Информационные технологии в образовательном процессе.
статья по химии на тему

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Педагоги понимают, что развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rodina_abdulina_budko.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Родина Марина Викторовна
(учитель русского языка МБОУ «СОШ №11 Зеленодольского муниципального района РТ»)

Абдулина Маргарита Ивановна

(учитель химии МБОУ «СОШ №11 Зеленодольского муниципального района РТ »)

Будько Светлана Вадимовна

(учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №11 Зеленодольского муниципального района РТ»)

Информационные технологии в образовательном процессе.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Педагоги понимают, что развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Современный инновационный урок - это новый уровень урока, в котором находят свое отражение традиционные и нетрадиционные уроки; в содержание которого включаются как новые методы, приемы, так и технологии, получившие широкое распространение. Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Все это позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация процесса обучения, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы и  выявление одаренных детей, что является одним из приоритетов современной школы.  В системе образования наиболее широко используются следующие программные средства учебного назначения: обучающие программы, электронные учебники, контролирующие программы, тестовые системы компьютерного контроля. Однако практика выявила плюсы и минусы различных программных средств.

Обучающая программа - это учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Но необходимо помнить, что она является лишь частью  системы обучения  и должна быть увязана со всем учебным материалом. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Практика показала, что положительной стороной этих программ является наличие алгоритма и завершенность каждого шага самопроверкой и возможной коррекцией.

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, которая позволяет самостоятельно получать и контролировать знания. Такой учебник можно предложить любому учащемуся,  он может стать основой  при организации   занятий по самоподготовке, а также при проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам. Несмотря на то, что пользоваться привычным учебником   более удобно, электронный учебник привлекает внимание учителей и учеников благодаря своим функциональным возможностям. Наличие мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.

Вполне объяснимо, что одной из самых распространенных на данный момент является тестовая система компьютерного контроля. Основные проблемы этой системы заключаются в том, что тестовые вопросы и варианты ответов не всегда бывают достаточно четкими и понятными по содержанию, либо, наоборот, слишком просты. Но при этом учет времени, который естественным образом присутствует в данном виде работы, - один из способов борьбы со шпаргалкой и подсказкой.  Обучающийся очень быстро осознает, чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.

Традиционно сложилось так, что учебный предмет «Русский язык» является основой школьного образования, поскольку владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют будущие достижения  практически во всех областях жизни. Разнообразные мультимедийные приложения к традиционным средствам обучения выполняют инновационно-технологическую функцию, формируют у учащихся навыки работы с информацией. Эти средства обучения могут представлять собой мультимедийные обучающие программы, электронные учебники по основным разделам курса русского языка, гипертекстовые электронные справочники и т.п.  Педагог — практик должен помнить, что использование новых технологий должно определяться не стремлением обеспечить процесс обучения модными и востребованными формами, а принципом педагогической целесообразности. Так, моделирование реального письменного общения в сети между участниками процесса обучения и на этой основе проведение учебных телеконференций (форумов) дает возможность формировать важнейшие коммуникативные навыки общения в рамках научного полилога. А, к примеру, иллюстрации, экранно-звуковые фрагменты используемых программ должны, прежде всего, содержать материал, который трудно или невозможно объяснить при помощи других средств обучения. Например, электронные изображения произведений живописи, графики, скульптуры, копии музыкальных или архивных аудиозаписей или видеозаписей становятся оригинальным дидактическим материалом, на основе которого организуется интересная работа по развитию связной речи на уроках русского языка в старших классах.

Безусловно, процесс обучения русскому языку в условиях повсеместной компьютеризации должен представлять собой разумное сочетание традиционных и инновационных форм обучения. При выборе учебно-методических материалов необходимо руководствоваться обоснованным отбором видов деятельности, которые можно использовать для достижения конкретных результатов. Как правило, виды деятельности, предназначенные для урока, должны организовывать практическую работу, выполнение письменных работ (диктанты, сочинения, изложения и др.); совместные обсуждения каких-либо лингвистических проблем; объяснение учителем трудного для понимания учебного материала; обзорные лекции, дискуссии, защиту проектов и других результатов исследовательской деятельности учащихся. Для внеурочных и домашних заданий возможно использование самостоятельной работы учащихся, направленной на совершенствование видов речевой деятельности, развитие умений и навыков, связанных с поиском информации, с информационной переработкой текста и созданием собственного речевого высказывания на основе проведенного анализа. Необходимо отметить, что использование информационных технологий в обучении русскому языку и литературе позволяет значительно повысить уровень эстетического воспитания учащихся. Проведение занятий с использованием информационных технологий позволяет активно реализовывать социальный заказ общества, обусловленный информатизацией современного общества.

