Конспект урока химии "Аминокислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Тыганова Любовь Алексеевна

Конспект содержит паспорт урока, технологическую карту и приложения с раздаточными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

Учитель Тыганова Любовь Алексеевна, учитель первой квалификационной категории.

Тема урока: Аминокислоты.

Цель урока: изучить зависимость свойств аминокислот от их строения и состава, роль в природе и жизни человека.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы:

- определяет формулы аминокислот (молекулярные и структурные) в ряду веществ (ПР);

- классифицирует вещества по выбранному признаку (МР);

- записывает химические реакции, характерные для аминокислот (ПР);

- обосновывает механизм протекания реакций в связи со строением реагирующих веществ (ПР);

- знает роль аминокислот в природе и жизни человека (ПР);

- осознает ответственность за выполнение домашнего задания (ЛР);

- анализирует видео и текстовые материалы, формулирует выводы на их основе (МР);

- оценивает собственные успехи и неудачи, называет причины и планирует дальнейшую работу (ЛР).

План изучения нового материала

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) и в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Тип урока

урок комплексного применения знаний и умений

Форма урока

семинар

Технология

«Перевернутый класс»

Мизансцена урока

Парты совмещены,  5 групп по 3 человека

Оборудование урока

Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.  Химия 10 класс.

Интерактивная доска Smart, проектор.

Листы самооценивания.

Ученические ноутбуки.

Дом. задание

Параграф учебника

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Материалы и ресурсы

Организационный

Проверка домашнего задания, актуализация знаний

Беседа по вопросам: Какую работу вы выполняли дома? Сколько времени у вас это заняло? Что вы узнали в ходе ее выполнения? Какие возникли трудности и вопросы?

Учащиеся вспоминают выполненную домашнюю работу (просмотр видеоролика), анализируют свою работу, формулируют выводы и вопросы.

Домашнее задание было: просмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=3-mUS2tdgbo 

Постановка цели и задач, Мотивация к учебной деятельности

Беседа: Чему же мы посвятим сегодняшний урок? Какие задачи нам для этого нужно будет решить? По какому плану мы всегда изучаем вещества?

Возьмите листы самооценивания, отметьте свой уровень знаний по теме на данный момент.

Формулируют тему урока (Аминокислоты), собственную цель (расширить и закрепить знания об аминокислотах) и задачи (проверить уровень своих знаний, устранить пробелы, изучить аминокислоты по плану: номенклатура, строение, физические и химические свойства аминокислот).

Оценивают свои достижения, соотносят свои знания с требованиями учителя.

Лист самооценивания — Приложение 1

Первичное закрепление в знакомой и измененной ситуациях

Давайте теперь проверим, насколько ваша оценка знаний соотносится с реальностью.

Учитель запускает тест по теме на сайте quizizz.com

По итогам выполнения теста учащиеся делятся на группы: 1-не возникло затруднений или незначительные; 2 – возникли затруднения в химических свойствах аминокислот; 3 – возникли затруднения в формулах и номенклатуре аминокислот. Группы получают теоретический материал, соответственно затруднениям.

Учащиеся на своих ноутбуках подключаются к тесту, выполняют, результат фиксируют в листах самооценивания.

Учащиеся анализируют свои знания, определяют наличие и характер затруднений. Изучают теоретический материал и выполняют задания к нему. В ходе работы отмечают свои успехи в листе самооценивания. Результат работы представляют другим группам.

Ученические ноутбуки, тест на сайте  https://quizizz.com/admin/quiz/58b585c7d7adf68a275cbac2 , учебники разных авторов по органической химии, задачники по химии.

Приложение 2 — задания для групп

Творческое применение и добыча знаний в новой ситуации

Работа на интерактивной доске: 1. из представленных формул выбрать формулы аминокислот. 2. С какими из веществ будет реагировать аминокислота – напишите уравнения реакций. 3. Напишите уравнение получения полипептида из представленных на экране аминокислот. В ходе выполнения заданий учитель контролирует выполнение их отдельными учащимися, фиксируя результаты в листе самооценки учащегося. Отдельные наиболее удачные решения демонстрирует классу с помощью документ-камеры.

Учащиеся классифицируют вещества по наличию функциональных групп, записывают уравнения реакций характерных химических свойств, объясняя их с точки зрения строения реагирующих веществ.

Проектор, интерактивная доска, презентация Smart Notebook  Аминокислоты, документ-камера

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывает домашнее задание на доске.

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия

Записывает на доске начало фраз:

На уроке я узнал…

На уроке мне удалось…

У меня возникли затруднения…

Я смог…

Учащиеся подводят итог урока, формулируя вывод о собственной деятельности, успехах и неудачах в течение урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист самооценивания по теме «Аминокислоты»

Программные требования

Первоначальное самооценивание

Результаты теста

В ходе работы

По итогам урока

Узнавать формулы аминокислот среди других веществ

Давать название аминокислоте по формуле

Записывать структурную формулу аминокислоты по названию и/или молекулярной формуле

Знать химические свойства аминокислот

Записывать уравнения реакций, в которых участвуют аминокислоты

Знать о роли аминокислот в живых организмах, незаменимые аминокислоты

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания для работы в группах

1 группа — нет затруднений или они незначительные

Используя дополнительные источники информации (учебники, справочники и энциклопедии на столе), оформите интеллект-карту на ватмане. Отразите в ней: особенности строения аминокислот, изомерия межклассовая, химические свойства, роль в природе и жизни человека (незаменимые аминокислоты, их нахождение в продуктах питания).

