

(Слайд 5). Ученик (реализация теоретического исследования): По настоянию Ломоносова в России была построена первая научно-исследовательская лаборатория. Вот перед вами макет лаборатории, эта аппаратура для пробирного анализа. Данные стеклянные сосуды называются ретортами, о них мы будем упоминать на уроке. В этой научно-исследовательской лаборатории Ломоносов поставил свои опыты, показывающие закон сохранения массы веществ.

 (Слайд 6). Учитель: Открыли тетради, записали дату, тему урока «Закон сохранения массы веществ». Мы переходим ко второй части нашего урока, к изучению истории открытия «Закона сохранения массы веществ».

- Происходят какие-либо изменения с массой веществ в результате реакции. По этому вопросу разные ученые высказывали различные предположения. Именно в химии, как и других науках именно опыты показывают достоверность научных исследований.

(Слайд 7). Ученик (реализация теоретического исследования):                                     Знаменитый английский химик Роберт Бойль в 1660 году. прокаливая в открытой реторте различные металлы и взвешивая их до и после нагревания, обнаружил, что масса металлов становится больше. Мы проделали аналогичный опыт. Подобно Бойлю прокаливали железо. В результате, как у Бойля, у нас получилось черное вещество, хрупкое, легко растирающаяся железная окалина в порошок.  Посмотрите, перед вами пакеты с результатами прокаливания железа. Взвешивая железо до реакции и железную окалину после реакции, получили большую массу. Основываясь на своих опытах, Роберт Бойль сделал вывод, что масса веществ в ходе реакции изменяется, а почему, объяснить не смог.

К опытам Р. Бойля со взвешиванием реторты до и после обжига металлов целое столетие обращались химики разных стран и народов. Пока не были объяснены эти опыты М. В. Ломоносовым.

 

        (Слайд 8). Ученик (реализация теоретического исследования): Ломоносов, в отличие от Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной, что при прокаливании к металлу присоединяется какая-то часть воздуха (кислород в то время был неизвестен).

     Слайд 9 (без комментария)

(Слайд 10). Ученик (реализация теоретического исследования):

 Результаты этих опытов Ломоносов не опубликовал, хотя в 1748 году сформулировал в виде закона «Все перемены в натуре случающиеся….»

Перемены – изменения, натура – природа, случающееся – происходящее. Поэтому это понимается так: «Все изменения в природе происходящие».

(Слайд 11). Посмотрим,  как в  настоящее время этот закон читается.  

(Слайд 12). Ученик (реализация теоретического исследования):

Независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ в 1789 году открыл французский химик Антуан Лавуазье.  Изначально он изучил состав воздуха и доказал, что при прокаливании металлов в опытах Бойля и Ломоносова к металлам присоединяется кислород.

(Слайд 13).  Ученик (экспериментальное исследование):

Переходим к третьей части урока и опытным путем доказываем правильность закона сохранения массы веществ. На следующем слайде показан порядок наших действий:

 В колбу помещаем некоторое количество красного фосфора. Закрываем пробкой и взвешиваем на весах. Затем колбу с фосфором  осторожно нагреваем. (Техника безопасности), снимаем колпачок, спиртовку разжигаем горящей спичкой. Что вы наблюдаете? Появился белый дым. Это мельчайшие кристаллики оксида. По появлению белого дыма судим: реакция произошла. Взвешиваем  колбу после реакции, убеждаемся, что в результате реакции масса веществ не изменилась.

Запишем происходящие изменения при помощи формул:

Р+О22О5

Выпишем относительные молекулярные массы:

    31+32=142

Не сходится, а почему? Посмотрим на стр. 38. С точки зрения атомно-молекулярного учения закон сохранения массы веществ объясняется так: в результате химических реакций атомы не исчезают, а происходит их перегруппировка. Число атомов до реакции равно числу атомов после реакции. Поэтому в данной записи надо уравнять число атомов до и после реакции. 4Р + 5О2  = 2Р2О5

 Для этого ставятся коэффициенты. Посчитаем теперь массу веществ до реакции и после реакции. Убедились, что закон массы веществ соблюдается.

Учитель: (Рефлексия).                                      

 (Слайд 14).  Вернемся к нашему опыту по прокаливанию железа. Почему в нашем опыте масса железной окалины больше массы железа? (Потому что железо соединилось с кислородом воздуха). Можете ли вы вычислить массу кислорода, которую присоединило железо в данном опыте? На основании какого закона вы сделаете необходимые вычисления?

Учитель: Отвечая на вышеуказанные вопросы, мы показываем значение закона сохранения массы веществ.

Слайд 15.

Значение закона сохранения массы веществ в развитии химии и химического производства.

Слайд 16.

Домашнее задание.

Слайд 17.

Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Закон сохранения массы веществ»

Слайд 2

Нам предстоит на уроке: 1. Повторить основные химические понятия и показать роль М.В.Ломоносова в формировании этих понятий . 2.Изучить историю открытия закона сохранения массы веществ. 3. Опытным путем доказать правильность закона сохранения массы веществ. 4. Показать значение закона сохранения массы веществ в развитии химии и химического производства.

Слайд 3

Первоначальные химические понятия ХИМИЯ – наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения

Слайд 4

Памятник М.Ломоносову открыт в 1954 году перед главным зданием МГУ им.М.В.Ломоносова Скульптор Н.В.Томский Архитектор Л.В.Руднев

Слайд 5

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «…Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец - Он все испытал и все проник» (А.С.Пушкин)

Слайд 6

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Один лишь опыт я ставлю выше, чем тысячу гипотез, рожденных только воображением»

Слайд 7

Макет научно-исследовательской лаборатории по проекту Ломоносова

Слайд 8

Аппаратура для пробирного анализа

Слайд 9

Реторты - стеклянные запаянные сосуды для прокаливания металлов

Слайд 10

« Закон сохранения массы веществ » Тема урока: 1748г., М.В.Ломоносов

Слайд 11

В 1660г. провел опыты со взвешиванием сосудов в процессе обжига в них металлов

Слайд 12

В 1748г. в отличие от Бойля прокаливал металлы в запаянных ретортах

Слайд 13

«Оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожжённого металла остаётся в одной мере...»

Слайд 14

«Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому...» «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ» Закон сохранения массы

Слайд 15

Антуан Лоран Лавуазье В 1789 году доказал, что в опытах Бойля и Ломоносова к металлам присоединяется кислород

Слайд 16

P + O 2 = P 2 О 5 31 + 32= 142

Слайд 17

4P + 5O 2 = 2P 2 О 5 4X31 + 5X32 = 2X142

Слайд 18

Значение всеобщего закона природы 1.Открытие закона сохранения массы веществ способствовало дальнейшему развитию химии как науки. 2. На основе закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций. 3.На основании закона производят практически важные расчеты для химического производства.

Слайд 19

Домашнее задание Параграф № 14. Стр.47 №1, №2 Стр47 №3

Слайд 20

Рефлексия

Слайд 21

Решаем задачу!

Слайд 22

В опытах Р.Бойля при прокаливании 1,82 г железа образовалось 2,34 г железной окалины. Вычислить массу кислорода, вступившего в реакцию. Fe + О 2 = Fe 3 О 4 3Fe + 2О 2 = Fe 3 О 4 m(Fe) + m(О 2 ) = m(Fe 3 О 4 ) m(О 2 ) = 2,34 – 1,82 = 0,52

Слайд 23

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нём. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Слайд 24

Викторина, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова 1.Выберите отчество Ломоносова: Васильевич Иванович Сергеевич Фёдорович 2.Как называлась родная деревня Ломоносова? : Денисовка Куростровская Мишанинская Холмогоры 3.Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? 17 18 19 20

Слайд 25

Викторина, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова 4.Во сколько лет Ломоносов начал обучение в своём первом учебном заведении? В 10 В 12 В 13 В 19 5. На каком языке велись занятия в Университете при Академии наук? латыни русском старо-славянском французском 6. Кто царствовал на российском троне в то время, когда Ломоносов вернулся на Родину после обучения в Германии? Анна Иоанновна Елизавета Петровна Иоанн VI Антонович Пётр II Алексеевич

Слайд 26

Викторина, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова 7.Что признавал Ломоносов в отношении современных ему вопросов об устройстве космоса? Земля вращается вокруг Солнца и на других планетах возможна жизнь. Земля вращается вокруг Солнца и на других планетах жизни не может быть. Солнце вращается вокруг Земли и на других планетах возможна жизнь Солнце вращается вокруг Земли и на других планетах жизни не может быть 8. Во время проведения какого опыта погиб коллега Ломоносова? Исследования взрывчатых свойств газов Исследования природы электричества Наблюдения за ураганным ветром Опыта по переплавке металлов

Слайд 27

Викторина, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова 9. Что было изображено на первой мозаике Ломоносова, преподнесённой императрице? Богоматерь Спас Нерукотворный Елизавета I Пётр I

Слайд 28

Мое настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Закон сохранения массы веществ"

Разработка содержит презентацию урока и технологическую карту...

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

Закон сохранения массы веществ 8 класс

Урок рекомендован провести в 8 классе.Урок изучение нового материала с лабораторными опытами (работа в парах), демонстрационный эксперимент, в урок включены здоровьесберегающие технологии...

Урок по химии "Закон сохранения массы веществ"

Урок по химии в 8 классе "Закон сохранения массы веществ" УМК Габриелян...

презентация "Закон сохранения массы веществ"

Презентация может быть использована при изучении темы "Закон сохранения массы веществ" в 8 классе...

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...