Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемые результаты. В приложении имеются  задания для организации самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_himii_8_klass_.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кукетская основная общеобразовательная школа»

п.Кукетский, Верещагинский район

Методическая разработка  урока

«Кислоты. Состав и классификация»

   

Петухова М.Б.,

учитель химии

п. Кукетский - 2014


Пояснительная записка

1. Пояснительная записка

«Кислоты и их классификация» – один из уроков раздела химии «Неорганические соединения химических элементов». Планируемый результат освоения учащимися данной темы: устанавливать принадлежность веществ к определенному классу неорганических соединений. Достижение этого результата подтверждается умением определять по составу  принадлежность веществ к одному из классов: оксиды, основания, кислоты, соли. Методическая разработка предназначена  для проведения урока в 8 классе на базовом уровне. Для  учащихся, имеющих повышенный интерес к предмету химия, предусмотрены  задания повышенного уровня.

Педагогическая  проблема: отсутствие умения у учащихся определять классы соединений по составу веществ, приводит к затруднениям при составлении уравнений реакций, соответствующих генетическому ряду веществ, осознанному пониманию химических свойств неорганических соединений, составлению молекулярных уравнений, полных и сокращенных ионных уравнений.  Важно на первоначальном этапе изучения классификации веществ добиться планируемого результата, что обеспечит успешность учащихся неорганической химии.

2. Цели и задачи. 

Цель методической разработки: создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, мотивационной составляющей через организацию урока  в соответствии с требованиями новых стандартов.

Задачи: 1)

Определить цели и задачи



                                           Технологическая карта урока «Кислоты и их классификация» 

Цель урока:

 - формирование  умения определять по составу принадлежность неорганического вещества к классу кислот, обобщая полученные знания, аргументируя свой выбор.

Задачи урока:  

1. Изучить классификацию кислот по составу, рассмотреть физические свойства отдельных кислот, закрепить умение определять степень окисления атомов химических элементов  по формуле кислоты; формировать  химическое мышление (предметный результат).

2.  Формировать  умения выявлять причинно-следственные связи, обобщать материал на основе выделения сущностной связи, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, работать в команде, пользоваться дополнительными источниками информации (метапредметный результат). 

3. Развивать  целеустремленность и настойчивость  учащихся в достижении целей, способность к самоопределению, умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора (личностный результат).

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, исследовательская.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Электронные образовательные ресурсы

  1. Организацонный

Мотивационный

Целеполагание

Учитель представляет учащимся коллекцию растворов. Склянки с растворами имеют наклейки с формулами соединений и названиями.

Учитель: Какие по составу вещества вам предложены?

Чем отличаются от ранее изученных веществ по составу?

Предлагает сформулировать тему урока.

Учащиеся высказывают предположение кислоты, записывают тему  и формулируют свои задачи на урок и  слушают задачи учителя.

Личностные

(смыслообразование)

Коммуникативные

(излагать свое мнение)

Регулятивные

(определение цели, способы достижения цели)

2.Актуализация 

Проверка домашнего задания.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу: Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?
  2. Какие вещества называют оксидами?
  3. Какие вещества называют основаниями?

Учитель  организует  проверочную работу базового уровня с заданиями повышенного уровня для заинтересованных учащихся

Ученики дают ответы.

Ученики выполняют предложенные задания(см. Приложение №1,тест).

 

Личностные (самоопределение)

Коммуникативные (определение способов взаимодействия) 

Познавательные

(устанавливать аналогии, причинно-следственные связи)

Регулятивные (самооценка, саморегуляция)

Электронный справочник по химии.

http://fcior.edu.ru/card/3204/trenazher-klassifikaciya-oksidov.html

http://fcior.edu.ru/card/4609/trenazher-sostavlenie-formul-oksidov-i-hloridov.html

3. Освоение нового знания

Учитель: Кислоты, где мы их  используем в практической деятельности, какими физическими свойствами они обладают.

Учитель задает вопрос:

«Если кислоты такие опасные, как можно определить раствор кислоты среди других веществ, не пробуя на вкус, какие вещества для этого можно использовать?»

Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт.

-  Что такое кислота?

 - Какие бывают кислоты ?

Учитель предлагает найти инф о составе кислот.

Учитель задает вопросы:

  • Кислоты- это простые или сложные вещества?  Почему?
  • Что общего во всех формулах кислот?
  • Чем отличаются по составу формулы кислот?

Учитель знакомит учащихся с классификацией кислот. (см. Интерактивную схему)

Учитель предлагает учащимся познакомиться с важнейшими представителями кислот.

Учащиеся предлагают ответы, далее обобщают материал и  выполняют задание №1

Схема «Значение кислот»

Дают описание физических свойств кислот.

Учащиеся выдвигают предположение (гипотезу) на опыте изучения оснований— индикаторы.

Учащиеся  исследуют    выданные  кислоты - это соляная кислота и лимонная, на изменение окраски индикаторов в кислых средах, заполняют таблицу и делают выводы (сравнительные)

( Задание №2)

Учащиеся делают вывод, что общего в строении кислот и предполагают, что все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов, в состав входит элемент водород.

Из выше сказанного ребята дают определение кислотам. (Задание №3)

Учащиеся делаю вывод, что кислоты можно классифицировать по различным признакам и выполняют задание (задание №4).

Учащиеся устанавливают закономерности,

формулируют теоретические знания об изучаемом объекте.

Познавательные (общеучебные универсальные действии,  поиск и выделение необходимой информации)

Познавательные 

( анализ объектов с целью выделения признаков).

