Разработка урока: "Нефть. Способы ее переработки".
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Можитова Талия Анваровна

Разработка урока для студентов по теме "Нефть и способы ее переработки". На данном уроке проводились лабораторные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotki_urokov_po_biologhii_i_khimii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:           Нефть. Способы переработки нефти.

 Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные источники УВ»;  углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья; подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем на примере химических процессов – крекинга нефтепродуктов, профориентация учащихся, рассмотреть экологическую проблему, связанную с добычей нефти, её переработкой, перевозкой на танкерах.

 Оборудование:  флакон с нефтью, компьютер, экран,  коллекция «Нефть и  продукты ее переработки».

 

Ход урока.  

I.                   Организационный момент.

  Учитель. Ребята, вы, наверно, знаете, что наша республика является нефтяной. В Башкортостане добывают и перерабатывают нефть; в г.Уфе, столице Башкортостана, работают нефтеперерабатывающие заводы. И наш сегодняшний урок будет посвящен нефти, черному золоту.

II.                Изучение новой темы.

 Учитель. Познакомиться с материалом новой темы мне помогут ваши товарищи, которые подготовили небольшие выступления про нефть. Кроме этого, будет самостоятельная работа с таблицей.

1.     Из досье о нефти.

  Выступление 1 ученика. Зачитывается небольшое сообщение о нефти.

  Учитель. К данному выступлению добавлю, что в Башкортостане до сих пор идут разработки по добыче нефти.

  Выступление 2 ученика.

     Наибольшие запасы нефти в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Ираке .

 

 

 

   Учитель. Из сказанного видно, что нефть – смесь веществ, а не одно вещество. Вот перед  вами  схема «Состав нефти» (см. слайд №3), на которой мы видим  составные части  нефти. Это углеводороды различных классов. Т.е. нефть - кладовая углеводородов.

    Учитель. А как же достать эти углеводороды из нефти? Но сначала нужно добыть саму нефть. Существуют специальные приспособления для добычи – качалки (см. слайд № 5). 

  2. Нефть – смесь веществ, но в составе смеси соединения сохраняют свои индивидуальные свойства (например, температура кипения), поэтому нефть не имеет постоянной температуры кипения. Значит, нефть можно разделить на отдельные фракции с помощью физических методов. Например, ректификация. В Башкортостане существуют нефтеперабатывающие заводы.

   Выступление 3 ученика. 

    Давайте посмотрим на ректификационную башню (см. таблица). В ректификационную колонну поступает нефть, нагретая в трубчатой печи до 320-3500С. Ректификационная колонна имеет горизонтальные перегородки с отверстиями – тарелки, на которых происходит конденсация фракций нефти. На более высоких скапливаются легкокипящие фракции, на нижних – высококипящие.

  Учитель. Что образуется при разделении нефти (см. слайд № 12).

 Заполните таблицу, используя учебник стр.

Нефтепродукты

Названия

Состав

Область применения

 

3. Заключение. Учитель.  Нефть – это хорошо, но мы знаем, что добыча, перевозка и переработка очень часто при неправильных действиях отрицательно влияют на природу. Что необходимо делать для сохранения чистоты? Это – экономия ресурсов и энергии. При производстве нефтепродуктов, что особенно важно для нашей республики, нужно увеличить глубину переработки нефти, т.е. выход полезных продуктов, в первую очередь – бензина. На наших заводах в полезные продукты превращается чуть больше 60% нефти, остальные 40% - это мазут, используемое как малоценное и экологически грязное топливо. При более совершенной технологии можно получать до 90% ценных продуктов. Посмотрите ещё раз на схему «Переработка нефти», на ней указано, что мазут идет на термический крекинг.

 III. Домашнее задание. §  , стр.  , упражнения 1, 7-11 (упр.8-10 письменно).

Подготовить рефераты по темам: 1.«История открытия месторождения и добычи нефти в Башкортостане»;

2. «Нефтеперерабатывающие заводы г. Уфы»;

3. «Нефть и окружающая среда».

  

Приложение.

Дополнительная информация  по применению нефтепродуктов.

    Продукты перегонки нефти имеют различное применение. Бензин в больших количествах используется как авиационное и автомобильное топливо. Он состоит обычно из углеводородов, содержащих в молекулах в среднем от 5 до 9 атомов углерода.

  Лигроин служит топливом для дизельных двигателей, а также растворителем в лакокрасочной промышленности. Большие количества его перерабатывают в бензин. Содержит от 8 до 14 атомов углерода.

   Керосин применяется как горючее для реактивных и тракторных двигателей, а также для бытовых нужд. Он состоит из углеводородов, содержащих в молекулах в среднем от 12 до 18 атомов углерода.

   Соляровое масло используется как моторное топливо, а смазочные масла – для смазки механизмов. Соляровое масло состоит из углеводородов, содержащих в молекулах от 14 до 20 атомов углерода.

   Мазут помимо переработки на смазочные масла и бензин используется также в качестве котельного жидкого топлива. Из мазута при химическом крекинге получают смазочные масла, остаток мазута после отгонки называется нефтяным пеком  или гудроном, который  применяется  для  изготовления  асфальта.

  В последние годы углеводороды нефти широко используются как источник химического сырья. Различными способами из них получают вещества, необходимые для производства пластмасс, синтетического текстильного волокна, синтетического каучука, технических спиртов, кислот и т.д.

 

  

Рассмотрено                         Согласовано                                           Утверждаю

на заседании МК               с методистом                                       зам.дир.по УПР

_______ Г.А.Исаева         _______ Р.Н.Усманова                ______ Р.Р.Ханафин

ХИМИЯ

открытый урок по теме:

«Нефть. Способы переработки нефти».

Составила:

преподаватель

Т.А.Можитова

С.Субханкулово

2012 год

Головоломка
«Математика + химия»

В клетках этого квадрата вписана фраза Д.И.Менделеева о бережном отношении к природным ресурсам. Чтобы ее прочесть, необходимо клетки квадрата от 1 до 16 разместить так, чтобы сумма цифр по вертикали, горизонтали и по диагонали составила 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Нефть, продукты переработки. Строительство нефтепровода ВСТО

Данная презинтация расматривает этапы строительства нефтепровода ВСТО, экологические проблемы связанные со строительством. Использовать презентацию можно и на мероприятиях экологического направления. ...

10 класс. Тема урока: "Нефть, ее состав, переработка и применение"

Разработка урока по химии в курсе 10 класса. УМК: Химия . 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян.-12-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007.-267, [5]c ил....

Рабочий лист ученика к уроку "Нефть и способы ее переработки" (по программе О.С.Габриеляна, 10 базовый)

Рабочий лист является планом для организации самостоятельной работы учеников по изучению учебной темы....

Презентация к уроку "Нефть: состав, свойства и переработка"

Презентация поможет сделать урок по теме более интересным и наглядным. Отражает все основные этапы урока....

Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)

Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс...

Технологическая карта урока "Нефть и способы её переработки"

Урок направлен на развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств н...