Конспект урока «Кремний и его соединения»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Шелопугина Наталья Сергеевна

ЦЕЛЬ: продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций обучающихся  на основе изучения информации о кремнии и его соединениях.

 

ЗАДАЧИ:

1.     Выяснить положение кремния в ПСЭМ, строение атома, особенности физических и химических свойств кремния как простого вещества; изучить особенности свойств и применения соединений кремния.

2.     Развитие учебно-познавательных умений: целеполагание, планирование, анализ-синтез, сравнение, наблюдение, умение выделять главное, моделировать, проектно-исследовательские умения.

Развитее регулятивных умений: самооценивания, взаимооценивания, регуляция темпа деятельности, самокритичность.

Развитие информационно- коммуникативных умений: сотрудничество в группе, с учителем; умение осуществлять поиск информации из разных источников, в т. ч. Сети Интернет, выступать перед классом, развитие речи с использованием химического языка.

 

3.     Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие познавательной самостоятельности в любой деятельности.

 

 

Тип урока: комбинированный

Технологии: проблемно-поисковый, ИКТ-технологии.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_word.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Урлукская СОШ

Открытый урок

«Кремний и его соединения»

 

       Учитель: Шелопугина

Наталья Сергеевна


Тема: «Кремний и его соединения»

ЦЕЛЬ: продолжить работу над формированием учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций обучающихся  на основе изучения информации о кремнии и его соединениях.

ЗАДАЧИ:

  1. Выяснить положение кремния в ПСЭМ, строение атома, особенности физических и химических свойств кремния как простого вещества; изучить особенности свойств и применения соединений кремния.
  2. Развитие учебно-познавательных умений: целеполагание, планирование, анализ-синтез, сравнение, наблюдение, умение выделять главное, моделировать, проектно-исследовательские умения.

Развитее регулятивных умений: самооценивания, взаимооценивания, регуляция темпа деятельности, самокритичность.

Развитие информационно- коммуникативных умений: сотрудничество в группе, с учителем; умение осуществлять поиск информации из разных источников, в т. ч. Сети Интернет, выступать перед классом, развитие речи с использованием химического языка.

  1. Формирование личностных результатов: смыслообразование, развитие познавательной самостоятельности в любой деятельности.

Тип урока: комбинированный

Технологии: проблемно-поисковый, ИКТ-технологии.


Конспект открытого урока по теме «Кремний и его соединения», 9 класс

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

УУД

I. 1.

Актуализация

1. Какие группы веществ мы уже изучили по ПСЭМ?

2. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

  1. (Галогены, халькогены, подгруппа азота, п\гр углерода).
  2. Повторять тему «Углерод», изучать новую.

ПСЭМ

   2.

Дифференцированный опрос

1. Работа с тестом – 1 ученик

  1. Заполнить схему: записать уравнения химических реакций на примере углерода.
  2. Карточки (сильным учащимся).
  3. Класс делится на 2 команды:

игра «Мозговой штурм».

5. МОИ ЗАТРУДНЕНИЯ

  1. Отвечает на вопросы теста с выбором правильного ответа. Производит самооценивание, находит место затруднения, причину.
  2. Вспоминает химические свойства углерода. Далее: сличение с образцом.
  3. Сильные учащиеся работают индивидуально: последующая экспертная оценка учителем.
  4. Задают вопросы друг другу по теме.

5. ВЫЯвление места и причины затруднения.

Интерактивная доска

Черная доска

(прилож 1)

Карточки

Устно

Квадрат затруднений

Анализ-синтез-сравнение, самооценивание

Классифи-кация

с\оц

Умение формулировать вопросы

Умение формулировать конкретную фразу конкртеного затруднения

   3.

Мотивация

1.Даны предметы: калькулятор, кисть из осоки, асбестовая сетка, силикатный клей, песок, образцы глин из музея – рассмотрите предметы, зачем я выставила их демонстрацию? Что их объединяет?

