Урок "Основания в свете ТЭД"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Шаронова Светлана Владимировна

Конспект урока "Основания в свете "ТЭД" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc64.5 КБ
Файл osnovaniya_v_svete_ted.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основания в свете ТЭД».

Тип урока: изучение нового материала

(УМК Габриелян О.С.)

Цели:

 1. Изучить свойства оснований в свете ТЭД

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,  записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

3. Воспитывать бережное, осторожное отношение с реактивами и веществами .

Методы: наглядные, словесные, частично - поисковые.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица растворимости, конспект урока, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Мотивация, целеполагание
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление (рефлексия содержания)
  5. Домашнее задание

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивация.

Организационный момент, настрой на урок.

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Девизом нашего урока являются слова Дмитрия Ивановича Менделеева:

«Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще».                                    

(Д.И.Менделеев)

Желаю удачи, вам на сегодняшнем уроке.

Отвечают.

  1. Целеполагание.

Если формулы начало
Начинается с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества…

 - Правильно. И

тема нашего урока: «Основания в свете теории электролитической диссоциации».

Цели урока: 

  • дать понятие об основаниях как классе электролитов;
  •  рассмотреть  их  классификацию по разным  признакам;
  • охарактеризовать  химические свойства оснований  в  свете  теории
    электролитической  диссоциации.

Формулируют тему и цели урока и записывают в тетрадь.

  1. Актуализация       знаний.

Проверка д/з:

1.Какие вещества называют электролитами?

2. Какие классы веществ являются электролитами?

3. Что такое диссоциация?

4. Что такое ионы, какие ионы бывают?

5. Какие вещества называют основаниями?

Общая формула оснований Ме(ОН)n, где  n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

Выберите из предложенных веществ основания:

CaO      Al(OH)3      HCl      KOH      Na2SO4   MgO      Ba(OH)2      H2SO4       N2O5      NaOH    HNO3     Cu(OH)2       MgCO3      Fe(OH)3

Составьте формулы оснований, образованных следующими металлами, назовите их:

1) К                    

2) Na                      

3) Ca                  

4) Cu (II)                    

5) Al

Ответы обучающихся:

  1. Электролиты – это вещества, растворы которых проводят электрический ток.
  2. К электролитам относятся все растворимые:

- соли,

- основания, т.е. щелочи,

- кислоты.

3. Диссоциация – это распад электролита на ионы.

4. Ионы – это заряженные частицы.

5. Основания – это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.

Взаимопроверка:

Al(OH)3,  KOH , Ba(OH)2,  NaOH,

Cu(OH)2,  Fe(OH)3

  1. КОН – гидроксид калия                      

2) NaОН – гидроксид натрия

     3) Ca(ОН)2 – гидроксид кальция 

     4) Cu(ОН)2 – гидроксид меди (II)

          5) Al(OH)3 – гидроксид алюминия    

  1. Освоение новых знаний.
  1. Физические свойства оснований

Посмотрите пожалуйста на слайд. В каком агрегатном состоянии находятся основания?

На основании этого познакомимся с классификацией оснований:

1 признак классификации основан на растворимости. Рассмотрим следующий слайд. На какие 2 группы можно разделить основания по растворимости в воде?

2 признак классификации по кислотности, смотрим на слайд, объясните пожалуйста на чем основана эта классификация?

3 признак: по степени ЭД:

- сильные,

- слабые.

По какому признаку основания разделены на группы?

Основаниями называют электролиты,

 которые при диссоциации образуют

 катионы металла и анионы гидроксогрупп ОН-

Запишите уравнения диссоциации веществ:

NaOH →

Ca(OH)2 →

LiOH → 

Ba(OH)2 → 

Качественная реакция на основания:

БОЙЛЬ    РОБЕРТ – английский химик  и  физик, положил начало применению индикаторов. Это вещества с помощью, которых можно определить среду раствора.

Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …

индикатор

Нейтральная среда

Щелочная среда

фенолфталеин

бесцветный

малиновый

Метил-

оранжевый

оранжевый

желтый

Лакмус фиолетовый

фиолетовый

синий

Правила техники безопасности.

