Рабочая программа учебного предмета « Химия» для 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Кузьмина Ольга Владимировна

Данная рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 10 класса муниципального образовательного автономного учреждения «Моготская СОШ» составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, в соответствии с ФК ГОС, ООП СОО и учебным планом МОАУ « Моготская СОШ» на 2018-2019 учебный год утверждённый приказом директора школы № 50-п от 30.05.2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him_10_18-19.docx145.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

« Моготская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района

F:\скан.jpg

Рабочая программа

учебного предмета

« Химия»

для 10 класса

учитель: Кузьмина О.В.

Могот 2018

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 10 класса муниципального образовательного автономного учреждения «Моготская СОШ» составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, в соответствии с ФК ГОС, ООП СОО и учебным планом МОАУ « Моготская СОШ» на 2018-2019 учебный год утверждённый приказом директора школы № 50-п от 30.05.2018

На изучение предмета «Химия» в 10 классе отводится 2 часа в неделю.

Количество часов в год 70

Основными видами организации учебного процесса является урок.

Формы организации учебного процесса: Индивидуальная, групповая, коллективная, лабораторные и практические работы, практикумы.

Виды и формы контроля: 

Текущий

Тематический

Итоговый контроль

Учебник «Химия» 10 - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман- М. Просвещение, 2012

Содержание учебного предмета

Базовый уровень

Основы органической химии Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.

Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.

Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.

 Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных

альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

 Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.

Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.

 Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков

Химия и жизнь Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающейсреды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

Типы расчетных задач

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания.

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

свойств.

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Практические работы:

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.

Распознавание пластмасс и волокон.

 Решение экспериментальных задач на получение органических веществ.

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Получение этилена и изучение его свойств.

 Получение уксусной кислоты и изучение ее

Контрольные работы:

Контрольная работа №1 по теме: «Алканы».

Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды».

Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты».

Контрольная работа №4 по темам: «Углеводы, азотсодержащие органические соединения, полимеры».

        

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Химия» 10 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

5.09

2

 Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

7.09

  1. 3

Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Практическая работа № 1 по теме «Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.» т\б

12.09

  1. 4

Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.

14.09

5

Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств.

19.09

6

Решение расчетных задач на установление формулы вещества по массовым долям

21.09

7

Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе.

26.09

8

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания.

28.09

9

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания.

3.10

10

Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.

5.10

11

Практическая работа № 2 по теме: «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах». т\б

10.10

12

Контрольная работа №1 по теме: «Алканы».

.

12.10

13

Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.

17.10

14

Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование), горения. Полимеризация этилена. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.

19.10

15

Практическая работа №3 по теме: «Получение этилена и изучение его свойств». т\б

19.10

16

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

23.10

17

Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.

24.10

18

Химические свойства: реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

26.10

19

Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола.

6.11

20

Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.

9.11

21

Получение и применение бензола и его гомологов. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды.

13.11

22

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

16.11

23

Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина.

20.11

24

Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

23.11

25

Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

23.11

26

Обобщающий урок по теме: «Углеводороды».

28.11

27

Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды».

30.11

28

Анализ результатов к/р №2. Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.

5.12

29

Химические свойства): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.

7.12

30

Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Расчеты массы продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

12.12

31

Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.

14.12

32

Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.

19.12

33

Обобщающий урок по теме: «Спирты»

21.12

34

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов.

26.12

35

Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных

альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

28.12

36

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Представление о высших карбоновых кислотах.

28.12

37

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот.

16.01

38

Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты.

18.01

39

 Представление о высших карбоновых кислотах.

23.01

40

Практическая работа№ 4 по теме: «Получение и свойства уксусной кислоты». т\б

25.01

41

Практическая работа№4 по теме: «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ». т\б

30.01

42-43

Повторение и обобщение материала тем: «Спирты и фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты».

1.02

6.02

44

Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты».

8.02

45

Анализ результатов к/р №3.

Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности.

13.02

46

Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров.

15.02

47

Моющие и чистящие средства.  Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.

20.02

48

Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе.

22.02

49

Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы

27.02

50

Сахароза. Гидролиз сахарозы.

1.03

51

Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).

6.03

52

Целлюлоза – представитель природных полимеров, ее строение и химические свойства.

13.03

53

 Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

15.03

54

Практическая работа № 6 по теме: «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».т\б

20.03

55

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин.Свойства анилина. Применение.

22.03

56

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки природные биополимеры.

3.04

57

Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков

5.04

58

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.

10.04

59

Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.

12.04

60

Обобщающий урок по теме: «Углеводы. Азотсодержащие соединения»

17.04

61

Понятие о полимерах, зависимость их свойств от строения.

19.04

62

Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен

24.04

63

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение

26.04

64

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

8.05

65

Практическая работа № 7 по теме: «Распознавание пластмасс и волокон» т\б

15.05

66

Химические основы получения высокомолекулярных веществ.

17.05

67

Контрольная работа №4 по темам: «Углеводы, азотсодержащие органические соединения, полимеры».

22.05

68

Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

24.05

69

Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.

29.05

70

Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

31.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 8 КЛАССА.

Рабочая программа включает пояснительную записку, описание места  учебного предмета, курса в учебном плане, требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы, содержание...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 10 класс

 Программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразовани...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 9 класс

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по химии с учётом авторской п...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 8 класс

Программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 11 класс

Программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основеФедерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования,утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от ...