Технологическая карта урока по теме "Многоатомные спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действия

Урок является четвертым в изучаемой теме. Работа на уроке опирается на имеющиеся у учащихся знания о строении и свойствах предельных одноатомных спиртов. Знания, полученные на данном уроке способствуют формированию полного представления о спиртах и целостной системы химических знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_mnogoatomnye_spirty.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Многоатомные спирты»

Цель урока: изучить строение и свойства многоатомных спиртов

Планируемые результаты.

Предметные: используя знания о заместительной номенклатуре органических веществ, научиться называть многоатомные спирты, углубить знания об изомерии органических веществ и спиртов в частности, изучить физические свойства глицерина как важнейшего представителя многотомных спиртов, изучить химические свойства многоатомных спиртов (общие для всего класса и специфические), рассмотреть способы получения многоатомных спиртов, совершенствовать навыки проведения химического эксперимента.

Метапредметные: развивать умения сравнивать объекты, выделять существенные признаки объектов, искать и применять необходимую информацию, анализировать полученную информацию, делать выводы на основании полученной информации, с достаточной полнотой и точностью высказывать свое мнение, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность и её результат.

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса

Оборудование.  Документ – камера, раздаточный материала для учащихся. Лабораторное оборудование: пробирки, химические стаканы. Реактивы: глицерин, вода, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II).

1 Этап       Мотивация. Целеполагание

УЭ - 1. Интегрирующая цель

Цель: сформулировать тему урока, определить объект изучения, определить задачи урока.

Задание.“Третий лишний”

Укажите лишнее вещество в каждой группе.

А. 1) СН3  -  СН  -  СН – СН3,    2)СН3 – СН – СН – СН3, 3)СН3 – СН2 – СН2 – ОН

  ОН     СН3ОН    ОН

Б. 1) Бутанол – 1,     2)   2 – метилпентанол – 2,      3)   бутандиол – 1,1

В. 1) СН2 – СН – СН2,  2)  СН3 – СН – СН3,  3)  СН2  -  СН  -  СН – СН  -  СН – СН2

        ОН     ОН   ОН                   ОН                  ОН      ОН     ОН    ОН     ОН    ОН

В каждой группе учащиеся указывают лишнее вещество:

А) двухатомный спирт, Б) двухатомный спирт,  В) одноатомный спирт.

Тема урока. Многоатомные спирты.

Задачи: выделить особенности строения многоатомных спиртов, научиться записывать структурные  формулы многоатомных спиртов и называть их по заместительной номенклатуре, рассмотреть физические и химические свойства многоатомных спиртов, установить их сходство и различия со свойствами спиртов одноатомных.

Оценка работы: 1 балл

2 этап Получение нового знания

УЭ – 2. Номенклатура и изомерия многоатомных спиртов.

Задание 1. Выпишите формулы многоатомных спиртов из групп А и В. Назовите их. Запишите структурную формулу многоатомного спирта из группы Б.

Ответ:  А пропандиол – 1, 2

             В  пропантриол – 1,2,3,  Гексангексол – 1,2,3,4,5,6  

Оценка: 4 баллов. По одному баллу за каждое название и формулу.

Задание 2.  Какие виды изомерии возможны для многоатомных спиртов? Подтвердите ваше мнение, используя  записанные формулы или изменив их.

Ответ:  Для предельных многоатомных спиртов возможна структурная изомерия: а) изомерия положения гидроксильных групп, например бутандиол – 2,3 и бутандиол – 1,1,   б) изомерия углеродного скелет (изменение формулы бутандиола – 2,3 на 2 – метилпропандиол – 2,3.

Оценка:

1 балл – назвать изомерию положения гидроксильных групп.

2 балла – назвать изомерию углеродного скелета и привести формулы изомеров.

УЭ – 3.  Физические свойства.

Цель: Изучить физические свойства многоатомных спиртов на примере глицерина.

Задание. Изучите физические свойства глицерина. Выполните эксперимент. Заполните таблицу, используя результаты эксперимента и справочную статью «Глицерин».

1.  Налейте в пробирку  2 мл глицерина. Опишите его внешний вид (цвет, текучесть), укажите запах.

Свойство

Показатель

1

Агрегатное состояние

2

Цвет

3

Прозрачность

4

Запах

5

Вкус

6

Т  плавления

7

2.   Налейте в пробирку 2 мл воды. Приливайте к воде по 0.5 мл глицерина, отмечая растворимость глицерина в воде.  Сделайте вывод о растворимости глицерина. Чем можно объяснить растворимость глицерина в воде?

3. Укажите свойства общие для глицерина и этанола.

Оценка.

2 балла – заполнение таблицы.

2 балла – изучение растворимости глицерина.

2  балла – сравнение этанола и глицерина.

УЭ – 4. Химические свойства

Цель: рассмотреть химические свойства многоатомных спиртов, определить свойства общие для одноатомных и многоатомных спиртов и специфические свойства многоатомных спиртов.

