Интегрированный урок 10 класс по теме "Нефть"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Челнокова Ольга Васильевна

Интегрированный урок (химия и география) в 10 классе позволяет предоставить нефть с разных сторон: химической, географической, исторической, экологической, экономической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_integrirovannyy_urok_neft.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (химия-география) по теме «Нефть» 10-й класс

Цели и задачи урока:

  • Познакомить с составом нефти и способами ее переработки, гипотезами происхождения. Показать направления использования нефти в качестве топлива и химического сырья. Доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
  • Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современных технологиях, охране окружающей среды.
  • Рассмотреть основные международные грузопотоки нефти, определить страны, которые остаются ведущими экспортерами нефти.
  • Определить перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в мире. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с переработкой нефти.
  • Продолжить формирование умений анализировать, вести дискуссию, работать в группе, развивать навыки общения. Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
  • Формировать черты социально направленной личности.
  • Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.
  • Поддерживать познавательный интерес к предметам.

Оборудование: коллекции «Нефть», географические карты, интерактивная доска, штатив с пробирками, стакан с водой, нефть, перышко.

Организация урока: Класс разбит на 3 группы, формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. У каждого ученика –  предметные тетради , контурные карты и атласы, учебники, раздаточный материал.

Ход урока

1 этап урока. Общая продолжительность – 7 минут.

  1. Мозговой штурм. Посмотрев слайды (загрязнение нефтью природы), ответьте на вопрос: Как вы думаете, что станет темой обсуждения сегодняшнего урока? Обосновать актуальность темы
  2. Осмысление – подведение итогов по 1 этапу.

Учитель химии : Представить современную жизнь без нефти мы не можем! Как человечество из древне использовало нефть? (топливо и не только)

А вот выдающийся химик Николай Дмитриевич Зелинский говорил: «Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сжигается нефть в топках». Изучая нефтяные месторождения в районе Баку, Д.И.Менделеев заявил о недопустимости использования нефти только как топлива. «Топить можно и денежными ассигнациями», – писал он в одной из своих экономических статей. Менделеев резко возражал Л.Нобелю, который настаивал на нефтяном отоплении.

Следует напомнить, что каждая тонна нефти дает столько же химического сырья, сколько можно получить из 15 т бурого угля. Следует также учесть, что 70% используемой в мире энергии в наши дни получают с помощью нефти и природного газа. Итак – нефть – топливо, нефть- химическое сырье, нефть – синтетические продукты питания и т.д.

Учитель географии: Подведение итогов по теме «Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото»».

Учитель химии : Подведение итогов по теме «Что такое нефть. Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

2 этап урока. Осмысление. Получение новой информации, систематизация известной информации – 15 минут.

Учитель географии : Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти – одна из сокровенных тайн природы. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория. Неорганическая теория – нефть образуется на основе карбидов металлов. Менделеев выдвинул гипотезу о происхождении нефти. В глубинах Земли имеются огромные залежи железоникелевых сплавов, которые при высоких температурах образуют карбиды металлов. Эти раскаленные карбиды взаимодействуют с водой, проникшей к ним по трещинам, образуя углеводороды, составляющие нефть.

Давай те вспомним где в нашей стране  залежи нефти, а так же  основные пути транспортировки. Проведём разведку по карте.  Как отличается нефть по месторождению.      Задание №1

Учитель химии : что лежит в основе органической теории происхождения нефти? Способы переработки нефти (работа со слайдами)

  • Физический метод (первичная переработка самой нефти)
  • Химический метод (вторичная переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)

Физический метод. Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх.  Мы с вами уже усвоили, что в состав углеводородов нефти входят до 50 углеродных атомов.

Задание №2

Фракции

Число атомов углерода

Температура

Продукт

газ

3-4

40

топливо

Бензин

5-11

40-180

Автомобильное топливо

Лигроин

8-11

150-250

горючие в карбюраторных и дизельных двигателях

керосин

12-18

175-300

Авиационное топливо

газойль

13-19

250-350

Дизельное топливо

мазут

18-50

350

Топливо для котельных

Какое основное слово? Топливо, а так же сырьё для производства взрывчатых веществ, лекарственных мазей, мазей для приготовления парфюмерных изделий, волокна лавсана, растворителей, бутадиенового каучука, бутадиенстирольного каучука (резина) и т.д.

