урок химии 8 класс составление формул по валентности
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок химии в 8 классе , по теме "Составление Формул по валентности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himiyahim_f-la_dovydenko_t.m.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Забитуйская СОШ

Конспект урока по химии в 8 классе

«Составление химических формул по валентности»

Образовательные результаты:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;

- освоение правил поведения в группах, осознание своей функции  с помощью групповой работы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу.

Метапредметные:

- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;

- формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;

- формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;

- способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;

- формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование умений вести диалог.

          

Предметные:

- формирование умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками.

Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в малой группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.

Средства обучения: ведение проблемного диалога, взаимооценивание письменных ответов, раздаточный материал, учебник, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.         

Схема урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые учебные действия

предметные

универсальные

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

- самоорганизация;

Коммуникативные:

- умение слушать;

2. Целеполагание и мотивация

1. Учитель зачитывает классу три загадки

(с доски или со слайда) и просит отгадать, что это:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?

Очень добродушная,

Мягкая послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

2. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально в своих тетрадях записать дату и возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов Н и О.

3. Просит ребят записать получившиеся формулы на доске, при этом одинаковые не повторять.

4. Постановка проблемы.

Обнаруживаются разные примеры записи формулы воды (верный и неверные)

- Ребята, задание было одно?

- А какие получились результаты?

- Как вы думаете почему?

- Ребята, у всех вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl. Вы сможете верно записать химическую формулу этого вещества?

5. Постановка цели.

- Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

        

Учитель выслушивает мнение каждой группы. Уточняет, что учиться будем составлять формулы бинарных веществ и фиксирует после согласования с классом цель на доске в знаковой форме:  Ax By

6. Определение темы урока.

- Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?

Учитель уточняет, что формулы будем составлять по валентности, записывает тему на доске.

        

7. Мотивация.

- Молодцы, ребята!

Перед изучением данной темы я хочу рассказать вам притчу Сократа «О путниках с камнями».

Три путника несут тяжёлые камни в город, обливаясь потом. У всех троих спросили, зачем они это делают. Первый ответил:

- Меня заставили тащить эти проклятые камни в город.

Второй сказал с улыбкой:

- А я несу эти камни в город, чтобы продать и прокормить свою семью.

Третий с радостью ответил:

- Я несу эти камни для строительства величайшего храма, который будет радовать людей не одно столетие!

-Ребята, каждый для себя сделайте вывод, в роли какого путника вы хотели бы оказаться. Точно также и с химическими знаниями, если их заставлять учить, то они окажутся непосильной ношей.

Отгадывают загадки, говорят, что это вода.

        

Записывают в тетрадях возможную химическую формулу воды.

Записывают разные варианты получившихся формул на доске.

Отвечают, что одно.

- Разные.        

- Знаем, что вода состоит из атомов Н и О, но не знаем в каком соотношении.

- Наверняка нет.

Обсуждают в группах, спикер высказывает мнение группы, что должны научиться составлять химические формулы веществ.

Предполагают, что тема урока «Составление химических формул».

Записывают в тетрадь тему урока «Составление химических формул по валентности».

Слушают притчу и определяют, в роли какого путника они хотели бы оказаться, переносят ассоциацию на химические знания.

Умение записывать знаки химических элементов, составлять из них химическую формулу вещества.

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить;

- саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- доказательство своей точки зрения;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение сформулировать проблему;

- развитие знаково-символических действий на этапе фиксирования цели урока в знаковой форме;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- умение сотрудничать в группе со сверстниками;

- умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности;

- умение договариваться и приходить к общему мнению;

- умение точно выражать свои мысли.

3. Планирование деятельности

- Как мы будем достигать поставленной цели?

Учитель изображает на доске треугольник, поделённый горизонтальными линиями и, выслушивая  предложения учащихся, фиксирует план действия снизу вверх.  

Треугольник снизу вверх заполнен следующими фразами:

- вспомнить знаки элементов;

- повторить валентность;

- узнать правила составления формул;

- выполнить упражнения.

На вершине данного треугольника  закрепляет рисунок мудрой совы

и желает всем ребятам достичь этой высоты.

Предлагают свои варианты достижения цели: вспомнить знаки химических элементов и значение валентности; узнать правила, как составлять химические формулы; закрепить полученные знания, выполняя упражнения.

Личностные:

- умение задаться вопросом: какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?

Регулятивные:

- умение составлять план и последовательности действий.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели;

- умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-  умение слушать и вступать в диалог;

-  умение точно выражать свои мысли.

4. Реализация намеченного

1. Актуализация знаний.

 Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение «Установи соответствие», раздав листы с заданием на парты

(или с доски, или со слайда):

Вариант I.

1. H                а). магний

2. Na              б). алюминий

3. Al               в). водород

4. S                 г). сера

5. C                д). хлор

6. Mg             е). углерод

7. Cl               ж). натрий

Вариант II.

