8 класс. Практическая работа по классам соединений и рН
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Практическая работа состоит из двух частей и презназначена для самостоятельной работы учащихся в группах или индивидуально. Первая часть содержит в себе теоретический материал (тема: pH), необходимый для понимания и успешного выполнения работы. Все важные понятия выделены, работа составлена простым языком. Вторая часть содежит шаблон отчета, с выделенной частью для оформления, комментариями к выполнению, ходу работы.
Оба листа необходимо распечатать в количестве 1-2 листа на парту, после работы обучающиеся должны вернуть распечатку, поэтому если есть возможность - заламинируйте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чистая вода, как и вода, в которой растворено какое-то вещество (или несколько веществ), обладают такой характеристикой, как среда раствора.

Среда любого водного раствора определяется количеством частиц водорода (H+) или гидроксид-частиц (OH).

В чистой воде 2О) число этих частиц равно друг другу:

Н2О <=> ʺНʺ-ʺОНʺ

ν(H+) = ν(ОН-) //ν («ню») — число частиц

Такая среда называется нейтральной.

Водные растворы могут иметь нейтральную, щелочную и кислотную среды.

Нейтральная среда – это среда, в которой число частиц водорода (H+) равно числу гидроксид-частиц (OH).

Кислотная среда – это среда, в которой частиц водорода (H+) больше, чем гидроксид-частиц (OH), или и вовсе есть только частицы водорода (H+).

Щелочная среда – это среда, в которой гидроксид-частиц (OH) больше, чем частиц водорода (H+), или и вовсе есть только гидроксид-частицы (OH).

Качественно реакцию среды водных растворов электролитов определяют с помощью индикаторов.

Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора.

Для удобства среду раствора часто выражают водородным показателем (обозначается pH, читается «пэ аш»). (Вспомните, сталкивались ли вы с таким понятием раньше: в рекламе, Интернете, на упаковках продуктов (бытовой химии)? Если не можете вспомнить, опросите родственников или поищите информацию в Интернете, будьте крайне внимательны с полученной информацией, отфильтруйте псевдонаучные (не подтверждённые официальной наукой) знания. Результаты запишите отдельной строкой в отчёт.)

Водородный показатель pH – это величина, характеризующая содержание частиц водорода (H+) в растворе, благодаря ему можно определить среду раствора:

pH

0, 1, 2, 3

4, 5, 6

7

8, 9, 10

11, 12, 13, 14

Среда раствора

Сильно-кислотная

Слабо-кислотная

Нейтральная

Слабо-щелочная

Сильно-щелочная

Таким образом:

при pH = 7 среда нейтральная;

при pH < 7 среда кислотная;

при pH > 7 среда щелочная.

Соответственно:
для
некоторых солей и чистой воды характерна нейтральная среда, то есть значение рН=7 (или близкое к 7);

для кислот характерна кислая среда, то есть значение рН от 0 до 7;

для большинства оснований и всех щелочей характерна щелочная среда, то есть значение рН от 7 до 14;

Значение pH раствора определяют с помощью универсального индикатора.

Универсальный индикатор – это смесь нескольких индикаторов, изменяющих окраску в широком интервале значений pH.

Оформление отчёта (в ваших тетрадях для практических работ по химии)

ПЕРЕПИСЫВАТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ЛИНИЯМИ!

Практическая работа №1: «Определение веществ»

Вариант №__

Цель: используя полученные знания об индикаторах, определить полученные вещества

Оборудование: пробирки, реактивы, универсальный индикатор, шкала рН

Ход определения: 

пробирка №1 — цвет индикатора: _____________ —  № рН-шкалы: __ —  среда вещества: ________ —  класс вещества: _______ —  вещество: _____(______________________)

Таблица №1

№ пробирки

Цвет индикатора

№ рН-шкалы

Среда вещества

Класс вещества

Вещество (формула и название)

1

2

3

Примеры рН на упаковках продуктов (бытовой химии):

Вывод: с помощью индикаторов можно определить _______ вещества, что может определить _______ веществ.

Ход работы: // НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ

  1. Раствором из пробирки №1 смочили один конец фрагмента универсального индикатора, подождали проявления цвета, занесли данные в таблицу.
  2. Цвет универсального индикатора сличили со шкалой рН. В таблицу №1 занесли полученные данные.
  3. Определили среду вещества по рН, занесли полученные данные в таблицу.
  4. По полученным данным определили химический класс вещества (растворимая соль, растворимое основание (щёлочь), растворимая кислота), занесли полученные данные в таблицу.
  5. Определили, какое из предложенных веществ находится в пробирке №1, занесли данные в таблицу.
  6. Повторили шаги 1-5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Практическая работа "Получение комплексных соединений"

Практическая работа по получению комплексных соединений меди и железа для 11 химико-биологического класса....

9 класс. Практическая работа№2 по теме: "Получение и свойства соединений металлов"

9 класс. Практическая работа№2 по теме: "Получение и свойства соединений металлов"...

10 класс. Практическая работа№1 по теме: "Идентификация органических соединений"

10 класс. Практическая работа№1 по теме: "Идентификация органических соединений" по программе О.С. Габриелян...

11 класс. Практическая работа№2 по теме: "Идентификация органических соединений"

11 класс. Практическая работа№2 по теме: "Идентификация органических соединений" по программе О.С. Габриелян...