2 группа — возникли свойства в химических свойствах аминокислот

Выполните эксперимент, оформите результаты в тетради, сделайте выводы:

1 опыт

2 опыт

3 опыт

Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами

Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами

Испытание раствора аминокислоты индикатором

На предметное стекло поместите  1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси

На предметное стекло поместите  1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски

Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод

Почему произошло обесцвечивание раствора?

Что наблюдаете?

1 группа — возникли затруднения в формулах и номенклатуре аминокислот

Изучите содержание параграфа, выполните задания:

  1. К аминокислотам относится: 1)глицерин     2)анилин     3)дифениламин   4)фенилаланин
  2. Вещество, формула которого NН2СН2(CH3)COOH, является:1)органической кислотой 2)органическим основанием 3)амфотерным веществом 4)амином
  3. Название  вещества:

 NН2 – СН – СН2 – СООН

            CH3

1) 2-аминобутановая кислота    

2) 2-аминобутаналь

3) 3-аминобутановая кислота  

4) 3-нитробутановая кислота  

  1. Изомерами могут быть:

1)первичные амины и α-аминокислоты

2)вторичные амины и α-аминокислоты

3)первичные амины и вторичные амины

4)первичные амины и нитроалканы

  1. Глицин и аланин  являются:

1)одним и тем же веществом              

2)геометрическими изомерами

3)гомологами

4)структурными изомерами

  1. В реакции с каким веществом аминокислота превращается в изомер своего ближайшего гомолога?
    1) НNО
    2         2) CH3OH          3) С2Н5ОН         4) НBr  
  2. Аминокислоты не могут реагировать:

1)с предельными углеводородами

2)с кислотами и спиртами

3)с основаниями и кислотами

4)между собой

  1. Аминокислоты реагируют с каждым из двух веществ:

1)HCl, KOH     3) NaCl, NH3

2) CH3ОH, КCl     4) СO2,  НNО3

9. Зная общую формулу аминокислот, составьте формулы аланина , фенилаланина , лейцина, изолейцина.

  1. Зная структурную формулу аминокислот, подумайте, могут ли они соединяться друг с другом? Если да, то каким образом?

2 группа — затруднения в химических свойствах:

Просмотрите видео в папке «опыты», оформите результат в виде:
реактивы:
уравнение реакции:
наблюдения (что видели):
вывод (объясните наблюдаемое):

Найдите в учебниках другие химические свойства, выпишите их себе в тетрадь в виде:
название (с чем взаимодействует):
уравнение реакции:
характер свойств (аминокислота проявляет свойства основные или кислотные и т.п.):

2 группа — затруднения в химических свойствах:

Просмотрите видео в папке «опыты», оформите результат в виде:
реактивы:
уравнение реакции:
наблюдения (что видели):
вывод (объясните наблюдаемое):

Найдите в учебниках другие химические свойства, выпишите их себе в тетрадь в виде:
название (с чем взаимодействует):
уравнение реакции:
характер свойств (аминокислота проявляет свойства основные или кислотные и т.п.):

2 группа — затруднения в химических свойствах:

Просмотрите видео в папке «опыты», оформите результат в виде:
реактивы:
уравнение реакции:
наблюдения (что видели):
вывод (объясните наблюдаемое):

Найдите в учебниках другие химические свойства, выпишите их себе в тетрадь в виде:
название (с чем взаимодействует):
уравнение реакции:
характер свойств (аминокислота проявляет свойства основные или кислотные и т.п.):

3 группа

Решение задач.

№1
При нагревании аминокислоты массой 4,12 г выделился газ объемом 896 мл (объем приведен к нормальным условиям). Определите структурную формулу аминокислоты, если известно, что она является предельной и содержит аминогруппу при втором углеродном атоме.
 

№2

Определите строение сложного эфира аминокислоты, образованного производными предельных углеводородов, если известно, что он содержит 15,73% азота.

№3*

При сжигании дипептида природного происхождения массой 3,2 г получено 2,688 л углекислого газа (н. у.), 448 мл азота (н. у.) и 2,16 г воды. При гидролизе этого вещества в присутствии гидроксида калия образовалась только одна соль.

На основании данных условия задачи:
1) произведите вычисления, необходимые для нахождения формулы дипептида;
2) установите его молекулярную формулу;
3) составьте структурную формулу дипептида, которая отражает порядок связей атомов в молекуле;
4) напишите уравнение реакции гидролиза этого дипептида в присутствии гидроксида калия.

3 группа

Решение задач.

№1
При нагревании аминокислоты массой 4,12 г выделился газ объемом 896 мл (объем приведен к нормальным условиям). Определите структурную формулу аминокислоты, если известно, что она является предельной и содержит аминогруппу при втором углеродном атоме.
 

№2

Определите строение сложного эфира аминокислоты, образованного производными предельных углеводородов, если известно, что он содержит 15,73% азота.

№3*

При сжигании дипептида природного происхождения массой 3,2 г получено 2,688 л углекислого газа (н. у.), 448 мл азота (н. у.) и 2,16 г воды. При гидролизе этого вещества в присутствии гидроксида калия образовалась только одна соль.

На основании данных условия задачи:
1) произведите вычисления, необходимые для нахождения формулы дипептида;
2) установите его молекулярную формулу;
3) составьте структурную формулу дипептида, которая отражает порядок связей атомов в молекуле;
4) напишите уравнение реакции гидролиза этого дипептида в присутствии гидроксида калия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...