Регулятивные

Познавательные (Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Учебник.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_13.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/563218c3-483e-4e89-b4eb-968cff2eac3e/x6_97.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.sw

http://www.fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_03.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5984256-0b18-c23b-985b-397af5d9adbe/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm

5. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы.  Одна группа  работать с тренажерами по изученной теме в интерактивной форме, вторая группа в бумажном варианте, далее анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

Ученики выполняют тренажеры. Отрабатывают умения составления формул кислот,определять степени окисления атомов химических элементов в кислотах, закрепляют знания, полученные на уроке.

Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5b0-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_11.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ad-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

6. Рефлексия

Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.

Учитель приводит интересную взаимосвязь разных профессий и необходимости знаний о кислотах.

Учитель иницирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок.

Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».

Ученики заполняют технологическую карту (задание №6).

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)

Электронное пособие.

7. Заключительный Информация о домашнем задании

Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из трех предложенных вариантов.

Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з)».

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Приложение №1

 Тест

Проверочная работа (тест)

1. Вещество с химической формулой Al2O3 относиться к классу

а) оснований;
б) кислот;
в) оксидов;
г) солей.

2. Вещество с химической формулой KOH называется

а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) оксид калия;
г) гидроксид калия.

3. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

а) бесцветным;
б) малиновым;
в) красным;
г) желтым.

4. Формулы только оксидов приведены в ряду

а) H2SO4, СаО, CuCl2
б) Na2CO3, Na2O, N2O5
в) Р2О5, BaO, SO3
г) NaOH, Na2O, Cu(OH)2

5. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.

1) Na2O
2)Fe2O3
3) ВаО

A. Fe(OH)3
Б. NaOH
В. Ва(ОН)2

6. Установите соответствие между названием оксида и его формулой.

1) оксид натрия
2) оксид серы (IV)
3) оксид железа (Ш)
4) оксид фосфора (V)

A. SO2
Б. Na2O
В. Р2О5
Г. Fe2O3

7. В перечне оснований

   А) NaOH

   Б) Са(ОН)2

   В) Ва(ОН)2

   Г) Mg(ОН)2

  Д) Fe(OH)3

  к нерастворимым относятся

  1. А, Б
  2. Б, Г
  3. В, Д
  4. А, Д

Оценивание: 1) выполнены 1-4 задания  - «3»

                        2) выполнены 1- 5 задания –«4»

                        3) выполнены 1- 6,7 задания – «5»  

Задание №1. Заполни схему «Значение кислот»

Задание №2. Заполни таблицу.

        Повторим ТБ:

  1. выполнять все указания учителя,
  2. Не пробовать вещества на вкус,
  3. пробирку в руки не брать,
  4. не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
  5. Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок.

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (НСl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмусовая бумажка

Фенолфталеин

Метилоранж

Задание №3. Дать определение кислотам, исследуя состав по предложенным формулам

Кислоты – сложные вещества, состоящие   __________________________________________________________________

 

Задание №4. Распределите химические формулы кислот в таблицу.

HCl , H2SO4 , HNO3 , H3PO4 , HF , HNO2 , H2CO3 , H2SO3

Кислоты

Бескислородные

Кислородсодержащие

Растворимые

Нерастворимые

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

Задание №5. Заполни таблицу.

Формулы кислот

Название кислот

HCl

HNO3

HNO2

H2S

H2SO4

H2SO3

H3РО4

 

  1. Рефлексия

Пришел (а) на урок с мыслью…….

Ухожу с желанием…….

На уроке я узнал (а)…..

Мне запомнилось…

Приложение №2

Традиционные названия кислотных остатков

наиболее распространенных кислот

Формулы кислот

Название кислоты

Кислотный остаток

Название кислотного остатка

HCl

соляная (хлороводородная)

Cl-

хлорид

HClO

хлорноватистая

ClO-

гипохлорит

HClO2

хлористая

ClO2-

хлорит

HClO3

хлорноватая

ClO3-

хлорат

HClO4

хлорная

ClO4-

перхлорат

HF

Фтороводородная(плавиковая)

F-

фторид

HBr

Бромоводородная

Br-

бромид

HI

иодоводородная

I-

иодид

HNO3

азотная

NO3-

нитрат

HNO2

азотистая

NO2-

нитрит

H2SO4

серная

SO42-

сульфат

НSO4-

гидросульфат

H2SO3

сернистая

SO32-

сульфит

H2S

сероводородная

S2-

сульфид

H2CO3

угольная

CO32-

карбонат

НCO3-

гидрокарбонат

H2SiO3

кремниевая

SiO32-

силикат

H3PO4

ортофосфорная

PO43-

ортофосфат

НPO42-

гидроортофосфат

Н2PO4-

дигидроотофосфат

HPO3

метафосфорная

PO3-

метафосфат

H3AsO4

мышьяковая

AsO43-

арсенат

HMnO4

марганцовая

MnO4-

перманганат

H2CrO4

хромовая

CrO42-

хромат

В данном разделе дается краткое описание содержания разработки, поясняются варианты работы, описываются методы и механизм реализации идеи с учетом поставленных целей и задач, специфические особенности реализации. Особое внимание обратите на возможности формирования метапредметных результатов.

4. Ожидаемые результаты 

Определяются результаты применения данной разработки на практике. Желательно указать риски, которые могут возникнуть в процессе деятельности. Необходимо представить критерии оценки успешности результатов применения разработки.

5. Ресурсное обеспечение.

Перечисляется ресурсное обеспечение (информационное, материально-техническое, финансовое, временое), необходимое для практического применения работы.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты , задания на карточках, ЭОР (сайты http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс

Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...

Методическая разработка урока английского языка в 5 м классе. Тема урока: Travelling and transport: choosing the mean of travelling (Путешествия и транспорт: выбор вида путешествия)

Тема урока: Путешествия и транспорт5-й класс, углублённый уровень. Место урока: повторение лексики по теме «Путешествия и транспорт» Учебник: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английс...