Пропедевтический курс как одно из направлений повышения качества химического образования
материал по химии (7, 8, 9, 10 класс)

         Пропедевтический курс как одно из направлений

            повышения качества химического образования  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propedevticheskiy_kurs.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

         Пропедевтический курс как одно из направлений

              повышения качества химического образования 

 

        Пояснительная записка

Данная программа пропедевтического курса «Основы химии» предназначена для учащихся 7-х классов.  Программный материал рассчитан на 35 учебных часа, по 1 часу в неделю.

Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии.  Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как с наукой.

В начале программы происходит знакомство учащихся с понятийным аппаратом, на котором основывается химия (элемент, символ элемента, атом, молекула, химическая формула, вещество), методами изучения химии как науки - химическим лабораторным экспериментом. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием в этом контексте является одной из важных обучающих и воспитательных целей и задач изучения программы.

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через связь ее с другими науками о природе на примерах таких объектов, как атмосфера, почва, вода, камни и горные породы, а также через повседневную жизнь человека - быт. Таким образом, школьники знакомятся с простыми и сложными веществами; основными классами химических соединений (оксидами, гидроксидами -кислотами и основаниями, солями); со свойствами (химическими и физическими) веществ, их превращениями (химическими реакциями).

Практическая часть программы органично связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для понимания и успешного выполнения школьниками с любым уровнем практических умений и навыков.

Пропедевтический  курс носит профориентационный характер, рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к растительному и животному миру, к минералам, а также имеющих склонность к экспериментированию с объектами природы. Изучение программы  курса «Основы химии» во многом может способствовать более успешному овладеванию знаниями по стандартным (базовым и углубленным) программам по химии.

Цели и задачи программы:

  • профориентация в области естествознания;
  • создание мотивации к изучению химии;
  • первоначальное знакомство учащихся с элементарными знаниями по химии;
  • воспитание бережного отношения к природе у учащихся;
  • создание  в  представлении  учащихся  образа химии  как  интегрирующей науки, имеющей огромное значение в жизни общества;
  • развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии;
  • формирование и развитие логических способностей учащихся;
  • формирование у учащихся элементарных умений и навыков выполнения практических и  лабораторных работ.

На изучение пропедевтического курса отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. В результате пропедевтической подготовки появляется возможность более основательного ознакомления с первоначальными понятиями химии и более обоснованного перехода к изучению систематического курса.

Программа реализуется при работе с учебником «Химия: вводный курс» ( и др., М. «Дрофа», 2006).

При рассмотрении отдельных тем курса целесообразно использовать учебники для 8 класса других авторов (на усмотрение учителя), содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 000, и примерным программам, созданным на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Тематическое планирование химии в 7 классе

(1 час в неделю, всего 35 часов, из них резервное время – 3 часа)

Тема

Всего часов

Практикум

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

I

Химия в центре естествознания

10

9

II

Математика в химии

10

2

1

III

Явления, происходящие с веществами

12

7

1

IV

Резервное время

3

ИТОГО:

35

18

2

Поурочное планирование  (1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Практикум

Дата

Химия в центре естествознания – 10 часов

1

Химия как часть естествознания.

Естествознание – комплекс наук о природе: физики, химии, биологии, географии. Воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как основа их применения.

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения природы.

Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Лаборатория. Лабораторный и домашний эксперименты.

3

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Устройство лабораторного оборудования, назначение, приёмы обращения. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Практическая работа №1.

4

Устройство и работа спиртовки. Наблюдение за горящей свечой.

Наблюдение. Устройство и назначение спиртовки, правила безопасного обращения с нагревательными приборами.

Практическая работа №2.

5

Моделирование.

Модели в физике, химии, биологии, географии. Материальные и знаковые модели в химии.

Лабораторная работа №1:конструирование шаростержневых моделей молекул

6

Химические знаки и формулы.

Химический элемент, химические знаки или символы, их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы, их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества.

Домашний опыт №1: изготовление моделей молекул из пластилина

7

Периодическая система .

