разработка урока "Оксиды и кислородсодержащие кислоты неметаллов"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Сат Азиана Алексеевна

Урок в 11 классе по теме "Оксилы и кислородсодержащие кислоты неметаллов". Представлена презентация и конспект урока. В разработку входит свойства, и получение кислотных оксидов и кислот.

Скачать:


Предварительный просмотр:

22.03.2018                                                                                                 11 класс

Тема: Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.

Цель:

Образовательные-углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.
Развивающие - развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно  излагать свои мысли.

Воспитывающие - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний

Ход урока

I. Организационный момент. 

Здравствуйте ребята!

Создание положительной психологической атмосферы: положите правую руку на голову вашего право стоящего товарища погладьте его по голове и улыбаясь говорите «Ты хороший», а теперь повернитесь налево и сделайте то же самое с лево стоящим соседом. А теперь погладьте свою голову и скажите с удовольствием «А я то лучше». Молодцы! Значит каждый из вас самый лучший. (присутствующие учителя повторяют).

   Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Их получают путем горения,

Или разложением сложных веществ

В них два элемента, один-кислород,

Я отнесу к ним и известь и лед

Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам,  подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов. Для этого запишите правильно формулы оксидов: оксид серы6, оксид азота4, оксид магния, оксид натрия, оксид фосфора5,оксид кремния, оксид углерода4, оксид хрома6, оксид цинк.

III .Изучение новой темы.

Общая характеристика оксидов неметаллов.

Задание: Даны формулы кислотных оксидов:

А) N2O5   CO2       Cl2O7     SO3    

Б)P2O5    As2O5   N2O5    Sb2O5

Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах.

3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.

Работа с текстом учебника, схемами  (стр132):

Сравните химические свойства серной и азотной кислот.    Допишите схемы реакций,   объясните их в свете представлений об ОВР.

Ме + HNO3  конц.     →   соль +       NO2↑ + H2O          

Ме + HNO3  разб.      →   соль +       NO↑ + H2O          

 А) Hq + H2SO4 конц.→                 Б) Hq  + HNO3 конц.→               В)  Hq  + HNO3  разб.→    

   IV. Первичный контроль

Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)

Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)

1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натрия

2. Способны взаимодействовать между собой

1) SiO2 и Н2О     2) СО2 и H2SO4     3) CO2 и Са(ОН)2     4) Na2O и Са(ОН)2

3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует

1) SiО2     2) SO3     3) ВаО           4) NО

4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет

   1) CO2           2) SO3             3) SiО2                4) SO2

5. Верны ли следующие суждения?

А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.

Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                             4) оба суждения неверны

6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой:

1)  6                      2) 10                3) 13                        4) 18         

Часть 2   ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)  

7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций

1)     Zn  + HNO3 конц.→                                       А)  Zn(NO3)2        +   NO2↑ +   H2O

2)      Zn  + HNO3 разб.→                                       Б) )  Zn(NO3)2      + H2

3)      ZnO  + HNO3                                               В)  Zn(NO3)2      +   NO↑ +   H2O

4)      Zn(NO3)2       →                                                 Г) ZnO  + NO2↑ +   H2O

                                                                                      Д) Zn(NO3)2      +   H2O

Ключ к взаимопроверке:

1

2

3

4

5

6

7

4

3

4

3

2

3

1 – А;    2 – В;     3 – Д;  4 - Г

Система перевода первичного балла в отметку:

«5»  - 8 – 9 б.   – Вы молодец!                        

  «4»   - 7 – 6 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам  ещё есть к чему стремиться!                        

  «3»   - 5 - 4  б. – Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и  улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!

V. Домашнее задание:

1) проработать §38, 39; используя электронное приложение к учебнику, выполните тесты к §38

2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ:  выполните 1-2 задания на выбор: упр. 3 стр. 183;  задачи № 5,6 стр. 179;

3) Творческие задания:

Подготовьте презентацию (по выбору)  «Кислотные дожди», «Азотная кислота и её применение», «Серная кислота и её применение»

VI. Рефлексия

Продолжите предложения

Я могу…               Я умею…          Я пока затрудняюсь…    Мне ещё необходимо…

Всем спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р Е Б У С Ы Й О Д К Р Е М Н И Й

Слайд 2

А З О Т У Г Л Е Р О Д

Слайд 3

Их получают путем горения, Или разложением сложных веществ В них два элемента, один-кислород, Я отнесу к ним и известь и лед Отгадайте загадку

Слайд 5

Тема урока: Оксиды и кислородсодержащие кислоты неметаллов Урок в 11 классе у читель химии Сат А.А.