Задание 1. Ознакомьтесь со справочной таблицей «Химические свойства многоатомных спиртов». Запишите в тетрадь уравнения реакций, в которые вступают и многоатомные и одноатомные спирты. Уравнения реакций запишите, используя формулу глицерина.

Оценка.

4 балла. По 1 баллу за каждое уравнение реакции.

Задание 2. Назовите качественную реакцию на многоатомные спирты. Выполните эксперимент. Опишите признаки реакций. Запишите уравнения реакций.

Опыт.

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия. К нему добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II)  до появления признаков реакции.
  2. Добавьте к образовавшемуся гидроксиду меди (II) немного глицерина. Пробирку встряхните. Что наблюдаете? Как изменилось состояние веществ в пробирке и каким стал цвет раствора? Какие признаки реакции вы можете отметить?

Оценка.

2 балла – выполнение эксперимента в соответствии с правилами техники безопасности и работы с лабораторным оборудованием.

2 балла – запись уравнений реакции.

1 балл – запись признаков реакций.

УЭ – 5. Получение многоатомных спиртов.

Цель: определить возможные способы получения многоатомных спиртов.

Задание 1. Используя текст учебника § 17 с. 177 – 178, и информационную статью “Глицерин”, запишите в тетрадь уравнения реакций, в результате которых могут быть получены многоатомные спирты.

Оценка.

3 балла. По 1 баллу за каждый способ получения многоатомных спиртов и соответствующее уравнение реакции.

3 этап Первичная проверкапонимания изучпенного

УЭ – 7 Контрольное задание

Цель – оценить степень первичного усвоения нового материала

1 Название  спирта с формулой   НО – СН2 – СН2 – СН2– ОН

А) пропиленгликоль

Б) пропанол – 1

В) пропанол – 1, 3

Г) пропандиол – 1, 3

2.  С помощью какого реагента можно различить пропанол – 1 и пропантриол – 1, 2.3

А) гидроксид натрия

Б) натрий

В) гидроксид меди (II)

Г) бромная вода

3.  Осуществите превращения

                             + Br2       + NaOH (водный)

  СН3 – СН = СН2            Х1                          Х2            СО2

4 этап  Информация о домашнем задании

УЭ – 7 Домашнее задание.

Задание 1. Глицерин взаимодействует с веществами

  1. хлороводород
  2. водород
  3. гидоксид меди (II)
  4. медь
  5. уксусная кислота
  6. этан

Укажите вещества, запишите уравнения реакций или опишите их признаки.

Задание 2. Вычислите массу этиленгликоля, который получится в результате щелочного гидролиза 56,4 г 1,2 – дибромэтана.

Задание 3.  Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений

А) Этилен – 1,2-дихлорэтан – этиленгликоль – гликолят натрия

Б)*  Пропен – аллилхлорид – 1,2,3–трихлорпропан – глицерин – глицерат меди (II)

Задание 4* При сгорании глицерина массой 0.2 кг выделилось 261 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект реакции и составьте термохимическое уравнение реакции горения глицерина.

Задание 5* Подготовьте сообщение о применении многоатомных спиртов.

5 этап  Этап подведения итогов

УЭ – 8. Подведение итогов.

Прочитайте цель занятия. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени? Отметьте на координатном луче степень усвоения материала в интервале от 0 до 10. Подсчёт баллов.

Приложение 1

План – конспект урока по теме «_______________________________»

Номер и название учебного элемента

Содержание учебного элемента

Руководство по работе с учебным материалом

УЭ – 1

Интегри-рующая цель

Цель: сформулировать тему урока, определить объект изучения, определить задачи урока.

Задание 1. “Третий лишний”

Укажите лишнее вещество в каждой группе.

А. 1) СН3  -  СН  -  СН – СН3,    2) СН3 – СН – СН – СН3,   3) СН3 – СН2 – СН2 – ОН

                      ОН     СН3                             ОН    ОН

Б. 1)  Бутанол – 1,     2)   2 – метилпентанол – 2,      3)   бутандиол – 1,1

В. 1) СН2 – СН – СН2,  2)  СН3 – СН – СН3,  3)  СН2  -  СН  -  СН – СН  -  СН – СН2

         ОН     ОН    ОН                    ОН                   ОН       ОН     ОН   ОН      ОН    ОН

Задание 2. Сформулируйте тему урока. Определите задачи, которые вы должны решить в течение урока. Запишите тему урока и задачи урока в тетрадь.

Выполните задание 1.

Оценка

1 балл

УЭ – 2

Номенклатура и изомерия

Задание 1. Выпишите формулы многоатомных спиртов из групп А и В. Назовите их. Запишите структурную формулу многоатомного спирта из группы Б.

Задание 2.  Какие виды изомерии возможны для многоатомных спиртов? Подтвердите ваше мнение, используя  записанные формулы или изменив их.

Запишите свой вывод в тетрадь.