Периодическая система – графическое выражение объективного закона природы. Структура ПСХЭ: группы и периоды. Положение в ПСХЭ элементов металлов и неметаллов.

8

Химия и физика.

Понятия «атом», «молекула» и «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решётки. Диффузия.

Домашний опыт №2диффузия перманганата калия при растворении в воде.

9

Химия и география.

Геологическое строение нашей планеты. Содержание элементов в земной коре. Минералы и горные породы.

Лабораторная работа №2: изучение минералов с помощью лупы.

10

Качественные реакции.

Понятие о качественных реакциях. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него.

Лабораторная работа №3:распознавание при помощи индикатора кислоты и щёлочи. Обнаружение выдыхаемого углекислого газа при помощи известковой воды.

Математика в химии – 10 часов

1(11)

Относительные атомная и молекулярная массы.

Относительная атомная масса Ar и её определение по ПСХЭ. Относительная молекулярная масса Mr и её вычисление по химической формуле вещества и атомным массам составляющих элементов.

Расчётные задачи.

2(12)

Выполнение упражнений и решение задач

Расчётные задачи

3(13)

Массовая доля элементов в сложном веществе.

Понятие о массовой доле – w. Расчёт массовой доли химических элементов в веществе по формуле.

Расчётные задачи.

4(14)

Чистые вещества и смеси.

Понятие об объёмной доле – φ. Состав воздуха и природного газа. Расчёт объёмов компонентов газовой смеси по объёмной доле.

Лабораторная работа №4: ознакомление с образцами чистых веществ и смесей.

5(15)

Массовая доля вещества в растворе.

Растворитель и растворённое вещество. Понятие о массовой доле вещества в растворе. Расчёт массовой доли вещества по его массе и определение массы вещества по массовой доле.

Расчётные задачи.

6(16)

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

Практическая работа №3.

7(17)

Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую массовую долю примесей.

Расчётные задачи.

8(18)

Решение расчётных задач и выполнение упражнений по теме «Математика в химии».

Подготовка к контрольной работе.

Расчётные задачи.

9(19)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Математика в химии».

Расчётные задачи и упражнения.

10(20)

Контрольная работа по теме «Математика в химии».

Контрольная работа №1.

Явления, происходящие с веществами – 12 часов

1(21)

Разделение смесей. Способы разделения смесей.

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др.

Лабораторная работа №6: разделение опилок черных и цветных металлов при помощи магнита.

2(22)

Фильтрование.

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

Лабораторная работа №7: изготовление бумажного фильтра из салфетки.

3(23)

Адсорбция.

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент и его применение. Устройство противогаза.

Лабораторная работа №8: адсорбция активированным углем красителей.

4(24)

Дистилляция.

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода. Перегонка нефти и жидкого воздуха.

5(25)

Кристаллизация.

Кристаллизация или выпаривание в лаборатории и природе.

Домашний опыт №4: выращивание кристаллов поваренной соли.

6(26)

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

Практическая работа №4.

7(27)

Химические реакции: условия протекания и прекращения реакций.

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и остановки реакций.

Домашний опыт №5: коррозия железа.

8(28)

Химические реакции: признаки реакций.

Признаки реакций: образование или растворение осадков, выделение газов, изменение температуры и цвета, пламя и взрыв.

9(29)

Условия протекания и признаки химических реакций.

Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

Практическая работа №5.

10(30)

Обсуждение результатов практической работы «Изучение коррозии железа» (Домашний опыт).

11(31)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами».

Расчётные задачи и упражнения.

12(32)

Контрольная работа по теме «Явления, происходящие с веществами».

Контрольная работа №2.

33-35

Резервное время

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества химического образования посредством исследовательской деятельности учащихся

Обобщение опыта по теме "Повышение качества  химического образования посредством исследовательской деятельности учащихся"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

 В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решен...

Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования

Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продукти...

Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса

Презентация-выступление руководителя научного общества учащихся "Родник"...