Химия и искусство рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
рабочая программа по химии (7 класс) на тему

Майорова Анастасия Леонидовна

программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических занятий.    А также важен информационный характер не только для школьников и педагогов, но и широкой читательской аудитории, так как содержит теоретический материал о применении и использовании опыта прикладного искусства предками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_i_iskusstvo.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 города Белово»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №14

города Белово

___________________________Л.Р.Зубер

Приказ №______ от ___________2016г.

Химия и искусство

рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 7 классов

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:

 А.Л. Майорова, учитель химии

Обсуждено

на заседании методического объединения

Протокол №_______

от «___»_____________2016г.

Руководитель МО

____________________

Рассмотрено

методическим советом

Протокол №____

от «___»______________2016г.

Председатель МС

_________________Е.А.Чегошева

Белово 2016


Рецензия 

на программу курса внеурочной деятельности «Химия и искусство»  

по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 5 класса,

составленную Майоровой А.Л., учителем химии МБОУ СОШ №14 города Белово

В рецензируемой работе учителя химии Майоровой А.Л. представлена программа элективного курса «Химия и искусство» для учащихся 7классов. Программа   рассчитана   на 35 учебных часа, содержит 8 разделов, теоретических и практических занятий.   Курс носит   пропедевтическую направленность. А также важен информационный характер не только для школьников и педагогов, но и широкой читательской аудитории, так как содержит теоретический материал о применении и использовании опыта прикладного искусства предками.

Актуальность элективного курса заключается в важности пропедевтической подготовки и направлено на привитие учащимся понимания технологии химических процессов. Носит познавательный характер изучения: формирует знания о получении необходимых продуктов, прошедших химическую обработку в быту на основе безотходного производства и защиты окружающей среды. Программа направлена на формирование осознанного понимания учащимися национальной исторической значимости практической деятельности своего народа. Используемые методы и технологии создают условия для развития духовно–нравственных качеств и способствуют всестороннему развитию личности.

 Курс содержит 8 разделов. Структура программы построена поэтапно, начиная с ведения, целей и задач дисциплины, а также включает формы организации и виды деятельности. Планирование включает содержательную, нормативную часть, подробно указывает количество часов на заданную тему.  При планировании содержания разделов соблюдены все принципы педагогики: доступности; расположение тем от простого к сложному; соответствует уровню развития учащихся 7классов; вписывается в общий учебный план; требует от учителя и учащихся базовых знаний; умение работать со средствами ИКТ; носит практический характер. Таким образом, рассматриваемый курс предполагает получение определённых результатов, которые суммируются в результате прохождения структурированных этапов.

Программа, бесспорно, открывает большие   возможности для учащихся и учителей, удовлетворяет всем требованиям элективного курса и является методическим руководством к действию.

Рецензент: Майорова И.Н., заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии и географии высшей квалификационной категории МБОУ лицея № 22 города Белово.                                                                                    

Программа курса внеурочной деятельности «Химия и искусство» по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и основной образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Белово.

Целью программы является развернутое ознакомление с основами химической технологии, с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, раскрытие в целом «химической картины» окружающего мира.

Задачи курса:

  • расширение и углубление предметных знаний по химии, развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности;
  • раскрытие роли и перспектив химических знаний в решении экологических проблем;
  • системное знакомство с различными видами искусства;
  • Сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;  
  • Совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчетных задач;
  • Развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.

         Программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов), рассчитана на проведение занятий во внеурочное время по 1 часу в неделю, 35 часов в год.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • составлять план и последовательность действий;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Познавательные УУД:

  • искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты

1.        В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

2.        В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
  • разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3.        В трудовой сфере:

  • Планировать и проводить химический эксперимент;
  • Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4.        В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Наименование раздела

Количество часов

Формы организации

Виды деятельности

Химия - наука древняя и молодая

 Понятие о науке. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии. Художники и ремесленники.

2

беседы, диспуты, викторины, компьютерные технологии

Различать  предметы естественных наук

Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе реакций

Металлы и неметаллы в искусстве

     Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов.

     Аллотропия элементов главной подгруппы IV группы. Углерод и образуемые им простые вещества, использование их в искусстве. Уголь как восстановитель металлов и пигмент в живописи. Распространение в природе благородных металлов. Особенности строения атомов металлов побочных групп и их характерные свойства. Исторические сведения о применении металлов для создания произведении искусств. Структура, физико-химические свойства золота, серебра, меди. Золотобойное искусство в древности. Позолота. Свойства меди и способы ее применения в истории цивилизации. Приемы обработки серебра, создание произведений искусства. Серебро в изготовлении зеркал. Зеркала в архитектуре. Свинец: свойства и применение. Чугун и сталь. Каслинское литье. Стальные конструкции в архитектуре. Декорированное стальное оружие: приемы обработки стали - воронение, чеканка и др. Коррозия металлов. Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, в Средние века и сегодня.