Одна из проблем школьного образования - снижение интереса учащихся к химии. «Трудная», «опасная», «не имеющая отношения к жизни наука» - вот как характеризуют предмет многие школьники. Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился.

Интегрирование научно-исследовательских проектов учащихся с общешкольными образовательными дисциплинами – один из важнейших методологических подходов к организации процесса технического творчества, к повышению познавательной активности и в целом результативности обучения. Примечательно, что подготовка научно-исследовательских проектов с использованием новых информационных технологий с последующей их защитой вызывает эффект «цепной реакции», возникающей у учащихся после демонстрации мультимедийных продуктов, выполненных их сверстниками. Авторы проектов начинают понимать значимость своего труда, испытывают гордость за свою работу, что в немалой мере способствует  становлению их личности в коллективе.         Ни один исследователь не создает ничего нового, не обобщая достижения предыдущих поколений. Навыки теоретических действий можно приобрести, работая с учебной литературой. В нашем случае – это работа с электронным учебником и использование Интернет-ресурсов.

Наш поиск обычно начинается с вопросов:

Есть ли в Интернете сведения по химии?

Где искать нужную информацию?

Можно ли воспользоваться химической информацией?

Лишь часть информации создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами такими как «IUPAK» (http:// www.actlabs.com «Путеводитель в мире науки» http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka Репетиторhttp://training.ru/chem «Химия»http://mc.psnu.ac.ru/YP/YP.ir/data/HO1.htm; МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.chem.msu.su

 Информацию для рефератов и докладов можно взять на сайте «Коллекция рефератов» http://www.referat.ru

 Интернет содержит много химической информации, главное для учителя правильно сориентировать обучающегося в потоке информации.

 Сегодня инновации и развивающие технологии приобретают большую популярность. Проведение уроков с использованием интерактивной доски облегчает труд учителя, экономит время для плодотворной работы по теме. Заранее подготовленные слайды обеспечивают наглядность и обеспечивают повышение скорости выполнения запланированной работы. Слайды, подготовленные для работы на интерактивном оборудовании, отличаются от обычных слайдов тем, что их можно изменять, непосредственно, во время работы. Учителю не составляет никакого труда что-то передвинуть на доске или добавить недостающий объект. Максимальный набор заданий, разнообразные виды деятельности,  заинтересованность и внимательность учащихся – всё это невозможно реализовать на традиционном уроке. Такой простой и быстрый доступ к информации позволяет педагогам и ученикам размышлять и создавать новые идеи, а с помощью маркера, они могут писать электронными чернилами. Учащиеся быстро, с большим увлечением  осваивают интерактивную доску. На уроках истории и обществознания можно использовать готовые временные плоскости для углубления в различные исторические эпохи. То время, которое обычно тратится на поиски нужных материалов или чтению длинных лекций, при работе с интерактивной доской используется углубленное изучение нового материала или на решение сложных  проблемных заданий. Это способствует расширению диапазона знаний учащихся, которые в дальнейшем пригодятся для сдачи выпускных экзаменов.

Безусловно, для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной жизнедеятельности необходимо использование и традиционных методов обучения, так как современные информационные технологии в обучении имеют целый ряд недостатков,  среди них - недостаточная степень  личного контакта между учителем и учеником, чрезмерная информативность и излишняя технократичность данного метода.

Таким образом, использование информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных и естественно-научных дисциплин, как и любая новая педагогическая технология, имеет свои достоинства и недостатки, поэтому методистам и педагогам-практикам необходимо в перспективе определить основные направления, по которым будет происходить процесс его совершенствования.

Дополнительные сведения

•        контактный телефон 89030613026;  электронный адрес unmiza72@mail.ru

•        адрес Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Украинская д.7 кв.73 Родина Марина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов

Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...

информационные технологии в образовательном процессе

Современный иновационный урок - это новый уровень урока, в котором находят отражение традиционные и нетрадиционные уроки....

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.

Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...