Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Егорова Людмила Михайловна

Урок по теме «Кислоты» разработан для обучающихся 8 класса и изучается в главе «Соединения химических элементов».

Тип урока-   урок «открытия» нового знания.

Данный урок посвящён изучению нового класса неорганических соединений  «Кислоты». Основная цель урока - сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Урок разделён на три части. В первой части урока обучающимся предлагается вспомнить ранее изученные классы неорганических соединений. С этой целью ребята выполняют химический диктант. Во второй части урока  учитель организует работу в группах для самостоятельного изучения материала. Учащиеся работают в парах с учебником. В третьей части урока происходит закрепление полученных знаний путём работы ребят индивидуально, игры «Светофор»  и теста «Рисунок».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_kisloty.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 

Тема урока: «Кислоты»

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые  результаты учебного занятия:         

Предметные: давать определение классу  «Кислоты», различать изученные классы неорганических соединений, знать формулы кислот и называть их,  классифицировать, описывать физические свойства кислот, уметь с помощью индикаторов определять кислую среду растворов.

Метапредметные :

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение  письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:   способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и  личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Основные понятия: Классификация кислот. Кислотные остатки и основность кислот. Сложные и простые ионы. Изменение окраски индикатора в кислой среде.

Межпредметные связи: биология.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация.

Создать  благоприятный психологичес

кий настрой на работу

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тише-тише присели девочки,

Ещё тише мальчики.

В начале урока учитель угощает ребят витамином С.

- Вкус витаминок, ребята, вам знаком с самого раннего детства. Почему витамин С кислый на вкус? С какими классами веществ мы уже познакомились?

Учитель  организует работу в группах.

1.Ученики угощаются витаминками, отвечают на вопрос учителя.

2.Предлагают работать в группах.

Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения.

Учащимся предлагается химический диктант с целью  проверить, не образовался ли у них «винегрет» из формул веществ уже изученных классов неорганических соединений:

HCL, NaOH, CuO, HNO3, H2SO4, AL2O3, H2CO3, CO2, KOH, Zn(OH)2.

Приложение 1.

Вспоминают изученные классы: оксиды, основания, анализируют полученные результаты.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме

 Выявление места и причины затруднения.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Все ли предложенные формулы веществ вы смогли узнать и определить к какому  классу принадлежат эти соединения ? 

Проблемная ситуация

- Как Вы думаете, к какому классу принадлежат эти соединения?  

Хотите познакомиться с названием этих соединений? А как их можно назвать, классифицировать? Какой новый класс неорганических соединений будет объектом нашего изучения?

Какая цель нашего урока?

Приходят к выводу, что не относятся HCL, HNO3, H2SO4, H2CO3 к изученным классам неорганических соединений.

Предлагают тему урока.

Хотят познакомиться с названием и  классификацией соединений.  Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу.

Познавательные УУД.  Уметь анализировать  результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

 Построение проекта выхода из затруднения.

Включение учащихся в деятельность

Учитель показывает слайд, на котором изображено яблоко, лимон, щавель.

- Что общего  между картинками?

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот    (муравьиная, уксусная, молочная и др.). В 8-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические.

Организует работу в парах, предлагает ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое кислоты?
  2. Какой состав имеют кислоты?
  3. Как классифицируют кислоты?
  4. Как экспериментально можно доказать, что вещество принадлежит к классу кислот?
  5. Назовите кислоты, которые имеют большое практическое значение.
  6. Где и как используют эти кислоты?

Отвечают на вопрос учителя.

Работают с учебником §20, таблицей №4      стр. 101 (  §19 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды»), стр.102 , с таблицей растворимости  кислот, оснований, солей.

Познавательные УУД.

Умение работать с текстом.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Умение выделять существенные характеристики объектов.

Коммуникативные УУД.

Умение точно формулировать свою мысль.

Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений

Первичное закрепления с прогова-

риванием.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы.

Организует работу учащихся в мини-группах для проговаривания материала.