1. O           а). цинк

2. K               б). калий

3. Fe              в). фосфор

4. P                г). фтор

5. N               д). кислород

6. Zn             е). азот

7.  F              ж). железо        

Далее учитель просит учащихся в парах обменяться своими работами, проверить упражнение по ключу ответов и поставить друг другу оценки.

На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания.

Вариант I.        

1в, 2ж, 3б, 4г, 5е, 6а, 7д

Вариант II.

1д, 2б, 3ж, 4в, 5е, 6а, 7г.

Критерии оценивания:

нет ошибок – оценка «5»;

1-2 ошибки – «4»;

3-4 ошибки – «3»;

более 4 ошибок – «2».

 

После этого учитель просит ребят проговорить друг другу в парах, что такое валентность, как записать значение валентности, для каких элементов она постоянная, как определить значение валентности по ПС, понятие высшей низшей валентности.

На доске оставляет опорные фразы: валентность, как записать, постоянная, определяю по ПС, высшая, низшая.

Затем учитель организует краткое обсуждение данных вопросов.

2. Правила составления химических формул.

Учитель фиксирует алгоритм составления формулы на доске:

а). запишите символы химических элементов  РО

б). обозначьте валентность каждого элемента:                 V  II

                                 Р   О

в). найдите наименьшее общее кратное (НОК):   V  II

                             Р   О   [10]

г). разделите НОК на валентность каждого элемента:  [Р]  10: V = 2

                   [О]  10: II = 5

д). расставьте индексы справа внизу (индекс «1» не пишут):   Р2О5

Учитель предлагает ребятам на доске индивидуально составить формулы веществ, состоящих из элементов SO и NaO.

Далее учитель записывает на доске формулу РН3 , зная, что валентность водорода равна одному, просит учащихся определить валентность фосфора.

- В первом примере Р2О5 валентность фосфора была равна пяти, а в этом примере – трём. Как же узнать в каком случае, какую валентность нужно указать?

После этого учитель организует работу в группах, для этого: комплектует группы по месту учащихся, напоминает правила групповой работы. Раздаёт листы со следующей информацией:

а). у неметалла с кислородом валентность высшая:    V  II

                                        Р2 О5

б). у неметалла с водородом валентность низшая:  III  I

                                       Р  Н3

в). у неметалла с металлом валентность низшая: II   I

                                   Ca Cl2

г). у металлов первых трёх групп валентность часто совпадает с номером группы (исключение Cu и Hg они проявляют и I, и II валентность):

I   I     II  II    III  II

KCl    ZnO    Al2O3 

д). при совпадении валентности формула не изменяется: II  II

                                          MgO        

В названии веществ, образованных элементами с переменной валентностью, пишут в скобках цифру, показывающую валентность данного элемента в этом соединении. Например,

II

CuO - оксид меди (II)

 I

CuO - оксид меди (I).

После этой информации для каждой группы на этом же листе предложено своё  задание по составлению формул веществ, состоящих из элементов:

1 группа:  ClO,  NH,  MgF.

2 группа: NO,  HS,  AlCl.

3 группа: CO,  HF,  ZnCl.

4 группа: HCl,  ZnO,  NaS.

5 группа : CaO  MgCl  HSe

Затем учитель предлагает от каждой группы представить результат выполненного задания на доске.

При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся.

- Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились.

Обращаясь к плану нашей работы, нам осталось лишь выполнить упражнение. Если вы выполните его верно, у вас есть шанс получить хорошую оценку.

Выполняют упражнение индивидуально.

Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценки друг другу в тетради.

Работая в парах, вспоминают понятие валентности, как её изображают и определяют по ПС, называют элементы с постоянной валентностью. Рассказывают, как определить высшую и низшую валентность элемента.

После работы в парах фронтально проговаривают ключевые моменты.

Записывают алгоритм составления формулы в тетрадь.

Два ученика записывают на доске формулы веществ: SO3,  Na2O

и объясняют, как они их составили, остальные переносят эту запись в тетрадь.

Используя информацию прошлого урока, определяют, что валентность фосфора равна трём.

Отвечают, что нужно знать ещё дополнительные правила.

Знакомятся с информацией, работая в группах. Узнают, в каком случае элемент проявляет высшую или низшую валентность.

Составляют химические формулы веществ, организуют обсуждение в группе по правильности написания формулы. Представляют свои результаты на доске.

Записывают в тетрадь формулы веществ, предложенные в заданиях других групп.

Осознают, что остался последний пункт из намеченного в начале урока плана.

Умение соотнести знак химического элемента с его названием.

Актуализировать знания о валентности химических элементов.

Умения составлять формулы бинарных химических веществ.

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- умение освоить содержание;

Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.

