Эксперимент и его место в преподавании химии по ФГОС .
материал по химии на тему

Широбокова Ольга Сергеевна

C помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников. При всем этом нельзя забывать, что химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

      Эксперимент и его место в преподавании химии по ФГОС . 

Учитель химии 1КК МКОУ «Ольховатская СОШ», КОУ ВО «Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус»        Широбокова О.С.

     Отличительной чертой современного этапа развития школьного образования является изменение характера организации учебно-воспитательного процесса. Учебно-познавательный процесс сегодня – это совместная проблемно-поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на полноценное развитие личности школьника в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Работать по-новому, творчески, добиваться высокой эффективности педагогического труда - таково одно из главных требований времени. Именно на уроке мы приучаем учеников к труду, воспитываем у них волю, упорство в достижении цели, дисциплину.

Нужно добиться, чтобы на уроках все учащиеся были вовлечены в активный учебный труд, много говорили, спорили, думали над решением поставленных проблем.

Одной из приоритетных характеристик  сегодняшнего выпускника – это  «осознанное выполнение правил  здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» (ФГОС, п.5 р.I) Сформировать у учащихся знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, как правильно использовать бытовую химию, как вести экологически безопасный образ жизни лучше всего  помогают  предметы естественнонаучного цикла. Так, в документе ФГОС пункт 11.5 предмет «Химия» прописано: «овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды»

Каждый учитель химии стремится к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь химии с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения.

Учащиеся перегружены огромным потоком информации: большим количеством терминов, формул, определений. Для учителей-химиков эта проблема особенно актуальна, ибо не секрет, что в рейтинге предметов химия занимает отнюдь не первые места.

        Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной работы и достижения их познавательной активности на уроках является эксперимент. Все из нас знают, как звучит древнекитайская пословица: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

В системе современного обучения особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся». При обучении химии посредством эксперимента происходит осуществление связи теории с практикой, превращение знании в убеждения.

Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в значительной степени снизился. Это объясняется тем, что снижено количество часов химии, исчезли реактивы, при подготовке к аттестации нет практических работ. В условиях развивающего обучения в настоящее время возникла необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического эксперимента, в особенности ученического.

Химический эксперимент обычно проводится поэтапно: первый этап – обоснование постановки опыта, второй – планирование и проведение работы, третий этап – оценка полученных результатов. В ходе химического эксперимента необходимым компонентом является активная деятельность учащихся – или их непосредственное участие (проведение эксперимента), или косвенное (наблюдение, выдвижение гипотез, аргументация выводов и т. д.). К проведению школьного эксперимента предъявляются определенные методические и технические требования. Виды химических экспериментов вы видите на слайде: Это демонстрационный, ученический, домашний и проблемный.

Демонстрационные опыты по химии. 

Демонстрационные опыты проводятся с целью создания у учащихся определенных представлений о веществах, химических явлениях и процессах с последующим формированием химических понятий. Этот эксперимент обычно проводит сам учитель: сложность проведения опыта для учащихся; учащиеся не владеют нужной техникой для проведения данного опыта; лабораторные опыты не дают должного результата; в распоряжение учащихся невозможно предоставить необходимое количество оборудования; опыты представляют некоторую опасность для здоровья учащихся. Первое правило при проведении химического эксперимента – это его безопасность для учеников и учителя. К другим требованиям относятся: наглядность, возможность увидеть все детали и моменты опыта всеми учениками, надежность, выразительность, эмоциональность, убедительность, быстрое и простое исполнение, четкость, минимализм приборов и т. д. До начала урока учитель обязательно должен проделать этот опыт, чтобы отработать методику его проведения и, конечно, проверить качество используемых реактивов. И все-таки, при неудачном проведении опыта учитель должен объяснить причину и повторить опыт на следующем уроке.

Ученический эксперимент на уроках химии. 

Ученические эксперименты подразделяются на лабораторные опыты и практические работы. Цель лабораторных опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала. Цель практических занятий- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков. Отчеты по лабораторным опытам ученики могут выполнять в рабочей тетради, отчеты по практическим работам – в специальных тетрадях для практических работ, которые хранятся в школьном кабинете химии. Выполняя лабораторные опыты и практические закономерности, при этом формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и подготовке учащихся. Химический эксперимент несёт в себе следующие функции Особое внимание обращается на технику выполнения работы: процессы растворения веществ, нагревание в пробирке или в колбе, проверка среды растворов растворами индикаторов, проведение качественных реакции и.т.д. 

