интегрированный урок "Белки - органические вещества клетки"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Баева Анна Михайловна

Цель урока: Продолжить изучать органические молекулы. Определить белки как биологиче­ские полимеры. Выяснить структурную организацию молекул белка: первич­ная, варианты вторичной, третичная и четвертичная. Подчеркнуть роль белков в процессах жизнедеятельности. Провести лабораторные  опыты «Цветные реакции с белками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_-karta_uroka.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  по биологии + химии в 10 классе по теме: «Белки - органические вещества клетки.»    26.10.2018г

Учитель химии – Баева А.М., учитель биологии Харитонова Е.П.

Цель урока: Продолжить изучать органические молекулы. Определить белки как биологические полимеры. Выяснить структурную организацию молекул белка: первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная. Подчеркнуть роль белков в процессах жизнедеятельности. Провести лабораторные  опыты «Цветные реакции с белками»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, набор для проведения демонстрационных  и лабораторных опытов.

В результате изучения данной темы учащиеся профильных классов должны приобрести:

знания об особенностях белков как формы существования материи, их роли в живых системах; основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе;

умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения процессов жизнедеятельности; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; владеть языком предмета; адекватно оценивать новую информацию, формулировать собственное мнение и вопросы, требующие дальнейшего изучения.

     Изучение темы предусматривает знания по биологии   курса «Анатомия человека» за восьмой класс  и знания, приобретенные на уроках химии. Интегрированный урок существенно влияет на оптимизацию восприятия данной темы, дает опережающие знания по химии, а также экономит время на изучение темы.

Предполагаемые результаты урока:

Личностные результаты:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителям, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях;
  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, само- и взаимоконтроля и оценки результатов деятельности;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Предметные результаты:

     На уровне запоминания:

  • называть отдельные термины: глобулы, фибриллы и т.д.;
  • характеризовать структурную организацию белковых молекул;
  • воспроизводить роль и значение белков в биосистемах.

      На уровне понимания:

  • характеризовать свойства белков, их взаимосвязи  с другими веществами клетки;
  • приводить примеры функций различных белков;
  • объяснять зависимость жизнедеятельности клетки от наличия различных белковых молекул.

     На уровне применения в типичных ситуациях:

  • уметь соотносить биологические процессы с теориями, их объясняющими.

     На уровне применения в нестандартных ситуациях:

  • обобщать полученные при изучении учебного материала сведения, представлять их в структурированном виде;
  • характеризовать материалистические представления об органическом мире вообще.

Ход урока:

Содержание

Методический инструментарий

Ориентиры

развития

  1. Мотивация учащихся.

«Меняя каждый миг

Свой образ прихотливый,

Капризна, как дитя, и призрачна как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным...»

Семён Я́ковлевич На́дсон  (1862— 1887) — русский поэт.

Учитель биологии.

Чему посвящены строки из стихотворения Надсона? Что такое жизнь? Откуда она взялась на Земле? Философ Фридрих Энгельс, которые определили «жизнь, как ...способ существования белковых тел...»

(ученики дают полные ответы)

Изучению белков мы уделяем особое внимание, потому что именно белки являются главной составной частью всего живого на Земле.

Сегодня мы проводим интегрированный химико-биологический урок, чтобы рассмотреть особенности белков со всех сторон.

Эвристическое  

наблюдение

Внимание,

логика,

мышление.

  1. Актуализация знаний. Учитель биологии

Мы с вами встречались с изучением белков в восьмом классе. Давайте вспомним:

1. Белки – что это такое. К какой группе веществ они относятся? Почему из органических веществ, в клетке больше всего белков?

2. Где встречаются? Зачем нужны? Белковые молекулы играют выдающуюся роль и в построении живой материи, и в осуществлении процессов жизнедеятельности.

3. Мы говорили о превращении белков в пищеварительной системе, какие вещества получаются в процессе переваривания?

(Слайд № 1)

Фронтальная беседа

Развитие памяти, речи, мышления.

3. Изучение нового материала

Учитель химии - (Слайд № 2)

1. Учитель знакомит с поэлементным составом белков.

Демонстрация  опыта(Слайд № 3):

  1. Обнаружение азота.
  2. Обнаружение серы.
  3. Обнаружение углерода, водорода, кислорода

2. Определение белков, % содержание в живых клетках. (Слайд № 4)

3. Определение и общая формула аминокислот. Основоположник изучения белков (Слайд № 5,6)

4. Как же устроены белки? Первичная структура. (Слайд № 7,8)

Демонстрация  опыта

Учитель химии (Слайд № 9,10,11)

  1. Гидролиз белков
  2. Биуретовая реакция
  3. Ксантопротеиновая реакция

5. Самостоятельная работа  - учитель биологии -(взаимо- и самоконтроль выполнения. (Слайд № 12)

6. Вторичная, третичная, четвертичная структура белков. (Слайд № 13-15)

Демонстрация  Учитель химии (Слайд № 16)

  1. Денатурация белка

Беседа, демонстрационный

эксперимент (горение,

цветные реакции), записи в

тетрадях, целенаправленные

наблюдения за

воспроизводимыми

явлениями. Т.Б

Самостоятельная работа учащихся

Навыки само- и взаимоконтроля.

Записи в тетрадях, рисунки

структур белка

Память, мышление, речь,

внимание, интерес к предмету.

Долговременная память

4. Закрепление изученного.

Учащиеся по слайду (Слайд № 17) строят рассказ о строении и функциях белка.

Беседа. Самостоятельная

Работа. Индивидуальный краткий опрос.

5. Домашнее задание. (Слайд № 18)

1. Выписать в словарь (тетрадь) все непонятные Вам слова и термины. Найти им объяснения.

2. Знать, понимать структурную организацию белковых молекул.

3. Уметь грамотно объяснять свойства и функции белков в биосистемах.

Самостоятельная

работа с книгой и интернет ресурсами

р

Умение работать с

литературой, внимание.

Навыки выхода в интернет, поиск сайтов,

работа с сайтом,

6. Выводы по теме. (Слайд № 19)

Белки не могут быть отнесены к какому – либо известному нам классу  органических соединений, так как содержат различные функциональные группы. Это характеризует их как высшую форму развития вещества.

Эвристическое  

наблюдение

Мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс

Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Урок "Органические вещества клетки"

комбинированный урок в 9 классе, который содержит разные виды деятельности обучающихся, изучение нового материала сопровождается мультимедийной презентацией...

Органические вещества клетки-углеводы -10 кл.(В.В.Пасечник)

В презентации даётся общая характеристика класса углеводы, классификация углеводов. Раскрываются особенности каждой группы углеводов-строение, значение, распространение в природе. Для иллюстраций кажд...

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".

Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...

Проверочная работа по биологии для 9 класса по теме: "Органические вещества клетки".

Проверочная работа по теме: "Органические вещества клетки". Тестовая работа ( 2 варианта) содержит 10 вопросов с вариантами ответов. Данная работа может быть использована для контроля знаний струк...