Слайд 7

SO CrO CO MgO NO ZnO SiO PO Оксиды неметаллов IV IV II V IV IV III II Составить формулы оксидов. Определить класс оксидов. NaO I

Слайд 9

Закономерности изменения свойств оксидов по периоду Na Mg Al Si P S Cl С войства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным. Na 2 O MgO Al 2 O 3 SiO 2 P 2 O 5 SO 3 Cl 2 O 7 Na OH Mg(OH) 2 Al ( OH) 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 HClO 4

Слайд 10

Закономерности изменения свойств оксидов по группе N- неМе N 2 O 5 HNO 3 P - неМе P 2 O 5 H 3 PO 4 As - Ме As 2 O 5 H 3 AsO 4 Sb - Ме Sb 2 O 5 H[ Sb (OH) 6 ] Bi - МЕ Bi 2 O 5 HBiO 5 По группе сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают

Слайд 11

А ) N 2 O 5 CO 2 Cl 2 O 7 SO 3 Б )P 2 O 5 As 2 O 5 N 2 O 5 Sb 2 O 5 Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов А) CO 2 N 2 O 5 SO 3 Cl 2 O 7 Б ) Sb 2 O 5 As 2 O 5 P 2 O 5 N 2 O 5

Слайд 12

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ Реагируют с основаниями Реагируют с основными оксидами С водой С некоторыми солями Заполните пустые места: СО 2 +…..= СаСО 3 +Н 2 О CaO + …. = CaSiO 3 3. …. + SO 2 =H 2 SO 3 4. СаСО 3 + …. = CaSiO 3 + СО 2

Слайд 13

СО 2 +Са(ОН) 2 =СаСО 3 +Н 2 О CaO+SiO 2 =CaSiO 3 3. H 2 O+SO 2 =H 2 SO 3 4. СаСО 3 + SiO 2 =CaSiO 3 + СО 2

Слайд 14

Свойства кислородсодержащих кислот рассмотрим на примере с ерной и азотной кислот. H 2 SO 4 HNO 3 Конц . Разб . Конц . Разб . Восс-ся металлами (стоящими после Н) до SO 2 , с активными металлами до S и Н2 S с металлами стоящими до Н, выделяется Н 2 Независимо от активности металла выделяется NO 2 Взаимодействует с металлами по-разному в зависимости от разбавления 3Zn+4H 2 SO 4 = 3ZnSO 4 +S+4H 2 o Zn+H 2 SO 4 = ZnSO 4 +H 2 Mg+4HNO 3 =Mg(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + H 2 O 3Mg+8HNO 3 =3Mg(NO 3 ) 2 + 2NO +4 H 2 O

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 7 4 3 4 3 2 3 1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 – Г;

Слайд 16

Х И М И Я О С Н О В А Н И Я Х Л О Р С О Л И О К С И Д Ы Ц И Н К К И С Л О Т Ы 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 17

Домашнее задание: 1) Проработать с §38, 39; выполните тесты к § 38 стр.138 2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 13 стр. 138; задача № 1 стр. 138;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислородные соединения неметаллов (кислоты) 10 класс

Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (кислоты)" 10 класс учебник И.И.Новошинского...

Кислородсодержащие углеводороды. Альдегиды и карбоновые кислоты.

В презентации рассмотрены основные теоретические вопросы по темам Альдегиды, Карбоновые кислоты. Для закрепления материала ученикам предлагаются задания, ссылки на видеофрагменты химических опытов, пр...

Взаимодействие неметаллов со щелочами и кислотами-окислителями

Представляю Вашему вниманию сводную таблицу, помогающую при подготовке к ЕГЭ-ОГЭ...

Тест по теме «Кислородсодержащие вещества: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.

Тест составлен в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ...

Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"

Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....

6. Свойства оксидов неметаллов. Свойства серной и азотной кислот.

Задание1. Законспектировать видеолекцию https://resh.edu.ru/subject/lesson/5913/main/151350/Выписать ВСЕ таблицы и схемы, представленные в ней.2. Дописать уравнения реакции, составить к ним схему элек...

Разработка урока "Кислородсодержащие кислоты"

Урок разработан для обучающихся 11 класса...