Занимательные опыты.

Занимательные опыты можно изредка проводить на уроках, но чаще использовать на внеклассных занятиях с целью формирования и развития интереса учащихся к химии. Однако нельзя ни в коем случае превращать химические опыты в фокусы, даже при демонстрации их в младших классах. Поэтому, применяя учебный химический эксперимент во внеклассной работе, необходимо широко использовать все виды эксперимента, включая и полевые опыты.

Виртуальный эксперимент.

Виртуальный эксперимент рекомендуется проводить в тех случаях, когда исходные вещества недоступны, реакции протекают длительно во времени, сопровождаются выделением опасных веществ, требуют сложного оборудования и т.д. Кроме того, виртуальные опыты полезны перед проведением реальных процессов, чтобы убедиться в том, что ученики полностью осознают ход предстоящего опыта. В любом случае, виртуальные опыты основаны на представлениях воображения, и, чтобы они были ближе к фактическим явлениям, необходимо предварительно формировать у учащихся соответствующие представления памяти. Особой формой виртуального химического эксперимента являются опыты, которые можно конструировать и "проводить" с помощью компьютерных программ (Chem. Lab., Виртуальная химическая лаборатория и др.).

Электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11 классов» включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории.

Домашний эксперимент.

Очень важным является домашний эксперимент. Детям младшего возраста интересно проводить его дома, а если помогают родители, это еще лучше. При изучении темы «Растворы» можно вместе с родителями получить дистиллированную воду, используя два чайника и стакан. При изучении темы «Гидролиз» исследовать соли на свойства и реакцию среды, можно самим приготовить индикаторы. Самым интересным бывает эксперимент по выращиванию кристаллов. Получаются кристаллы только у очень аккуратных и терпеливых ребят. Или провести вот такое «приключение капустного сока», которое вы видите на слайде.

Т.О. с помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников. При всем этом нельзя забывать, что химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач. 


Литература.

  1. Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах: каким ему быть? - Хiмiя: праблемы выкладання, № 2, Минск, 2003. – с.21-33.
  2. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И.  Экология на уроках химии. – Минск: Красико-принт, 1996. – 205 с.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
  4. Орехова Д.С., Степанова Н.А., Смирнова Т.В., Чиркин А.А. Химический эксперимент как средство формирования здорового образа жизни у школьников. - Хiмiя: праблемы выкладання, № 4, №5 – Минск, 2003. – с. 61-64, с. 53-64.
  5. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – Москва: АСТ•Астрель, 2006. – 96 с.
  6. Степанова Н.А. Демонстрационный модуль «Безопасность химического эксперимента». - Хiмiя: праблемы выкладання,  № 4, Минск, 2004. – с. 56-64.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – http://standart.edu.ru/
  8.  Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего (полного) общего образования. – http://standart.edu.ru/
  9. Цобкало Ж.А., Мычко Д.И., Колевич Т.А. Химия: исследовательский практикум для учащихся лицея БГУ. – Минск: БГУ, 2003. – 60 с.
  10. Цобкало Ж.А., Сечко О.И. Домашний исследовательский эксперимент в 10 классе. - Хiмiя: праблемы выкладання,  № 3, Минск, 2003. – с. 46-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"

        В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом.  У зна...

Преподавание химии в условиях ФГОС

Статья о сложностях и преимуществах,которые дает реализация ФГОС при преподавании химии...

Реализация системно-деятельностного метода в преподавании химии как технологическая основа ФГОС

Системно-деятельный подход в обучении химии?Чтобы решить новые цели деятельности на уроках химии (какой результат я хочу получить), необходимо разработать и использовать новые виды дидактических средс...

"Преподавание химии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО”

Небольшой доклад, подходящия для курса повышения квалификации...

Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС

Современная дидактическая образовательная модель, складывающаяся в рамках внедрения новых стандартов образования, базируется на компетентностной образовательной парадигме. Отличительная особенность ст...