2. Какова цель, план? Какие действия необходимо совершить чтобы добиться поставленной цели? Какими средствами можно воспользоваться?

  1. Выносят предположения.

2. Определяют тему, цель, план-действия-средства.

Предметы

На доске: план (пишет один из учеников)

Целеполагание

Планирование, выбор действий и средств.

II  

         1

   

2.

Операционально-деятельностный этап

  1. Инструктаж учителя о работе в группах: работа на 8-12 минут.
  2. «Мы должны изучить все вопросы, касающиеся кремния и…., и его соединений. О чем это говорит?»
  3. Учитель напоминает правила работы в группах.

    4. Формирование групп.

I группа:

II группа:

(напомнить о межпредметных связях)

III  группа

(Напомнить о ТБ)

IV группа

(спросить, почему потребовался еще один источник информации)

V группа *

1. Принимают условия деятельности.

2. Определяют темп работы – работать нужно в темпе, чтобы исчерпать всю информацию до конца.

  1. Распределение  ролей совместной деятельности в группе.

Изучает по плану информацию о кремнии.

Изучает по плану информацию об оксиде кремния.

Изучает по плану информацию о кремниевой кислоте.

Изучает по плану информацию о солях – силикатах.

* Данная группа из двух человек готовит мини – проект (определяет противоречие, проблему, задачи, план исследований, методы эксперимента), продукт (презентация)  представляется на следующий урок.

Стенд, который был до этого скрыт.

Распечатки на бумажном носителе;

Интерактивная доска

CD-ROM

-\\-  плюс +

Д. З. Сообщения о кварце, горном хрустале, идр. Из Интернета.

Распечатка, виртуальная лаборатория, эксперимент, лабораторная работа.

Сеть Интернет

Образцы силикатов;

Распечатки

Ноутбук,

Документ-камера,

ЦОР

Умение слушать, воспринимать.

Выделение главного; аналитко-синтезируемое мышление; ИКТ-компетентность

-\\-

Умение проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, соблюдать ТБ.

Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет

Проектно-исследовательские умения

    3.

Представление результатов работы с последующим заполнением «Карты эмпирического расследования»

Обучающиеся записывают в заранее подготовленные карты информацию от каждой группы

Черная доска

Приложение 2

Умение выслушивать товарищей;

знаково-символическое моделирование

III.

Подведение итога работы

Заполнить Круг Эйлера

Приложение 3

Черная доска

Умение обобщать

IV

Рефлексия

Протокол оценки и  умений

Протоколы

Само- и взаимооценивание


Приложение 1

Задание: Заполнить схему «Химические свойства углерода»

        

Приложение 2

I группа

Тема: «Кремний. Строение атома. Простое вещество»

  1. Добрый день!
  2. Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
  3. Подготовьте информацию о положении кремния в ПСЭМ, строении атома, физических и химических свойствах, примения кремния.
  4. Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
  5. Подготовьтесь к выступлению перед классом.
  6. Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
  7. Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.

II группа

Тема: «Оксид кремния»

  1. Добрый день!
  2. Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
  3. Подготовьте информацию о физических и химических свойствах оксида кремния, применения оксида кремния.
  4. Вспомните домашнее задание: сообщения с использованием сети Интернет.
  5. Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
  6. Подготовьтесь к выступлению перед классом.
  7. Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
  8. Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.

III группа

Тема: «Кремниевая кислота»

  1. Добрый день!
  2. Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
  3. Подготовьте информацию о физических и химических свойствах кремниевой кислоты, применения кремниевой кислоты..
  4. Подготовьтесь к проведению демонстрационного эксперимента, лабораторного эксперимента с одновременным применением виртуальной лаборатории. Тема лабораторной работы «Качественное определение карбонат- и силикат ионов».
  5. Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
  6. Подготовьтесь к выступлению перед классом.
  7. Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
  8. Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.