Выполните задания

1 и 2

Оценка

2 балла

Оценка:

3 балла (названы виды изомерии и записаны  формулы изомеров).

УЭ – 3.  Физичес-кие свойства.

Задание 1. Изучите физические свойства глицерина. Выполните эксперимент. Заполните таблицу, используя результаты эксперимента и справочную статью «Глицерин».

Ход эксперимента

1.  Рассмотрите жидкости в пробирках. По внешнему виду определите, в какой пробирке находится вода, а в какой  - глицерин. Почему вы так считаете?

2.  Перелейте глицерин в пробирку с водой.  Сделайте вывод о растворимости глицерина. Чем можно объяснить растворимость глицерина в воде?

Свойство

Показатель

1

Агрегатное состояние

2

Цвет

3

Прозрачность

4

Запах

5

Вкус

6

Т  плавления

7

Растворимость  в воде

8

3. Укажите свойства общие для глицерина и этанола.

Выполните задание 1

Оценка.

1 балл –

выполнение эксперимента в соответствии с правилами ТБ

1 балл – заполнение таблицы.

1 балл – изучение растворимости глицерина.

1  балл – сравнение этанола и глицерина.

УЭ – 4. Хими-ческие свойства

Задание 1. Ознакомьтесь со справочной таблицей «Химические свойства многоатомных спиртов». Запишите в тетрадь уравнения реакций, в которые вступают и многоатомные и одноатомные спирты. Уравнения реакций запишите, используя формулу глицерина.

Задание 2. Назовите качественную реакцию на многоатомные спирты. Выполните эксперимент. Опишите признаки реакций. Запишите уравнения реакций.

Опыт.

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия.  К нему добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II)  до появления признаков реакции.
  2. Добавьте к образовавшемуся гидроксиду меди (II) немного глицерина. Пробирку встряхните. Что наблюдаете? Как изменилось состояние веществ в пробирке и каким стал цвет раствора? Какие признаки реакции вы можете отметить?

Выполните задания

1 и 2

Оценка.

4 балла –

по 1 баллу за каждое химическое свойство и уравнение реакции

Оценка.

1 балла – выполнение эксперимента в соответствии с правилами ТБ

1 балла – запись уравнений реакции.

1 балл – запись признаков реакций.

УЭ – 5. Получе-ние многоатомных спиртов

Задание 1. Используя текст учебника § 17 с. 177 – 178, и информационную статью “Глицерин”,  запишите в тетрадь уравнения реакций, в результате которых могут быть получены многоатомные спирты.

Оценка.

3 балла.

По 1 баллу за каждый способ и соответств-ующее уравнение реакции.

УЭ – 6.

Контрольное задание

1 Название  спирта с формулой   НО – СН2 – СН2 – СН2– ОН

А) пропиленгликоль

Б) пропанол – 1

В) пропанол – 1, 3

Г) пропандиол – 1, 3

2.  С помощью какого реагента можно различить пропанол – 1 и пропантриол – 1, 2.3

А) гидроксид натрия

Б) натрий

В) гидроксид меди (II)

Г) бромная вода

  1. Осуществите превращения

+ Br2       + NaOH (водный)

  СН3 – СН = СН2                      Х1                                 Х2            СО2

Оценка.

1 балл

1 балл

3 балла

УЭ – 7. Подведе-ние итогов

Прочитайте цель и задачи  занятия.

Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени? Отметьте на степень усвоения материала в интервале от 0 до 10.

Промежуточный подсчёт баллов. Запишите в тетрадь сумму баллов, полученных вами на уроке.

Итог

11 – 16 – 3

17 – 22 – 4

23  - 25 – 5

Приложение 2

Глицерин

Глицерин – бесцветная, вязкая сиропообразная жидкость, сладкая на вкус. Плотность глицерина 1,26 г/см3. Он не ядовит. Глицерин не имеет запаха, его температура плавления 180С, температура кипения 290 0С. Глицерин гигроскопичен, хорошо смешивается с водой и с этанолом. Он способен растворять многие органические и неорганические соединения, например, гипс. Абсолютно чистый безводный  глицерин затвердевает при температуре 180С, но получить его в твёрдом виде чрезвычайно сложно. Глицерин широко распространён в живой природе. Он играет важную роль в процессах обмена в организмах животных, входит в состав большинства липидов – жиров и других веществ,  содержащихся в животных и растительных тканях. Благодаря своим свойствам глицерин является важным компонентом многих пищевых продуктов, кремов, косметических средств. Впервые глицерин был обнаружен в продуктах гидролиза оливкового масла в 1779 году шведским химиком К. Шееле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...

Технологическая карта урока химии по теме: «Спирты»

Изучить новый материал, создать условия для расширения и  систематизации  знания учащихся о спиртах с учетом их свойств и применения....

Технологическая карта урока химии в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме «Спирты».

Описание материала: предлагаю вам технологическую карту  урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработа...