Использование методов и приемов технологии критического мышления на уроках химии в условиях перехода на ФГОС
учебно-методический материал по химии на тему

Современные методы изучения предмета "Химия" в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mboukrit._myshl.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Богатищевская средняя общеобразовательная школа»

Использование методов и приемов технологии

критического мышления на уроках химии

 в условиях перехода на ФГОС

Учитель химии  Притуло Т.В.

Март 2018 год

Использование методов и приемов технологии

критического мышления на уроках химии

 в условиях перехода на ФГОС

 «Доводы, до которых человек додумывается сам,                                                                           обычно убеждают его больше,                                                                                                              нежели те, которые пришли в голову другим»                                               

Блез Паскаль

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Они определяли её как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Сегодня под термином «Технология критического мышления» понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

  • учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

«Технология критического мышления» - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Технология критического мышления» - новый взгляд на урок, она дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по «Технологии критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа, позволяют активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлекают в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей Технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Раскрывая особенности данной технологии Е. О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  • выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  • мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  • самостоятельное, ответственное;
  • аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  • индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  • социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Эта модель описана Сергеем Зар-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

Структура занятия в концепции технологии «критического мышления»:

1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Задачами этапа:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
  • на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это «мозговая атака». На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».

2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления). На этом этапе учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся. Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом:

  • прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе);
  • заполнение матричной таблицы;
  • чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”);
  • выписка из текста.

3 этап – «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи этапа:

  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
  • во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления.

Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Роль учителя в технологии развития «критического мышления»:

  • Направляет усилия учеников в определенное русло;
  • Сталкивает различные суждения;
  • Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Методические приемы критического мышления

Вызов

  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
  • Работа с ключевыми терминами.
  • Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  • Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  • Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Осмысление

  • Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
  • Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  • Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  • Возврат к ключевым словам.
  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  • Возврат к кластерам (их заполнение).
  • Возврат к ЗХУ.
  • Дополнительные приемы:

А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

В) Кубик.  (Грани: Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры.)

Г) Синквейн - способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,

2-ая - два прилагательных,

3-я - три глагола,

4-ая - крылатая фраза,

5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

Практическое применение приёмов Технологии                                                                        критического мышления на уроках химии

  1. Работа с ключевыми терминами
  2. Перевёрнутые логические цепи (составить текст из данных предложений)

Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

  1. Разбивка на кластеры
  2. Тонкие и толстые вопросы (Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала. Толстые вопросы – проблемные)
  3. Синквейн

Исходя из всего выше сказанного: все приёмы технологии «Критического мышления» помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД) у обучающихся.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации
  • проявление познавательной инициативы
  • знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта
  • структурирование знаний
  • постижение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • смысловое чтение
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
  • установление причинно-следственных связей

 Регулятивные УУД:

  • контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами
  • оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как  способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

 Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в  владение монологической и диалогической формами речи
  • применение знаний в конкретной учебной ситуации

Личностные УУД:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом  
  • нравственно-этическая ориентация
  • оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей
  • умение формулировать собственную позицию

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками,  ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка

Материал представляет собой исследование принципов критического мышления и возможности его применения на уроках иностранного языка в школе. В докладе представлены самые распространённые методы критиче...

"Кейс-метод при обучении химии в условиях перехода на ФГОС ООО"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии СЗАО...

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».

«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...

Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС.

Универсальные учебные действия, дидактическая структура урока, технологическая карта урока....

Использование методов и приемов развивающего обучения на уроках географии в 8 классе

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения спосо...

Методы и приемы проблемного обучения на уроках химии

    Современная жизнь постоянно ставит перед человеком различные сложные и неотложные задачи, возникают проблемы. Возникновение таких задач и проблем показывает, что много в этом мире...