IV группа

Тема: «Соли кремниевой кислоты - силикаты»

  1. Добрый день!
  2. Распределите роли для работы в группе (см. стенд).
  3. Подготовьте информацию о физических и химических свойствах силикатов, применения силикатов.
  4. Найдите недостающую информацию с использованием сети Интернет.
  5. Заполните соответствующую колонку в «Карте эмпирического расследования».
  6. Подготовьтесь к выступлению перед классом.
  7. Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
  8. Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.

V группа *

Тема: «Вытеснение оксидом углерода (IV) кремниевой кислоты»

  1. Добрый день!
  2. Ваша задача – оформить мини- проект и создать презентацию.
  3. Ниже находится текст практической работы. Выполните данную практическую работу.
  4. Сфотографируйте этапы проведения работы, необходимые реактивы и участников мини-проекта (себя).
  5. Сформулируйте противоречие, проблему, поставьте цель и определите задачи.
  6. Оформите результаты деятельности в виде презентации.
  7. Подготовьтесь к выступлению перед классом (возможно на следующий урок).
  8. Оцените свою работу в «Протоколе оценок и умений».
  9. Подготовьтесь к оцениванию выступлений других групп.

Практическая работа:

Вытеснение оксидом углерода (IV) кремниевой кислоты

Цель: сравнение силы угольной и кремниевой кислот.

Оборудование: пробирка (2 шт), газоотводная трубка.

Реактивы: соляная кислота HCl, мрамор (карбонат кальция – CaCO3), раствор силиката натрия.

Ход работы:

  1. в пробирку помещают 1-2 кусочка карбоната кальция (мрамора) и добавляют соляной кислоты так, чтобы она покрыла мрамор. Закрывают пробирку газоотводной трубкой, стеклянный наконечник которой опускают в пробирку с 1 мл раствора силиката натрия.
  2. Пропускают углекислый газ через раствор силиката натрия. Через 2-3 мин происходит запустевание раствора, выпадает гель кремниевой кислоты.
  3. Сделайте вывод о силе кислот (угольной и кремниевой).

Приложение 4

Задание: Обобщите изученный материал

Круг Эйлера


Приложение 3

Карта эмпирического расследования

Карта эмпирического расследования

ПРОТОКОЛ

оценок умений

Вещество

Распрост-

ранение

Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

Значение

самооценка

взаимооценка

Si

SIO2

Карта эмпирического расследования

Карта эмпирического расследования

ПРОТОКОЛ

оценок умений

Вещество

Распрост-

ранение

Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

Значение

самооценка

взаимооценка

H2SiO3

Na2SiO3

Экспериментатор

Соискатель информации

Секретарь

Выступающие

РОЛИ В ГРУППЕ

Правила работы в группах

  1. Делай быстро!
  2. Умей выслушать!
  3. Работают все!
  4. Не бойся ошибаться!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Кремний и его соединения"

Полное описание химического элемента,история его происхождения, использование,химические и физические свойства...

Разработка урока "Кремний и его соединения"

Разработка урока "Кремний и его соединения" составлен с учетом использования электронных образовательных ресурсов"....

урок "Кремний и его соединения" 9класс

Урок с использованием презентации....

Презентация к уроку "Кремний и его соединения"

Презентация к уроку "Кремний и его соединения" используется на всех этапах урока и позволяет сделать урок более наглядным и познавательным....

Приложения к уроку "Кремний и его соединения"

Приложения  содержат задания для групповой работы, инструкции по выполнению лабораторных и демонстрационных опытов,  тесты для проверки полученных знаний, текст физкультминутки....

Презентация к уроку "Кремний и его соединения. Силикатная промышленность"

Презентация к уроку "Кремний и его соединения. Силикатная промышленность". 9 класс. Дать общую характеристику элементу кремний. Рассмотреть природные соединения кремния. Провести сравнительный анал...

Технологическая карта урока "Кремний и его соединения"

Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Кремний и его соединения"...