«Применение кейс-технологии на уроках химии»
статья по химии на тему

Кузьмина Ольга Владимировна

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.

В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается системно-деятельностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тындинского района

Районные педагогические чтения по теме: «Современное образование: новые идеи»

Доклад по теме «Применение кейс-технологии на уроках химии»

Доклад подготовила: учитель биологии- химии

МОАУ « Моготская СОШ»

Кузьмина О.В.

п. Могот -2018

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.

В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается системно-деятельностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.

В современной школе принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Кейс-технология основывается на использовании в учебном процессе специально смоделированной реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия наиболее оптимального из них. Данная технология, с точки зрения ее разработчиков, обеспечивает усвоение обучаемыми не только известного в науке знания, но и получение объективно нового знания. Поэтому потенциал кейс-технологии позволяет превратить ее в реальное средство формирования компетенций обучающегося, способ интеграции их учебной и исследовательской деятельности. Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и технологию развития критического мышления. Суть кейс-метода - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы, не имеющей однозначного решения. Будучи интерактивным методом обучения, метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить такие важные для дальнейшей жизни качества как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения. Использование кейс-метода позволяет вызвать: потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность приме нения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, Учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Главным условием использования кейс - метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.

Структура и содержание кейса состоит в предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания; подробное описание спорных ситуаций; сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы; учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная. режим работы с кейсом; критерии оценки работы по этапам.

Существует несколько способов организации работы над кейсом: определение проблемы,

получение дополнительной информации, определение различных вариантов решения проблемы.

Есть определенные критерии оценок работы по этапам занятия: грамотное решение проблемы;новизна и неординарность решения; краткость и четкость изложения теоретической части;качество оформления решения проблемы; этика ведения дискуссии; активность работы всех членов микрогруппы.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Кейс – технология на уроках химии формирует у учащихся
 высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний, формирует умение учиться самостоятельно. Вместо традиционных практических работ по химии можно использовать практические кейсы и тогда, вместо простого сливания веществ в пробирках, дети получают хороший тренинг по закреплению знаний, умений, навыков, принятия решений в данной ситуации. Практические кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, и это как нельзя лучше может быть отражено при выполнении практического кейса. Исследовательские кейсы выступают моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Также они предполагают работу по данной исследовательской проблеме, но ребенок должен найти свой собственный подход или метод исследования. Доминирование исследовательской функции в данном кейсе позволяет довольно эффективно использовать его в дальнейшей научно – исследовательской деятельности.

Плюсом данных кейсов является гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний. Минусами – время, которого у учителя может не быть на уроке или при прохождении программы в течение года, а также большая работа по подготовке кейса к уроку.

В качестве иллюстрации предлагаю занятие с использованием кейс – метода в 8 классе по теме: «Разделение смесей веществ».

Вид кейса: научно – исследовательский

Тип кейса: исследовательский

Кейс по теме «Разделение смесей веществ» 8 класс

Содержание кейса:

В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.

Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако, вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также смесь нефти и воды. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Сделайте выводы о способах разделения смеси и получения чистых веществ.

1.Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этих смесей.

2. Заполните таблицу:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Вывод

 

 

 

3. Сделайте выводы о способах разделения смесей и получения чистых веществ.

Дополнительное оборудование: стакан воды, магнит, предметное стекло, держатель, спиртовка, бумажный фильтр, воронка, стеклянная палочка, химический стаканчик, делительная воронка.

Решение кейсов провожу в 7 этапов:

1.Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут)

2.Проблематизация - обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (3-4 минуты)

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты)

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3-4минуты.

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). До 15 минут. Обучающимся предоставляется возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.


Таким образом подводя итог можно сделать следующий вывод:

Кейс-технология основывается на использовании в учебном процессе специально смоделированной реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия наиболее оптимального из них. Данная технология обеспечивает усвоение обучаемыми не только известного в науке знания, но и получение объективно нового знания. Поэтому потенциал кейс-технологии позволяет превратить ее в реальное средство формирования компетенций учащихся, способ интеграции их учебной и исследовательской деятельности.
















Использованная литература:

1.Бойко, Т.  Использование кейс-технологии с целью активизации самостоятельной учебной деятельности студентов. / URL: http://www.ethicscenter.ru

2.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 3.Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html

3. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
4. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
5. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций. М., 2000.

6.Никитина Е.В. «Методика работы по кейс-технологии на уроках химии

в условиях введения ФГОС». https://infourok.ru/

7.Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

9.Сурмин, Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

10.Лебедев, О. Компетентностный подход в образовании/О. Лебедев. Школьные технологии-2004, №5

11.Третьякова Е.В.«Методика работы по кейс-технологии на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО»(выступление) http://school9rt.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии

Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя».  Используемые технологии: метод проектов  с исполь...

Применение кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ

Выступление на педсовете (тема: "Применение кейс-технологий на уроках информатики")...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Урок с применением кейс-технологии "What’s more dangerous: earthquake or flood?"

Урок обобщения и углубления знаний по теме "Natural disasters" c применением кейс-технологии. Разработка включает в себя цели, тип, ход урока, содержание кейса, рекомендации педагогу....

Применение кейс-технологии на уроках математики при изучении раздела «Многогранники».

Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через нап...

Применение кейс технологий на уроках английского

Тема урока Как наладить корпоративное сотрудничество...

Применение кейс-технологии на уроках химии

В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его гл...