"Генетическая связь между классами неорганических веществ"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Семёнычева Лариса Витальевна

Технологичекая карта урока на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ" .

Разработана для УМК И.И. Новошинский, Н.А.Новошинская

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Цель урока: углубить сформированные знания о классах неорганических веществ, их генетической связи, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникационные способноси учащихся, научить логически мыслить, решатьтеоретические и практические задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь

по химии

ученика (цы)

11 «А» класса

МБОУ СОШ №1

________________________________

                                                           Ф.И

10 февраля

2017г

Тема урока: ____________________________________________________________

                     ____________________________________________________________

План урока: 1._______________________________________________                                          

                         ________________________________________________

                       2. _______________________________________________  

                       3._______________________________________________

                      4. _______________________________________________

Заполним вместе!?

Генетическая связь - это_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Игра - «Убери лишнее»

В предложенных рядах присутствуют лишние вещества. Найдите их и зачеркните.

а) Ca   P     N2O   CaO   H2SO4    CaCl2    Ca(OH)2

б) P    MgO    P2 O5       Zn(OH)2     CO2      H3PO4       Ca3 (PO4)2

Составьте генетический ряд из веществ которые Вы оставили

  а) _______________________________________________________________________________

  б) _______________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ _____________________________________________________________________

Запишите химические реакции, в первом уравнении указать окислитель и восстановитель, в третьем записать молекулярное и сокращенное уравнение.

А

Б

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Мини проект                    «Исследовательская деятельность»

Техника безопасности

  • Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами и щелочами.
  • Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус.
  • Остатки веществ не высыпайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
  • Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой.
  • При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

                       

        Тема: «Получение меди из меди»

Цель: Выяснить, можно ли получить медь из меди?

Задачи:  - получить медь используя предложенные вещества;  

                - результат работы занесите в журнал отчёта;

                - отчитаться о проделанной работе на уроке.

Задания!!!        Используя предложенные вещества проделайте цепь последовательных превращений - генезис неорганических веществ. Результат работы занесите в журнал отчёта, сделайте вывод.

Оборудование: спиртовка, спички, пробирки, пробиркадержатель, химическая ложечка

Вещества: Cu,  H24,    NaOH.

Журнал отчёта

Уравнения

Что наблюдали

1

2

3

4

5

Вывод:_________________________________________________________________________

           _______________________________________________________________________________

         

 Персональные странички: 

                          1)  http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna 

                   2) http://multiurok.ru/semenycheva/ 



Предварительный просмотр:

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действи

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Этап мотивации.

Создание эмоционально- образной ситуации

Слайд №1  учитель проговаривает

Мотив 

 «Доводы, которые человек додумывает сам убеждают  его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»      

                                  (Б. Паскаль)

- давайте посмотрим на экран

Настраиваются на урок.

Устанавливаются рабочие отношения в классе.

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения

Готовятся к началу урока.

Умение преобразовывать теорию в практику.

Умение формулировать ответ.

Принятие социальной роли обучающегося

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Образ (рисунок бус)

Слайд№2    Демонстрация бус

Почему БУСЫ??

-  превращение - или генезис

Осмысливают материал

Настраиваются на решение проблемы

Сотрудничество учителя и ученика

Отвечая на вопросы, готовятся к поиску проблемы

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Проявляют интерес к новому.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Понятие

Формулировка темы урока.

Тему: записать в тетрадь тему

Слайд №3 

Тема: «Генетическая связь между  классами неорганических веществ»

   

Какая связь называется генетической?

 - Генетической называется связь между веществами разных классов, основанную на их

взаимопревращениях     и отражающих единство преображения т.е генезис (превращение) веществ.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Планирование учебного сотрудничества.

Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Учащиеся записывают в тетрадь

Выделять     моменты  своей и чужой деятельности как единое целое.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Составим план наших действий

План урока 

формулируется в совместной беседе

1. Вспомнить классификацию, номенклатуру неорганических соединений.

2.  Вспомнить свойства и получения неорганических веществ .

3. Применить полученные знания при решении  задач.

4. Решить предложенное практическое задание.

Слайд №4       

                    Записать в тетрадь 

1.  Классификация, номенклатура неорганических соединений.

2.  Свойства и получения

3.  Решение теоретических задач

4.  Решение практических задач

Составление плана работы.

Работают в парах.

Сотрудничество учителя и ученика

Составляют план для добывания новых знаний

Оценивают объективные трудности  и возможности самостоятельной деятельности. Учащиеся записывают в тетрадь.

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

5. Этап реализации построенного проекта

Теоретические знания

Оборудование: (т. Д.И.Менделеева)

Беседа:   Заполняем таблицу вместе

                 Посмотрим, что получилось

Слайд №5

Беседа:

- Мы все классы связали?

- Можно сказать, что это      

  генетическая связь?

 -ДА

- Ребята, если вы посмотрите на таблицу, какую закономерность можно проследить?

- ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РЯДЫ

Слайд №6     Записать в тетрадь

Генетическая связь это единство и многообразие веществ которые бесконечно превращаются друг в друга.

 Вывод: генетическая связь проявляется  в рядах.

Слайд №7    Игра - «Убери лишнее»

В предложенных рядах присутствуют лишние вещества. Найдите их и зачеркните.  

а) Ca, P, N2O, CaO, H3PO4, CaCl2  Ca(OH)2

б) P,MgO,P2 O5, Zn(OH)2 ,CO2, H3PO4, Ca3 (PO4)2

Почему вы оставили эти вещества?

- так как в их состав входят - Ca  и P

Умение структурировать знания.

Установление причинно-следственных связей.

Умение работать  с учебником в парах; осуществлять самопроверку. Решать задачи по предложенному алгоритму.

Умение слушать собеседника;  работать с текстом;   выражать свои мысли. Понимание существования различных точек зрения.

Планирование учебного сотрудничества;.добывание новых знаний.

Умение формулировать ответ записывать его в тетрадь.

Умение самостоятельно добывать знания

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Составьте генетический ряд из веществ которые Вы оставили

Вызываю к доске.

1- ученик

а) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2

2 - ученик

б) P→P2 O5 → H3PO4  → Ca3 (PO4)2

Это не завершённый ряд.

- Ряд завершён, если он начинается и заканчивается одним и тем же простым веществом.

Предлагаю  дописать

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Применение полученных знаний.

Умение полно и точно выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи.

Отвечать на поставленный вопрос; аргументировать

планировать учебное сотрудничество.

Закрепляют полученные знания.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

7. Этап самостоятельной работы

 

работа в парах

  Работа у доски

Предложите план осуществления данного превращения, запишите химические реакции.

Над стрелками запишите, что Вы будете делать.

1 -ученик

2Ca + О2 = 2CaO

CaO + H2O = Ca(OH)2

Ca(OH)2  + 2HCl  = CaCl2 + 2H2O

CaCl2   → Ca + Cl2

2- ученик

4P + 5О2 = 2P2 O5 

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4  

2H3PO4  + 3Ca(OH)2  = Ca3 (PO4)2 + 6H2O

2H3PO4  + 3CaO  = Ca3 (PO4)2 + 3H2O

Ca3 (PO4)2 + 3SiO2 + 5C =

3CaSiO3 + 2P + 5CO

Применять полученные знания. Решать задачи по предложенному алгоритму.

Работают в парах.

Умение проводить взаимопроверку

Умение преобразовывать теорию в практику.

Предвосхищение результата и уровня усвоения.

Закрепляют полученные знания.

8. Этап включения в систему знаний и повторения Исследовательская деятельность

Слайд №8

Техника безопасности

*Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами и щелочами.

*Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус.

*Остатки веществ не высыпайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

*Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой.

*При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

Слайд №9

Задания!!!  

     Используя предложенные вещества проделайте цепь последовательных превращений - генезис неорганических веществ. Результат работы занесите в журнал отчёта, сделайте вывод.

Оборудование: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, химическая ложечка

Вещества: Cu,  H24,    NaOH.

Слайд №10          Давайте проверим.

Ответ: Генетический ряд:

  Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2

   → CuO → Cu

Уравнения

1. 2Cu + O2 = 2CuO

2. CuO + H2SO4  = CuSO4 + H2O

3. CuSO4 +2NaOH = Cu(OH)2 +Na2SO4 

4. Cu(OH)2 = CuO + H2O

5. 3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu

Что наблюдали — зачитывают 

Вывод:  зачитывают

Журнал отчёта

Уравнения

Что наблюдали

1

2

3

4

Осмысливают задание

Задают уточняющие вопросы.