Рассмотреть слайд.

Химические свойства оснований

Давайте, ребята, познакомимся с химическими свойствами оснований. Я буду проводить реакции, а вы делать выводы: протекает реакция или нет, если да, то указываете признак.

  1. Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации) провожу я:

NaOH + HCl  = NaCl + H2O

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

OH- + H+ = H2O

2. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами   (для написания реакций  необходимо знать какая кислота соответствует кислотному оксиду): 

2NaOH  +  SO3  =  Na2SO4  +  H2O

                (H2SO4)

2Na+ + 2OH- + SO3 = 2Na+ + SO42- + H2O

2OH- + SO3 = SO42- + H2O

Практическая работа:

3. Взаимодействие с солями (условия протекания – исходные вещества должны быть растворимы и образовываться осадок или газ):

2 NaOH + СuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2NaCl

2 Na+ + 2OH- + Сu2+ + 2Cl- = Cu(OH)2↓ + 2Na+ + 2Cl- 

2OH- + Сu2+ = Cu(OH)2

KOH + NH4Cl = KCl + NH3↑ + H2O

K+ + OH- + NH4+ + Cl- = K+ + Cl-  + NH3↑ + H2O

OH- + NH4+ = NH3↑ + H2O

Химические свойства нерастворимых оснований:

  1. Нерастворимое основание + кислота 

Cu(OH)2  + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2  + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + 2H2O

Cu(OH)2  + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

2. Нерастворимое основание  при нагревании

Cu(OH)2  = CuO + H2O

Ответы обучающихся:

- в твердом,

Обучающиеся записывают в тетрадь:

- растворимые (щелочи).

- нерастворимые в воде.

NaOH → Na+ + OH-

Ca(OH)2 → Ca2+ + 2OH-

LiOH → Li+ + OH-

Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH-

Обучающиеся записывают в тетрадь:

Бесцветный фенолфталеин – малиновый, метилоранжевый – желтый, фиолетовый лакмус – синеет.

Запись в тетради.

Ученики записывают реакции, 1 ученика вызвать к доске.

Выполняют опыты и самостоятельно записывают в тетрадках реакции в молекулярном и ионном видах.

1 ученик записывает на доске.

  1. Закрепление.

Тест «Пятерочка»

1. Выберите формулы оснований:

а) SO3                          б) Mg(OH)2 

в) H2SO4                            г) СаО

2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили воду и фенолфталеин. В каких случаях появится малиновое окрашивание?

а) BaO                        б) HNO3

в) CuO                        г) КОН

3. Какой тип химической реакции не характерен для оснований?

а) реакция разложения

б) реакция замещения

в) реакция обмена.

4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом:

а) лакмус краснеет

б) лакмус синеет

в) метилоранж краснеет

г) метилоранж желтеет

д) фенолфталеин  становится малиновым

е) фенолфталеин остается бесцветным

   5. Раствор гидроксида калия вступает в химические реакции с веществами, формулы которых

а) СО2   б) H2S   в) Са(ОН)2   г) Cu   д) NaNO3         e) Mg

Проверь себя

1. б

2. а, г

3. б

4. б, г, д

5. а, б

Выполняют в маршрутных листках по группам.

  1. Д/З:

Параграф 37.

Записывают в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще» (Д.И.Менделеев )

Слайд 2

Если формулы начало Начинается с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества…

Слайд 3

Тема урока: «Основания в свете ТЭД» Учитель химии МОУ Нерльская СОШ Шаронова А.В .

Слайд 4

Цели : дать понятие об основаниях как классе электролитов; рассмотреть их классификацию по разным признакам; охарактеризовать химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Слайд 5

Проверка д / з : 1.Какие вещества называют электролитами? 2. Какие классы веществ являются электролитами? 3. Что такое диссоциация? 4. Что такое ионы, какие ионы бывают? 5. Какие вещества называют основаниями?

