внеурочное занятие по химии "Физические и химические свойства воды"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Внеурочное  занятие предназначено для учащихся 8-9 классов. В ходе занятия учащиеся познакомятся с методами и способами определения изических свойств воды, приобретут навыки работы с химическим оборудованием, расширят свои знания о свойствах воды и смогут использовать их в нестандартных жизненных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx778.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Краснохуторская

основная общеобразовательная школа Белгородского района

Белгородской области»

СВОЙСТВА ВОДЫ

Внеурочная деятельность

«Занятия для любознательных».

Выполнили учащиеся 8 класса                                                МОУ «Краснохуторская ООШ»

     Земляченко Виталина,

Моисеева Валентина

Руководитель: учитель химии

Печеркина Галина Алексеевна

с.Красный Хутор

2017 год

Тема занятия - исследования:      

Изучение физических и химических свойств воды.

Эпиграф к занятию:

 «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь.Ты наполняешь нас радостью, которую  не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».

Антуан де Сент – Экзюпери.

Цель :

  • в ходе самостоятельных исследований изучить физические и химические свойства воды;
  • формировать и расширять знания  о свойствах веществ;
  • развивать навыки самостоятельной работы с химическим оборудованием и реактивами;
  • воспитывать аккуратность, ответственность за правильное выполнение задания и правил техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Оборудование: штатив, пробирки,  спиртовка, держатель, стеклянные палочки, набор универсальной индикаторной бумаги, прозрачный цилиндр с плоским дном высотой 40см, мерные пипетки, водный термометр, ареометр (можно использовать сырое яйцо);  0,03% раствор перманганата калия, 0,1016 н. раствор соляной кислоты;, таблица «Стандартное содержание веществ в питьевой воде»; бумажные кружочки коричневого, желтого  и голубого цвета.

Тип занятия: практическая работа

Форма занятия:   групповая

План занятия.

  1. Актуализация знаний. Краткие сообщения учащихся:

а) Вода – самое необходимое вещество  в природе

б) Вода в живых организмах.

В) Экологические проблемы чистой воды.

  1. Обсуждение сообщений и формулирование цели занятия.
  2. Переход к выполнению практической работы в группах. Распределение      
  3. заданий
  4. Изучение свойств воды – практическая работа.
  5. Обсуждение результатов работы.
  6. Выводы по работе.
  7. Практическое значение работы и область применения знаний.
  8. Рефлексия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя об особенностях практической работы
  1. Прослушивание сообщений.
  2. Обсуждение прослушанного;
  3.  Формулирование цели занятия;
  1. Практическая работа. 

Цель работы - в ходе самостоятельных исследований изучить физические и химические свойства воды. Инструктаж по технике безопасности при выполнении заданий.

Задания имеют разный уровень сложности.

  1. Группа 1- Изучение плотности  воды, причин и факторов, изменяющих плотность воды. Составление словаря терминов с использованием специальной литературы. В лабораторию привезли 3 емкости с водой из реки, окраинного моря и океана. Придумайте этикетки, посмотрев на которые, можно сразу узнать, из какого водоема ВОДА.
  2. Группа 2 – Изучение температуры воды и цвета воды. Одинакова ли температура воды  на поверхности и в глубине водоема? А цвет? В чем причина?
  3. Группа 3 - Используя предложенную научную литературу,  найти способы определения вкуса и запаха воды в лаборатории, а так же показать возможные способы устранения запаха воды для ее употребления в быту. Где можно использовать эти знания?
  4.  Группа 4 - Окисляемость воды,  наличие органических веществ и примесей. Предложите использование полученных знаний  в походных условиях.
  5. Демонстрационный опыт – Определение жесткости воды.  Подумайте – для чего  нужно знать о жесткости воды?

  1. Обсуждение результатов работы. Выводы.
  2. Обобщение работы. Роль воды и практическое применение полученных знаний. Экология воды. По словам Сент-Экзюпери вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.   На сегодняшнем занятии мы узнали, что вода - уникальное творение природы. И нужна нам вода с приятным вкусом, без примесей, в жаркую погоду – прохладная, в холодную – горячий чай, а когда мы очень упорно работали и нас одолевает сильная жажда, нам нужно много чистой  воды, чтобы напиться.
  3. Рефлексия.

На вашем столе лежат этикетки к чашкам с водой. Если на занятии вы узнали много нового ,  интересного ,  и вы удовлетворены, используйте для ответа этикетку самой чистой воды.  

Методические рекомендацииhttps://allyslide.com/thumbs/437a8c903073a934db3abd2cebf90fbd/img7.jpg

  1. Вода – универсальный растворитель.  Благодаря этому свойству воды в ней содержится очень много различных  веществ. Соль в солонке – соленая, сахар в сахарнице – сладкий. А вот вода безвкусная.  Почему суп соленый, а чай сладкий?  
  2. В воде растворяются не только твердые, но и жидкие, и газообразные, в том числе и ядовитые, вещества. Количество примесей в воде влияет на состояние водоема и живущих в нем организмов.
  3. Наличие в воде солей характеризует  соленость воды, которую выражают в промилле

(Солёность в промилле это количество твёрдых веществ в граммах, растворённое в 1 кг морской воды).

