Химический турнир
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Борисовская Лидия Андреевна

Химический турнир по теме "Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева". Урок -игра проводится после изучения данной темы. Можно проводить урок   между  классами или параллелями .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Химический турнир

                                     Между 8А и 8Б классом

                        Игра «Путешествие по периодической таблице»

                   

                                                           Ход мероприятия:

  1.  Учитель. Сегодня нам предстоит обобщить ваши знания о периодическом законе, который не может быть записан в виде какой-либо математической формулы или уравнения, а имеет графическое выражение в виде периодической системы химических элементов. Она может быть представлена разными видами таблиц (учитель показывает коротко- и длиннопериодный варианты). Таким образом, перефразируя высказывания великого поэта, можно сказать: “Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический закон”.
        Вы знаете, что основой периодической системы являются химические элементы.
  2. Конкурс «Разминка» Участвуют все. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее поднял руку. За правильный ответ – два балла, за дополнение -0,5 балла

.Вопросы.

1.Кем и когда был открыт периодический закон.?

 2.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев?

3.Что положил в основу классификации химических элементов Д.И.Менделеев?

4.Как читается периодический закон по Менделееву?

 5.Современная формулировка периодического закона?

6. Какие три элемента Д.И.Менделеев предсказал и описал их свойства?

  1. Презентация «Д.И.Менделеев» -    10-15 баллов

4.Загадки. За правильный  ответ -  1балл, за дополнение – 0,5 балла

Больше, чем его, друзья,
В природе нету элемента.
В его присутствии железо
Горит, как магниевая лента.
Ещё сказать уместно:
Всем он нужен и во сне.
Что за элемент чудесный?
Кто узнал, скажите мне?

( Кислород)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнём,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нём.
Он как кумир, он свержен нами,
Уж блеск его не так манит:
Ведь хорошо мы знаем с вами-
Не всё так ценно, что блестит.

( Золото)

Учитель. Золото по праву считается одним из самых древних и ценных металлов. В представлении алхимиков золото считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы. В ХI в. в южной части Афганистана был найден самородок размером “локоть на локоть”, что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок золота за всю историю золотодобычи. Самые крупные получают имена и хранятся в музеях - “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год), “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869 год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842 год). Самородное золото никогда не бывает чистым. Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет от соломенно-желтого до зелёного, яркого розово-красного и белого. Так, “червонное золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему красный цвет.

  1. Презентация  «Семья Д.И.Менделеева»

Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольском гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию давалась нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя. В августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения, проделав в одиночку путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км. За свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделе

5.Конкурс «Путешествие по периодической системе» (Тест)

Вопросы команде 1

  1. С увеличением порядкового номера элемента в периоде:

       а) радиусы атомов увеличиваются;

  б) радиусы атомов уменьшаются;

  в) радиусы атомов  не изменяются.

        2. Какой из приведенных химических элементов имеет  наиболее ярко выраженные металлические свойства?

       а) Te;      б) Н;     в) Са; г) К

 3.  Физический смысл порядкового номера химического элемента в том, что он            определяет:

            а) положение элемента в периодической системе;

       б) число протонов  в ядре атомов;

       в) число энергетических уровней;

       г) число нейтронов в атоме.

4. Неметаллические свойства химических элементов с точки зрения химии обусловлены:

               а) активностью взаимодействия их с металлами;

б) способностью атома принимать электроны;

в) строением  кристаллических решеток

5. Зная положение элемента в периодической системе, можно предсказать:

  а) максимальную валентность элемента;

              б) распространенность элемента в природе;

              в) число изотопов элемента;

              г) формулу водородного соединения.

Вопросы команде 2

      1.Чем определяется место химического элемента в периодической системе Д.И.Менделеева?

        а) количеством электронов на внешнем энергетическом уровне атома;

       б) количеством нейтронов в ядре атома;

       в) зарядом ядра атома;

 2.Какой из приведенных  химических       элементов имеет наиболее ярко выраженные неметаллические свойства?

            а) S;    б) Se;  в) Si; г) Sc.

       3.Металлические свойства химических элементов в ряду       Мg  - Al - Na –K- Rb:

        а)  возрастают;

   б) вначале ослабевают, а затем усиливаются;

   в) уменьшаются;

    г) вначале возрастают, а затем уменьшаются.

     4. У химических элементов изменяется периодически:

      а) атомная масса;

      б) атомный радиус;

      в)  атомное ядро;

      г) число электронов на последнем энергетическом уровне

5.Число электронов в атоме определяется:

      а)  строго определенной атомной массой;

      б) строением внешнего электронного слоя;

      в) наличием избыточного заряда (положительного или отрицательного);

      г) зарядом ядра.

      За каждый правильный ответ-  5 баллов.

         

  6.  Конкурс «Расчетный»

  Рассчитать относительную молекулярную  массу вещества и массовую долю кислорода в молекуле

  Команде  «Мышьяк»  - H2SO4 

Команде 2 - HNO3

   

За правильный ответ – 5 баллов. ( молекулярная масса -  3балла,массовая доля- 2балла)

             7.   Конкурс капитанов

Задание капитану 1

1.Какой элемент сначала был открыт на Солнце, а уже потом на Земле.

2.Свойство атома, которое Д.И.Менделеев принял  за основное при систематизации химических элементов.

 3.Химический элемент, названный в честь великого русского ученого 19 века.

4.Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же элемента.

         5.Химический элемент, электронная  структура которого  

                                                                                                       2 8 7                                      

           Задание капитану 2

       1.Химический элемент, имеющий электронную формулу 1s22s22p63s23p4.

       2.Свойство атомов химического элемента, имеющего наибольшее значение у фтора.

        3.Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот, же заряд атома. 

      4.Элементарные частицы, движением которых обуславливаются многие физические свойства металлов.

     5.Заряженные частицы.

                 

За каждый правильный ответ -5

                        8. Кроссворд

        .Вписать названия неметаллов

1

М

2

Е

Н  

4

Д

5

Е

6

Л

7

Е

8

Е

В  

За правильный элемент -1 балл

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к химическому турниру по теме" Подгруппа азота"

Вопросы составлены к химическому турниру по теме "Подгруппа азота" для учащихся 9 классов....

Химический турнир

Занимательный урок по химии "Химический турнир" создан для неслышащих учащихся, но можнет быть интересным для учителей массовых школ. Конкурс "Химическое лото" может быть использован как тренажер на з...

Химический турнир

Презентация  конкурсной программы по органической химии. Внеклассое мероприятие проводится по принципу телевизионной прогаммы "Своя игра"....

Химический турнир (КВН по химии)

Материалы для проведения химического турнира...

химический турнир

разработка внеклассного мероприятия по химии...

Внеклассное мероприятие по химии: "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие, для обучающихся 1 курса НПО, проводимое в рамках недели химии. Студенты должны доказать умение пользоваться знаниями и навыками полученными при изучении данного предмета. ...

Я бы химию выучил только за то, что частицей её сам являюсь. Химический турнир. 9 класс

Данный турнир по химии призван обобщить знания учащихся о химических элементах, об основных биохимических процессах, происходящих в организме человека, в природе, придав им практическую направленность...