Методическая разработка интегрированного урока по теме "Смутное время"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Интегрированный урок по теме "Смутное время" - это урок двух учителей: учителя истории и учителя химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchenie_10_kl._smutnoe_vremya.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым

 изучением отдельных предметов

 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Интегрированный урок истории и химии

в 10-м классе на тему «Смутное время»

Выполнила

учитель химии

Абдулина М.И.

МБОУ «СОШ №11 ЗМР РТ»

Учитель истории

Челнокова Т.А.

Учитель

М.И. Абдулина, Т.А. Челнокова

Тема урока

Смутное время Урок построен на основе метода синектики. Исторический процесс рассматривается в сравнении с химическими реакциями. Ведется урок двумя учителями (истории и химии). Материалы курса химии призваны придать некоторую наглядность историческому процессу. Эта наглядность помогает учащимся постичь всю глубину событий истории.

Цель урока:

Формирование исторического сознания и исторического стиля мышления на основе глубокого осмысления причин, сущности и последствий Смуты в России- углубление знаний учащихся о периоде истории России, получившем название «Смутное время»; развитие теоретического и интуитивного мышления; воспитание политической культуры учащихся.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы:

- находит в тексте необходимую информацию;

- даёт определение основным понятиям; (ПР)

- называет причины тех или иных событий Смутного времени; (ПР)

-раскрывает сущность Смуты, интервенции, гражданской войны; (ПР)

- даёт определение основным понятиям; (ПР)

- обозначает хронологические рамки событий; (ПР)

- обосновывает значимость деятельности народного ополчения; (ПР)

- даёт оценку историческому событию, явлению (ЛР);

- обосновывает своё мнение (ЛР)

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- осмысление  социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей.

-владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.)

-принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

-формулирование и обоснование собственной точки зрения

-проведение поиска информации в исторических текстах;

-владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания  и приёмы  исторического анализа

Программное содержание

Смутное время (причины, содержание, последствия).

Урок-обобщение (план)

  1. Предпосылки к Смуте
  2. Царь Борис
  3. Причины Смуты
  4. Характеристика Смутного времени
  5. Лжедмитрий 1
  6. Восстание Болотникова

  1. Лжедмитрий 2
  2. Царь Василий Шуйский
  3. Польско-шведская инревенция
  4. Народное ополчение (1,2)
  5. Земский собор. Избрание Михаила Романова.

Основные понятия

История: Смута, самозванчество, интервенция, гражданская война, крестоцеловальная запись, ополчение.

Химия: химический элемент, вещество, химическая реакция, признаки химической реакции

Основные даты

1598-избрание царя Бориса, 1600-1613г-Смута,1605-1606-Лжедмитрий1, 1606-Восстание Болотникова, 1606-1610- царь Василий Шуйский, 1611,1612- 1,2 Народные ополчения, 1613-избрание царем Михаила Федоровича Романова

Имена ист. деятелей

Царь Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий 1,2 (Григорий Отрепьев, Михаил Молчанов), Василий Шуйский, Иван Болотников, Ляпунов, Заруцкий, князь Трубецкой, К.Минин, Д. Пожарский,М. Ф. Романов.

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок - дискуссия

Технология

Интерактивного обучения

Форма работы

Групповая Парты совмещены,  5 групп по 4 человека

Дом. задание

Повторение материала по теме «Смутное время»

Данному уроку предшествовала лекция учителя

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1  мин)
  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

. Учитель истории: Мы закончили изучение истории России начала XVII века, можно подвести итоги усвоения темы. Обратите внимание на доску, здесь перечислены отдельные фрагменты периода Смутного времени.

1. 20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву.

2. В августе 1606 года Болотников захватил Тулу, Калугу.

3. 21 месяц продолжалась оборона Смоленска под руководством воеводы Шеина.

Учащимся предлагается продолжить перечисление фактов, связанных с периодом смуты.

Учащимся предлагается продолжить перечисление фактов, связанных с периодом смуты.

Запись темы в тетрадь

фронтально

Запись вопроса в тетрадь

Фронтально

Высказывают предположения

Коллективно- распределительная деятельность

дают определение основным понятиям; (ПР)

формулируют вопросы;

планируют предстоящую деятельность

  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-12  мин.)

Учитель истории: Продолжая изучение Смутного времени, можно более детально рассмотреть каждый фрагмент довольно сложного этапа нашей истории, однако для сегодняшнего урока выбран иной путь.

Среди исторических лиц того времени - костромской крестьянин Иван Сусанин. (Ученики уточняют событие, связанное с этим именем). Мы с учителем химии, подобно Сусанину, хотим завести вас в глубь исторических событий, перемешивая факты истории с материалами курса химии, используя метод синектики (сравнение несравнимого).

 Учитель химии начинает беседу, направленную на актуализацию знаний по курсу химии. Он просит учащихся вспомнить, что является объектом изучения химии (вещество), учащиеся приводят примеры. В ходе беседы вводится понятие «элемент» - (часть), вслед за этим появляется понятие «химический элемент», понятие наполняется содержанием. Работая с периодической таблицей, вспоминают причину разнообразия химических веществ, их систематизацию, строение.

Учитель истории: - Что представляет собой целое, являющееся объектом исследования истории? (Событие). Дается определение понятия «событие» по словарю Ожегова.

- Какие события можно выделить в периоде Смутного времени? (Интервенция, походы Лжедмитрия и т.д.).

- Какие части можно выделить в событии? (Факт).