-Растворы всех кислот кислые, но распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик- это опасно. Есть эффективные и безопасные способы обнаружения кислот.

Проводит с ребятами эксперимент.

Дают определение новому классу соединений, называют кислоты, выделяют в составе кислот атом водорода, который в формуле записывают на первом месте, кислотный остаток; делят кислоты согласно классификации на группы по растворимости в воде (классифицируют), по наличию атома кислорода в кислотном остатке( кислородные, бескислородные), по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трёхосновные); называют кислоты, имеющие большое  практическое значение.

Вспоминают технику безопасности при работе с хим.веществами. Выполняют химический эксперимент на распознавание кислот с помощью индикаторов ( р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Приходят к выводу, что лакмус окрасится в красный цвет, метиловый оранжевый меняет оранжевый цвет на красно-розовый, фенолфталеин в кислой среде остаётся бесцветным.

Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД.

Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

Физминутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали.

Самостоятель-

ная работа с проверкой по эталону.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Индивидуальная работа

Составьте химические формулы кислот, соответствующих оксидам, формулы которых: CO2, P2O5, SiO2, SO2, SO3. Дайте названия всех веществ.

Приложение 2.

Работают с учебником 

§20. Записывают в тетрадях формулы кислот.

Проверяют материал по эталону.

Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки, а потом осуществляют

 Взаимопроверку.

Регулятивные УУД.

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 Включение в систему знаний и повторения.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 

Проводит игру «Светофор». Задание: распределите вещества на изученные классы: H2S, Н2SO3, KOH, SO3, Fe(OH)3, FeO, N2O3, Cu2O, P2O5, H3PO4, Н2CO3. Кислоты: красный, основания: синий, оксиды: жёлтый.

Приложение 3.

Проводит тест «Рисунок».

Приложение 4.

Принимают участие в игре, услышав формулу вещества, определяют принадлежность его к определённому классу и поднимают соответствующий цвет.

Работают в парах, выполняют задания, сверяют ответы,

выставляют оценки.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой. 

Регулятивные УУД.

Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния.

Формирование интереса к химии, аккуратность, желание выполнить работу на хорошо и отлично.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Подведем итоги нашей работы. 

Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель? 

-Ребята, быстро, лаконично проанализируем занятие, посетив ресторан. ( на магнитной доске рисунок повара и неоконченные предложения. Приложение 5.

Коррекция  самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Называют цель урока.

Работают с незаконченными предложениями.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. 

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  уметь обобщать и применять полученные знания.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 §20,выучить наизусть формулы кислот, синквейн. Поясняет выполнение заданий.

Приложение 6.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД.

 Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. 

Приложение 1

Химический диктант.

Оксиды

Основания

CuO

NaOH

AL2O3

Zn(OH)2

CO2

KOH

HCL, HNO3, H2SO4, H2CO3.

Приложение 2

Индивидуальная работа.

CO2 - H2CO3

P2O5- H3PO4

 SiO2- H2SiO3 

SO2 – H2SO3

SO3-    H2SO4

Приложение 3

«Светофор»

Приложение 4.

Тест «Рисунок».

  1. Выберите кислоты:  

                 а)  H2SO4      б) HNO3       в)  H2SiO        

  1. Окраска лакмуса в кислой среде:

а) красная   б) малиновая   в) бесцветная  

         

  1. Двухосновной и кислородосодержащей кислотами являются:

а) сернистая           б) угольная       в) серная                                                            

  1. Укажите формулу оксида, который отвечает азотистой кислоте:

а)   N2O5                  б) NO2               в) N2O3                     

          5. Формулы растворимых кислот:

а) H2S                     б) HNO3         в) H2SO4

Приложение 5

Я съел бы ещё этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Приложение 6.

Синквейн( "синквейн" – от фр. слова, означающего "пять") – это стихотворение из 5 строк по определенной теме. Правила написания синквейна:

1.        В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.

2.        Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.

3.        Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.

4.        Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.

5.        Последняя строка – это синоним темы, подчеркивающий её суть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...