Обозначают  соленость   S0/00 

Воды по содержанию солей классифицируются на :

Пресноводные     -                           S0/00 = 0,5  0/00

Солоноватые (миксогалинные) -   S0/00 = 0,5 0/00 - 30 0/00

Морские  (эугалинные)               -  S0/00 = 30 0/00  - 40 0/00

Пересоленные (гипергалинные)  - воды Мертвого моря -  > 40 0/00

  1.  Определение температуры воды.  От  температуры воды зависит содержание кислорода в воде, а, значит, и количество живых организмов. Температуру воды определяют   с помощью спиртового водного  термометра в течение 5 минут. Особенность термометра в том, что его колбочка заключена в специальный стаканчик для того, чтобы при изъятии термометра из водоема температура колбочки резко не менялась.http://planeta-ozersk.ru/wp-content/uploads/2016/02/a128f869-3a8b-11e4-8e7e-1caff7763d7d_fd9faba5-73a0-11e4-a32f-1caff7763d7d-500x500.png

 

  1. Определение цвета воды. Учащиеся делают это на фоне белого листа бумаги, держа пробирку на уровне глаз. В лабораториях используют специальную шкалу цветности.     Различают:

http://skachate.ru/pars_docs/refs/26/25430/25430_html_m839edbd.jpghttp://skachate.ru/pars_docs/refs/26/25430/25430_html_m839edbd.jpghttps://ppt4web.ru/images/581/18417/640/img2.jpg

  1. Вкус воды в лаборатории определяется после кипячения в течении 5 минут и последующего охлаждения до 200 С. Учащиеся вкус воды не определяют. Различают:

Вкус воды

Привкус воды

Горький

Сладкий

Соленый

Кислый

Горьковатый

Сладковатый

Солоноватый

Кисловатый

  1. Запах воды определяют при 200 С и при нагревании до 400 С.  Пробирку с водой близко к лицу не подносят, а делают над пробиркой  движение рукой к себе, ощущая или не ощущая запах.

Запах

Шкала запахов.

Травянистый

Болотный

Тухлый

Гнилой

Затхлый

землистый

Нет запаха – 0 баллов

Очень слабый – 1 балл

Слабый – 2 балла

Заметный -  3 балла

Отчетливый (сильный) – 4 б

Очень сильный  - 5 баллов.

  1. Прозрачность воды определяют, налив воду в прозрачный цилиндр с плоским дном высотой 40см.  Цилиндр поставили на обычный текст. Если текст читается четко через столб воды высотой не менее 30см – это прозрачная вода, если меньше 30см. – это загрязненная, мутноватая, если меньше 10см – мутная.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1187/00025b76-379a6f80/hello_html_m4bfe2977.jpg

  1. Окисляемость воды – самый интересный опыт, проводится в течение 20 мин, но иногда результат можно увидеть уже через 5 минут.

Наличие в воде органических веществ и примесей можно определить, добавив к 2/3 пробирки  исследуемой  воды из разных источников  3 капли 0,03% раствора перманганата  калия. Стеклянной палочкой перемешать до получения однородной окраски раствора в пробирке. Оставить в штативе на 20мин. Если по истечении этого времени окраска не изменилась (1), вода считается  удовлетворительной, пригодной для  использования.

Если окраска стала красноватой (2) – вода подозрительная и использовать ее можно только после кипячения, а если окраска стала желто-бурой (3) –  это говорит о непригодности воды, воду нельзя использовать даже после кипячения,

                                           

  1.  Демонстрационный опыт по определению жесткости воды.

Для этого использовали метод титрования воды 0,1016 н. раствором соляной кислоты.

В пробирку налили 10мл. исследуемой воды и по каплям из мерной пипетки добавили соляную кислоту. В пробирку положили кусочек индикаторной бумаги  метиловый оранжевый , который при изменении щелочной среды на кислую из желтого становится малиновым.

Итак, на фоне белой бумаги по каплям добавляем раствор соляной кислоты до появления едва заметной розовой окраски индикаторной бумаги в пробирке с водой. Затем определяем количество миллилитров израсходованной соляной кислоты по делениям мерной пипетки и по формуле рассчитываем жесткость воды:          VHCl x NHCl      ,

                                     VH 2 O

где  VHCl – объем израсходованной кислоты,

NHCl   -  нормальность кислоты,

VH 2 O  - объем исследуемой  воды.   Стандартное содержание карбонатных ионов в воде не должно превышать 7 баллов.

Для чего нужно знать жесткость воды?

В 1 пробирку налить исследуемую воду , а во 2 – кипяченую. В обе пробирки добавить немного стирального порошка и интенсивно взболтать. В какой воде порошка потребуется меньше для стирки? Где будет чище белье?

В электрическом чайнике, в стиральной машине нагреваем воду. Что образуется на стенках чайника, на деталях машины? Как это влияет на срок службы механизмов?

Знания по определению запаха, прозрачности, окисляемости воды можно использовать в курсе ОБЖ при изучении тем «Походы» и «Выживание в экстремальных условиях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ В РОДНИКАХ И ПРУДАХ п. САУК-ДЕРЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Цель работы: выявление физико-химических показателей проб пресной воды в окрестностях п. Саук-Дере Крымского района, Краснодарского края для изучения гидроминерального ресурса территориального проекта...

План-конспект урока в 8 классе "Физические и химические свойства воды"

Мой опыт подсказывает, что свойствам воды нужно уделить достаточное внимание. Вода будет фигурировать в описании свойств остальных химических веществ.  Кроме разбора групп веществ с которыми вода...

Памятка "Химические свойства воды" 8 клас

Таблица-памятка является раздаточным материалом для работы на уроке по теме "Химические свойства воды"...

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"

разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...

Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".

Данное пособие  рекомендовано при проведении  урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды".  Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...

Химические свойства воды

Огромная роль воды в природе и в жизни человека, послужила причиной того, что она была одним из первых соединений, привлекших внимание ученых, исследовавших ее различные свойства. Во всех процессах св...

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...