- Какие факты составляют то или иное событие? (Побег Лжедмитрия - поддержка его Сигизмундом - женитьба на Марине Мнишек и т.д.).

- Чем исторический факт отличается от просто факта?

(В ходе рассуждения выясняется не только значение понятия «исторический факт», но и значение данного урока, который может стать историческим фактом, определив выбор деятельности кого-то из учащихся, если данная деятельность будет значимой для судьбы страны, республики, города).

- Какую классификацию исторических фактов вы можете предложить? (По времени, месту, характеру).

В заключение беседы выстраивается цепочка: «история - процесс развития события - факт, факт, факт». При этом «факт» рассматривается сквозь призму понятия «деятельность».

В ходе беседы с учащимися исторические факты периода Смутного времени рассматриваются сквозь структуру деятельности (потребность - мотив - действие - цель). Данная структура заносится в таблицу.

Учитель истории предлагает рассмотреть строение истории на основе такого факта, как самозванство. Ключевые понятия данного явления:

отражение монархического сознания - потребность в монархе - мотив действия народа, социальных групп (боярства, дворянства, казачества и т.д.), отдельных личностей (в том числе И.Сусанина). Учитель напоминает, что Глинка назвал свою оперу «Жизнь за царя».

В ходе беседы актуализируются материалы темы «Смутное время» и заполняется таблица.

IV. Учитель химии обращает учащихся к понятию «химическая реакция». Ученики вспоминают определения понятия, типы химических реакций, их характеристики. На доске появляется небольшая схема, в которой отражены типы химических реакций (замещения, обмена, разложения, соединения).

Учитель истории предлагает учащимся представить то или иное событие начала XVII века в виде того или иного типа химической реакции, аргументируя свой ответ.

Примеры: реакцией соединения можно считать поддержку Лжедмитрия польскими магнатами, единение русских в народное ополчение. В качестве реакции разложения можно представить события периода двоевластия (Москва - Тушино). Модель монархического сознания, ориентированная на поиски монарха для престола (Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский), сравнима с реакцией замещения.

Учитываются основные требования метода синектики: разбор исторических фактов делается с опорой на знания материалов курса химии.

V. Учитель химии предлагает учащимся посмотреть демонстрацию эксперимента и найти аналогию в исторических событиях периода Смутного времени. Он показывает реакцию разложения бихромата аммония и записывает уравнение химической реакции на доске.

(NH4 )2 Cr 2O7                 N2  +  Cr2 O3   +   4H2O

Учитель химии: Какие признаки реакции вы наблюдали?

Предполагаемый ответ учащихся:

1) изменение цвета;

2) выделение газа (учитель подчеркивает, что газ инертный);

3) свет, тепло.

Учитель поясняет, что выделяющийся газ азот инертен при нормальной температуре, вода выделяется в виде паров, поэтому не видна, ученики видят только твердый оксид хрома(III). Учитель предлагает сравнить происходящее в ходе химической реакции с политическими событиями в России в XVII веке.

Обсуждение в группе

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);

- называет причины проведения реформ; (ПР)

-раскрывает сущность Либеральных реформ; (ПР)

- даёт определение основным химическим понятиям; (ПР)

- обозначает хронологические рамки событий; (ПР)

- обосновывает значимость реформ; (ПР)

Проводят аналогию исторических событий с химическими реакциями.

- обосновывают своё мнение (ЛР)

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 12 мин.)

VI. Учитель истории в ходе беседы с классом, активизируя участие старшеклассников в работе, проводит аналогию между химическими явлениями, ставшими результатами реакции, и явлениями историческими, имевшими место в период Смутного времени. Опора делается на интуитивное мышление. Однако в ходе доказательства той или иной идеи, предложенной как учителем, так и учащимся, отрабатываются и навыки аргументации.

Учитель истории приводит слова К.Минина: «Если мы захотим помочь Московскому государству, то нечего нам жалеть имения, не пожалеем ничего: дома свои продадим, жен и детей заложим и будем бить челом - кто бы вступился за православную веру и был у нас начальником» и Дионисия: «Стояти за одно.

находит в тексте необходимую информацию, (МР);

- называет причины событий; (ПР)

-раскрывает сущность событий; (ПР)

- даёт определение основным понятиям; (ПР)

- обозначает хронологические рамки событий; (ПР)

-высказывает и

обосновывает своё мнение (ЛР)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5-7 мин.)

Обобщающая беседа: VII. Учителя подводят итоги работы учащихся. При этом обращается внимание и на значимые сегодня ценности, среди которых гражданский долг, патриотизм, и на удивительные возможности, разнообразие познавательных действий человека, стремящегося постигнуть настоящее, прошлое и будущее.

Вывод:  Великие реформы создали условия для развития капиталистических отношений, шел процесс разрушения феодальных порядков.

Рефлексия

Беседа:

- О чём заставил задуматься урок?

- Что было особенно интересно на уроке?

Продолжите предложение: Теперь я знаю….

Оценка и самооценка

Запись в тетради ответа на вопрос в коротком варианте.

высказывают своё мнение.

- даёт оценку историческому событию, явлению (ЛР);

- обосновывает своё мнение (ЛР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Разработка интегрированного урока по теме «Времена года»

Интегрированный урок  проводится на русском, английском и немецком языках для учащихся начального этапа обучения. Урок можно провести в рамках недели иностранных языков, как итоговое занятие по т...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка интегрированного занятия по теме Времена года

Данная методическая разработка может с успехом использоваться учителями дополнительного и основного образования. В ней представлен материал двух областей - музыки и английского языка...