Экспериментально-практические работы. Серебро и золото (домашняя). Травление алюминиевой пластинки (в технике «офорт»).

6

практические занятия с элементами игр и игровых элементов.

проектные работы.

 проблемный подход к изучению отдельных явлений

Уметь сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам

Знать формулировку периодического закона и раскрывать его смысл

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Описывать свойства веществ в ходе демонстрации

Понимать понятие переходные элементы и амфотерность

Описывать свойства изучаемых  веществ на основе наблюдений за их превращением

Соблюдать технику безопасности

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде

Для подготовки кратких сообщений пользоваться дополнительной литературой

Готовить презентации

Соединения кальция в природе и искусстве

Соединения кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. Известь: гашеная и негашеная. История применения в строительстве и искусстве. Кальцит: основные горные породы - мрамор, известняк. Химическая природа окраски мрамора. Мрамор и известняк в скульптуре и архитектуре. Жемчуг и кораллы. Гипс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений в музейной практике.

Экспериментально-практические работы (по выбору). Приготовление гипсовой отливки.

4

Основные классы неорганических соединений

     Систематизация знаний о классификации неорганических соединений. Кислые, основные и двойные соли: способы получения, номенклатура. Свинцовые белила: свойства, история применения, проблема замены. Современные белые пигменты. Титановые белила. Понятие о хромофоре, пигменте, связующем (на примере известковой воды и масла) краски. Оксиды и соли - пигменты красок, их химическая совместимость. Фреска - монументальная роспись по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике «буон-фреско». Пигменты для фрески (по совместимости с известковым грунтом).

Экспериментально-практические работы. «Берлинская лазурь и турнбулева синь». Химическое серебрение гипсовой отливки.

4

0ксиды и стекло. Дисперсные системы

     История создания стекла. Химический состав окрашенных стекол. Искусство мозаики в Византии и на Руси. Венецианское стекло. Витражи Западной Европы. Проблема сохранения   древних   (X-XV   вв.)   стекол        в современных условиях загрязнения атмосферы. Хрусталь: химический состав и технологии изготовления. Богемское кальциевое стекло. Зависимость качества стекла от технологических особенностей его варки (температурный режим, чистота  сырья и т.д.). Химические процессы, происходящие при варке стекла Химизм обесцвечивания стекол. Эмаль: выемчатая, перегородчатая, финифть. Мозаики М.В. Ломоносова.

Экспериментально-практические работы. Свойства оксидов. Получение легкоплавких стекол.

Оригинальные формы проведения заня¬тий. Дидактическая игра «Большой аукцион». «Стекло в музее и моем доме».

4

Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика

Кремний: важнейшие соединения. Алюмосиликаты. Классификация керамических изделий. Черепок и его свойства. Сырье производства разных видов керамики. Состав глинистых. Глазури. Танагрские терракоты. Фаянс и майолика. Физико-химические процессы обжига керамических масс, сравнение с процессами, происходящими при варке стекла. Китайский фарфор. Фарфор Й. Бетгера и Д. Виноградова. Подготовка сырья и современная технология производства фарфоровых изделий. Под- и над-глазурная роспись.  Восстановительный и окислительный обжиги.

Экспериментально-практические работы. Физические свойства черепка керамики разных типов.

5

Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи

     Энкаустика - древняя техника живописи. Физико-химические свойства воска. Пунический воск. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Лак ганозис в мировой культуре. Темпера - живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер (клеевая, желтковая, яичная и др.). Роль уксусной кислоты в приготовлении     красок. Работы Дюрера, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав и свойства (мелкодисперсность) грунтов. Приемы золочения. Масляная живопись. Состав и свойства растительных масел, применяемых в живописи. Химия обработки масел. Акварель, гуашь, пастель. Химический состав и свойства красок.

Экспериментально-практические работы. Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел.

5

Охрана окружающей среды и памятников культуры

Изменение состава воздушной среды, ее влияние на памятники культуры. Приемы реставрации на примере возрождения художественных произведений из мрамора.

Темы творческих работ. Мини-исследования «Объекты моего города, нуждающиеся

в реставрации».

5

Уметь пользоваться дополнительной литературой

Соблюдать правила техники безопасности

Уметь оказывать первую помощь при ожогах, травмах, связанных с реактивами

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ

Тематическое планирование

№ темы

Тема

Количество часов

1

Химия - наука древняя и молодая

2

2

Металлы и неметаллы в искусстве

6

3

Соединения кальция в природе и искусстве

4

4

Основные классы неорганических соединений

4

5

0ксиды и стекло. Дисперсные системы

4

6

Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика

5

7

Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи

5

8

Охрана окружающей среды и памятников культуры

5

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 10-х классов «Педагогика»

Предлагаемый элективный курс «ПедКЛАСС» предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения раскрывает основные направления дея...