Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"
проект по химии на тему

Приводится аннотация к  программе "Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках  химии и во внеурочной  деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_programme.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к программе  «Экологическое воспитание на уроках химии и во внеурочной деятельности»

         

Соответствие требованиям

(ФГОС или ФКГОС 2004)

Цель

Планируемые

результаты

Основные виды

учебной деятельности

Технологии

Содержание

Программа  составлена  для  обучающихся  8-11  классов  в  соответствии  с ФКГОС

Цель   образовательной программы

 Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Основные задачи программы:

  • сформировать экологическую  культуру;
  • воспитать у учащихся интерес к объектам природы, условиям жизни людей,
  • усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
  • развивать способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • сформировать качественно новый уровень исследований, проектирования обучающихся, совершенствование и углубление интеграции образовательного процесса с фундаментальными исследованиями;
  • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
  • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
  • повысить степень участия обучающихся в проектно - исследовательской и проектной деятельности;
  • сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Планируемый результат экологического воспитания– свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.    

Эффективность экологического образования повышает применение разнообразных активных методов преподавания. Среди них важное место занимают проблемное обучение, диалоговое изложение  материала, дискуссии, семинары, экологические конференции,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    предметно-образное  описание окружающей среды, экспериментально-практические работы учащихся. Важным направлением в экологическом образовании при изучении новых знаний, повторении, обобщении материала  является исследовательская деятельность учащихся.

В своей работе для реализации целей и задач экологического образования и воспитания я использую следующие виды работ:

   -экологическая конференция;

   - решение задач с экологическими проблемами;

   -экологический семинар;

   -вставки на уроках экологического содержания.

  1. Информационно-коммуникацион-ные технологии
  2. Технология проектного обучения
  3. Игровые технологии
  4. Проблемное обучение
  5. Проблемно- исследовательс-кая технология
  6. Технология обучения в сотрудничестве

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.  Программа призвана объединить все образовательные и воспитательные возможности предмета «химия»

Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения:

  • урочная  работа

Примеры уроков экологического содержания:

  1. Конференция «Химическое производство в жизни человека»
  2. Практическая работа «Определение качества воды»
  3. Деловая игра «Озоновый экран нашей планеты. Состояние, проблемы»
  4. Деловая игра «Радиофобия или радиоэкология»
  5. Ролевая игра «Суд над ядерной энергией»
  6. Научно-практическая конференция «Химическое загрязнение окружающей среды»
  7. Ролевая игра «Суд над автомобилем»

Для ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями готовятся таблицы по различным темам курса химии в которых отражаются тема и экологические вопросы, связанные с данной темой. Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним используются фрагментарно при изучении той или иной темы курса химии, а также на специально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии или при повторении учебного материала.

  • Внеурочная  работа
  1. Тематические недели («Химия и экология»)
  2. Стенгазеты,
  3. Викторины,
  4. КВН («Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»)
  5. Вечера  («Трение в природе и технике», «Физика и музыка», «В мире электрических зарядов»);
  • Факультативные, предпрофильные и элективные  курсы, программы внеурочной деятельности  
  1. Предпрофильный курс «Химия и безопасность жизни»
  2. Элективный курс «Химия вокруг нас»
  3. Факультативный курс «Химические методы исследования природы»
  4. Программа внеурочной деятельности «Азбука юного эколога»
  • решение химических задач с экологическим содержанием

На своих уроках для воспитания экологического сознания школьников я использую пособие  из серии «Экологические капельки»  Химия 8-9. Сборник заданий для 78-9 классов общеобразовательных учреждений. /Лебедянцев С.Ф.. Нефедова Н.Х., Симак С.В./, Москва, изд.: Международный социально-экологический союз, 2010 г.

«Экологизация»  химии – это не только изучение  предметного содержания  но  и  междисциплинарное обсуждение экологических проблем. Задачи с экологическим содержанием  используются с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется,  прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.  

При решении экозадач у школьников вырабатывается:

  • Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии  и решать текстовые задачи  на уроках;
  • Экологическое воспитание школьников вырабатывает  любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
  • Развивает интерес  к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.    
  • развиваются умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Большую роль в развитии логического мышления играет способность учеников самостоятельно составлять задачи, поэтому я предлагаю учащимся самим составить задачи на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды и решить их.

  • исследовательская работа учащихся

Проекты:

  1. Экология, химия и транспорт
  2. Экологические проблемы энергосбережения
  3. Химические экологически опасные факторы и их влияние на здоровье человека

Заместитель руководителя ОО                 ______________________________________ / Скворчевская И.И./

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют формиро...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности...

Организация экологического воспитания на уроках химии и во внеурочной деятельности

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений. Оно способствует стано...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...