 К химическому методу или вторичной переработке нефти относятся термические и каталитические методы.

К термическим методам относятся термический крекинг, коксование и пиролиз, к каталитическому риформинг. Задание: дома найти определения этих понятий.

Учитель химии : С точки зрения химии, нефть – это действительно, природная смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов. Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода.

  • Нефть состоит из 100 различных соединений, содержащих азот, серу.
  •  Состав нефти нельзя выразить одной формулой. Почему?
  • Ее состав непостоянный и зависит от месторождения.
  • В состав нефти входят различные углеводороды – предельные, циклоалканы, ароматические (В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана). 

Учитель географии : В составу, месторождению и физическим свойствам нефть бывает: (поиск информации в учебнике)

Учитель химии : итак  нефть, полезное ископаемое органического происхождения, свободно встречается в природе? Каковы физические свойства нефти? Для ответа на этот вопрос проведем лабораторную работу.

Задание №№3

Ход лабораторной работы №1:  «Физические свойства нефти»

Цель: изучить свойства нефти

работа в парах

  • Рассматриваем пробирку с нефтью – опишите нефть
  • Растворяем нефти в воде

Цвет

Плотность

Растворимость в воде

Физкультминутка «Отдохни». Видеоряд «Красота природы»

Учитель географии:  В современной экологии появился новый термин – «Нефтяная чума» , правда она появилась не сегодня и не внезапно. Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Каковы источники поступления нефти в моря и океаны? фронтальный опрос

Вывод: Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих веществ. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти каждый год случаются крупные катастрофы их компонентов реками. Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится громадный список. 

Учитель химии : обратимся к цифрам и посмотрим слайды, которые должны заставить задуматься.

  • А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды.
  • Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные вещества, извлекаемые ими из нефти.

Но разве нефть виновата в уничтожении окружающей среды? Виноват человек, халатно относящийся к биосфере – своему дому!

 Задание №4     Лабораторная работа №2

Цель: выяснить, какой из предложенных сорбентов обладает большей впитывающей способностью.

сорбенты

наблюдения

мел

опилки

песок

Выводы: какой сорбент наиболее эффективен:

с экологической точки зрения, с экономической, с химической точки зрения?

Учитель географии: Мы поняли, что такое нефть, значение нефти в промышленности. А каков расклад сил на мировом рынке нефти. И почему  наша жизнь так зависима от курса на нефть? Что такое баррель?

Справка: Американский нефтяно́й ба́ррель — единица измерения объёма нефти, равная 42 галлонам или 158,988 литрам, цена на основные мировые марки нефти устанавливается в долларах за баррель.  Цена на 14.02 – 61.61 доллар за баррель

Давайте вспомнитм, что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? Определить ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные таблицы. Сделать вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Задание №5  Нефть в мире

Страна

Запасы нефтью (в млрд т)

Добыча (в мил т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Венесуэла

10,3

175

59

Мексика

8,5

170

50

Россия

6,7

300

22

Китай

4,0

160

25

США

3,8

380

10

Вывод: Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность нефтью. Среди богатых стран нефтью выделяются развивающиеся государства (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Подготовить ответ на вопросы:

  • Выявить страны-лидеры по запасам нефти
  • Выявить страны-лидеры по добыче нефти
  • Максимальная и минимальная

Итоги урока:    

  1. Задание №6   Практическое применение урока      Игра «Да-нетка»

Нефть  сложная  смесь различных углеводородов  (да).

В природе нефть только черного цвета (нет)

Нефть – тяжелее воды и легко растворяется в воде.(нет)

Саудовская Аравия лидер по запасам нефти (да) 

Нефть главный источник жидкого топлива (да) 

Для перегонки нефти используют ректификационную колонну (да) 

При нагревании нефти первым в парообразное состояние переходит керосин  (нет)

  1. Рефлексия    Три смайлика

 i?id=52457173&tov=0  - «мне было хорошо   на уроке я все понял»

  i?id=56097726&tov=2  - «мне было понятно, кроме пункта…»

i?id=106139110&tov=4- «Мне было плохо и я ничего не понял»

Д/З: По географии выполните задание на контурных картах. Отметьте основные грузопотоки нефти. По химии – крекинг, коксование и пиролиз,  риформинг найти определения данных понятий

Заключение и подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...