Слайд 6

Основания - это сложные вещества, состоящие из иона металла и одной или нескольких гидроксогрупп – ОН. Общая формула оснований Ме (ОН) n , где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

Слайд 7

Выберите из предложенных веществ основания CaO Al(OH) 3 HCl KOH Na 2 SO 4 MgO Ba (OH) 2 H 2 SO 4 N 2 O 5 NaOH HNO 3 Cu(OH) 2 MgCO 3 Fe(OH) 3

Слайд 8

Проверь себя Al(OH) 3 , KOH , Ba (OH) 2 , NaOH , Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3

Слайд 9

Составьте формулы оснований, образованных следующими металлами, назовите их: 1) К 2) Na 3) Ca 4) Cu (II) 5) Al

Слайд 10

Составьте формулы оснований, образованных следующими металлами, назовите их: КОН – гидроксид калия 2) Na ОН – гидроксид натрия 3) Ca (ОН) 2 – гидроксид кальция 4) Cu (ОН) 2 – гидроксид меди (II) 5) Al(OH) 3 – гидроксид алюминия

Слайд 11

Физические свойства

Слайд 12

Классификация оснований по растворимости: .

Слайд 13

по кислотности: - однокислотные – КОН, - двухкислотные – Ca (ОН) 2, - трехкислотные – Al(OH) 3 .

Слайд 14

по степени ЭД: - сильные, - слабые. + + + + + + + + +

Слайд 15

Основания Основаниями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп ОН - . Запишите уравнения диссоциации веществ: NaOH → Ca(OH) 2 → LiOH → Ba (OH) 2 →

Слайд 16

Качественная реакция индикатор Нейтральная среда Щелочная среда фенолфталеин бесцветный малиновый Метил- оранжевый оранжевый желтый Лакмус фиолетовый фиолетовый синий

Слайд 17

Правила техники безопасности

Слайд 18

Химические свойства оснований

Слайд 19

Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации): NaOH + HCl = NaCl + H 2 O Na + + OH - + H + + Cl - = Na + + Cl - + H 2 O OH - + H + = H 2 O 2. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами (для написания реакций необходимо знать какая кислота соответствует кислотному оксиду): 2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O ( H 2 SO 4 ) 2Na + + 2OH - + SO 3 = 2Na + + SO 4 2- + H 2 O 2OH - + SO 3 = SO 4 2- + H 2 O

Слайд 20

Практическая работа 3. Взаимодействие с солями (условия протекания – исходные вещества должны быть растворимы и образовываться осадок или газ) 2 NaOH + С uCl 2 = Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2 Na + + 2OH - + С u 2+ + 2Cl - = Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + 2Cl - 2OH - + С u 2+ = Cu(OH) 2 ↓ 3KOH + FeCl 3 = 3KCl + Fe(OH) 3 ↓ 3K + + 3OH - + Fe 3+ + 3Cl - =3K + + 3Cl - + Fe(OH) 3 ↓ 3OH - + Fe 3 = Fe(OH) 3 ↓

Слайд 21

Нерастворимое основание + кислота Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O Cu(OH) 2 + 2H + + 2Cl - = Cu 2+ + 2Cl - + 2H 2 O Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2H 2 O 2 . Нерастворимое основание при нагревании Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

Слайд 22

Тест «Пятерочка» 1. Выберите формулы оснований: а) SO 3 б) Mg(OH) 2 в) H 2 SO 4 г) СаО 2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили воду и фенолфталеин. В каких случаях появится малиновое окрашивание? а) Ba (OH) 2 б) HNO 3 в) CuO г ) КОН 3. Какой тип химической реакции не характерен для оснований? а) реакция разложения б) реакция замещения в) реакция обмена.

Слайд 23

4. Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом: а) лакмус краснеет б) лакмус синеет в) метилоранж краснеет г) метилоранж желтеет д ) фенолфталеин становится малиновым е) фенолфталеин остается бесцветным 5. Раствор гидроксида калия вступает в химические реакции с веществами, формулы которых а) СО 2 б) H 2 S в) Са (ОН) 2 г) Cu д ) NaNO 3 e) Mg

Слайд 24

Проверь себя 1. б 2. а, г 3. б 4. б, г, д 5. а, б

Слайд 25

Д/З: П. 39

Слайд 26

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...