 

Познавательные:        

- выделение необходимой информации;

- умение осознанно построить речевое высказывание;

- умение извлечь из предложенного материала важной и второстепенной информации;

- самостоятельное использование правил для составления химических формул веществ;

 

Коммуникативные:

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра; 

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение сотрудничать в группе со сверстниками;

-  умение договариваться и приходить к общему мнению;

- умение точно выражать свои мысли.

5. Контроль и оценка

Учитель предлагает по вариантам задание по составлению химических формул веществ, состоящих из элементов:

Вариант I.                    III

KS,  NaCl,  ZnO,  LiO,  FeCl

Вариант II.                  II

KO,  NaH,  KBr,  LiS,  FeCl        

(Задание указано на доске или на слайде)

Далее учитель организует в парах взаимопроверку работ по ключу ответов.

На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания:

Вариант I.

K2S,  NaCl,  ZnO,  Li2O,  FeCl3

Вариант II.

K2O,  NaH,  KBr,  Li2S,  FeCl2

Критерии оценивания:

нет ошибок –«5»;

1 ошибка – «4»;

2-3 ошибки – «3»;

4-5 ошибок – «2».

- Ребята, а сейчас возьмите свои тетради, посмотрите на свой результат. У кого из вас пятёрки и четвёрки похлопайте в ладоши.  

- Я рад за вас и тоже вам аплодирую!

- Не забудьте перед уходом сдать тетради и по итогам двух работ (в начале урока и сейчас) вы получите оценку в журнал.

Индивидуально выполняют предложенное задание.

Обмениваются в парах тетрадями и производят взаимопроверку работ пор ключу ответов.

В классе раздаются аплодисменты.

Умение составлять формулы химических веществ.

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

- умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась;

Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания.

Познавательные:

- умение самостоятельно и осознанно выполнить задание;

Коммуникативные:

- умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания;

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра.

6. Рефлексия

Учитель обращает внимание ребят на знаковую фору записи цели урока Ax By и организует рефлексию:

- Достигнута ли цель урока?

- А сейчас запишите формулу вещества, состоящего из атомов

Н и О. Объясните, почему формула записывается Н2О.

- Прочитайте хором состав вещества

- Запишите и объясните формулу поваренной соли NaCl.

- Мы осуществили все этапы намеченного плана работы?

- Ребята, мы начинали наш урок с загадок о воде, и закончить его предлагаю тоже с водой.

Учитель приглашает ребят к своему столу, на котором стоит чаша с водой (можно кристаллизатор) и два подноса: один с маленькими бумажными корабликами, другой с камешками – галькой.

- Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях,

то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).

- Ребята, мне повезло наблюдать сейчас на водной глади такое количество корабликов. Но, чтобы к следующей нашей встрече они не сбились с пути, я предлагаю вам дома выполнить упражнение.

Учащиеся говорят о том, что они достигли цель урока, правильно записывают в тетрадь Н2О, произносят вслух «Аш два о».

Видят со схемы на доске, что план действий осуществлён.

Подходят к столу учителя и «голосуют» с помощью корабликов и камешек.

Умение составлять формулы химических веществ.

Личностные:

- умение самому себе задать вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»

Регулятивные:

- умение сравнить результат своих пошаговых действий с заданным эталоном-образцом;

- умение осознать учеником, как хорошо он научился составлять химические формулы, или чем ещё предстоит овладеть, чтобы научиться их составлять.

Познавательные:

- умение провести рефлексию деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог.

7. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание в дневник

§12, с.34-35, упр. 5 с. 37.

Кроме этого учитель предлагает выполнить следующее задание по желанию:

- Найдите в дополнительной литературе (или иных источниках)  формулы веществ, имеющих название: углекислый газ, глинозём, кварц, негашёная известь, цинковая обманка и докажите, опираясь на полученные знания, что их формулы записаны верно.

- Я был рад встрече с вами, спасибо. Урок завершён.

Записывают параграф и упражнение в дневник, определяют для себя объём задания.

Личностные:

- умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.

Познавательные:

- умение осуществить необходимый поиск информации.

Коммуникативные:

- умение слушать и задать вопросы.


Используемая литература

  1. Гара Н.Н. Программы образовательных учреждений. Химия 8-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Князева М.В. Химия. 8 класс поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Составление формул»

Урок по теме «Составление формул» 5 класс...

Валентность.Составление формул по валентности. Разработка урока.

Методическая разработка урока по химии в 8 классе коррекционной школы 6 вида, с использованием методики "Sandplay"....

урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс

составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...

Урок-упражнение по составлению формул солей, классификации неорганических соединений.

Презентация помогает в игровой форме повторить классификацию неорганических веществ, научиться составлять формулы солей....

презентация "Составление формул по валентности"

даннае презинтация к уроку химии в 8 классе , тема "Составление формул по валентости"....

Урок по теме "Валентность. Составление формул по валентности".

Материал для более простого определения валентостей элементов и быстрого сотавления формул по валентности....

Составление формул по валентности.

Материал предназначен для учащихся 8класса....