Умение слушать

Анализировать.

Умение полно и точно выражать свои мысли; владение формами речи; знаниями т/б.

проверяют

повтаряют Т/Б работы с кислотами и щелочами

делают опыт

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

9. Возврат к эмоционально-образной ситуации.  

Подведение итога:

Ребята, согласитесь наша генетическая цепочка очень похожа

1) на бусы 

(это чередование, только бусинок)

Слайд №11

Осмысливают задание

Задают уточняющие вопросы.

Умение слушать

Анализировать.

Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Учащиеся записывают д/з в дневник

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Слайд №12

* С каким настроением Вы сегодня уходите с урока?

Возьмите смайлик и покажите мне Заберите его себе на память об уроке.  

*Еще, хочу подарить бусинку,

 соединив их Вы получите сплоченный, дружный, единый коллектив. Я это сегодня увидела.

Слайд №13

Мои методические разработки, можно посмотреть на сайтах:

1) http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna

2) http://multiurok.ru/semenycheva/

В комментариях  отвечу на все вопросы.

Слайд №14

Спасибо за внимание!

Участвуют в обсуждении.

Осознанно подводят итоги.  Умение структурировать знания.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Осуществляют самооценку.

Умение правильно оценивать выполнение действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доводы, которые человек додумывает сам убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим… Б.Паскаль

Слайд 3

Почему бусы ?

Слайд 4

Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических веществ

Слайд 5

План урока: ● Классификация, номенклатура неорганических соединений ● Свойства и получение ● Решение теоретических задач ● Решение практических задач

Слайд 6

Заполним таблицу

Слайд 7

Генетическая связь – это единство и многообразие веществ которые бесконечно превращаются друг в друга. Генетическая связь проявляется в рядах.

Слайд 8

«Убери лишнее» В предложенных рядах присутствуют лишние вещества. Найдите их и зачеркните. а) Ca, P, N 2 O, CaO, H 3 PO 4 , CaCl 2 Ca(OH) 2 б) P,MgO,P 2 O 5 , Zn(OH) 2 ,CO 2 , H 3 PO 4 , Ca 3 (PO 4 ) 2

Слайд 9

а) Ca CaO CaCl 2 Ca(OH) 2 б) P P 2 O 5 Ca 3 (PO 4 ) 2 H 3 PO 4

Слайд 10

а) Ca → CaO → Ca(OH) 2 → CaCl 2 →Ca б) P→P 2 O 5 → H 3 PO 4 → Ca 3 (PO 4 ) 2 → P

Слайд 11

Исследовательская деятельность Техника безопасности: Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами и щелочами. Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус. Остатки веществ не высыпайте обратно в сосуд с чистыми веществами. Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.

Слайд 12

Задание Используя предложенные вещества проделайте цепь последовательных превращений - генезис неорганических веществ. Результат работы занесите в журнал отчёта, сделайте вывод. Оборудование: спиртовка, спички, пробирки, пробиркадержатель, химическая ложечка. Вещества: Cu, H 2 SО 4 , NaOH.

Слайд 13

Cu → CuO → CuSO 4 → Cu(OH) 2 → CuO → Cu 2Cu + O 2 = 2CuO CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O CuSO 4 +2NaOH = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O 3CuO + 2Al = Al 2 O 3 + 3Cu

Слайд 15

Домашнее задание Составте генетические ряды натрия и серы . Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить предложенные вами переходы. * Творческое задание : нарисуйте (лист А4) или напишите сказку(рассказ) о предложенном вами генетический ряде.

Слайд 16

С каким настроением Вы уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Урок-игра используется в 8 классе по программе О. С. Габриеляна...

Тест "Генетическая связь между классами неорганических веществ"

Тест содержит различные генетические цепочки превращений неорганических веществ...

Урок химии по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Цель урока: усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений и генетической связи между ними; совершенствование...

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...

Генетическая связь между классами неорганических веществ

В работе представлена методическая разработка урока химии в 8 классе. Представлена презентация по теме, технологическая карта урока, раздаточный материал для учащихся....

Обобщающий урок по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"

Урок-игра "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений"Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществЗадачи:1.Обобщит...