конспект урока. Химия. 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Нагайцева Юлия Николаевна

Конспект урока по теме: "Основания. Свойства оснований" .Изложение материала урока предполагает демонстрацию экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_osnovaniya._svoystva_osnovaniy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основания. Свойства оснований.

Цель: продолжить формирование знаний о классах неорганических веществ. Познакомить учащихся  определением, строением и с главным свойством оснований – взаимодействием с кислотами. Ввести понятие о реакции нейтрализации.

Задачи урока

Обучающие:

  1.  Сформировать знания о составе оснований, валентности гидроксильной группы, физических свойствах,
  2. Сформировать знания о физических свойствах оснований, способностью растворов щелочей менять окраску индикаторов.
  3. Сформировать знания о способности растворимых и нерастворимых оснований взаимодействовать с кислотами.
  4. Научить записывать уравнения реакции нейтрализации и определять тип этой реакции.

Развивающие: а) размышления:

  1. Совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различие в составе и свойствах оснований.
  2. При проведении демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов учить наблюдать и анализировать явления, происходящие с основаниями, другими веществами, делать выводы и умозаключения.

Б) развития речи: развивать умения связно и доказательно излагать учебный материал в устной и письменной речи.

В) развития сенсорной сферы: при проведении лабораторной работы учить развитию глазомера, ориентации во времени, точности различения цвета.

Задачи воспитания:

     На примере оснований продолжить развитие диалектико-материалистического мировоззрения:

  1. Развивать представления о связи между составом вещества, его свойствами и применением
  2. На примере класса оснований формировать представление о единичном, особенном и общем
  3. Совершенствовать знания о многообразии веществ в природе
  4. Способствовать экологическому воспитанию, бережному отношению к реактивам, аккуратности, умению работать в группах.

Реактивы и оборудование:

Таблица растворимости, учебник, пробирки, штативы для пробирок, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, раствор соляной кислоты. Индикаторная (лакмусовая) бумага, горелка, держатель для пробирок; Инструкция “Техника безопасности при работе с основаниями”;

                        Этапы урока:

  1. Организация

2.      Проверка знаний учащихся по  предшествующей теме

  1. Этап усвоения новых знаний

а) Мотивация и целеполагание

б) Закрепление новых знаний через лабораторную работу

  1. Рефлексия. Проверка знаний учащихся
  2. Информация о домашнем задании

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка знаний учащихся по теме “Оксиды.”

На доске задания для 3 учеников:

а). Подчеркнуть формулы оксидов и определить их характер.

H2O, ALCL3, Na2O, Na3P, MnF4, MnO, N2O5,

б)Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям:

Са     →    СаО      →     Са(ОН)2

в) Даны формулы веществ :  Na2O, CuO,  SiO2, CO2, SO3. Какие из этих веществ будут взаимодействовать с водой. Напишите уравнения реакций.

Пока ребята выполняют работу провожу небольшой опрос:

а) Дайте определение оксидов.

б) Какие оксиды вы знаете? Приведите примеры. Что вы знаете о них?

в) Какие вещества называю гидроксиды? На какие группы их можно разделить?

г) Каким образом можно получить основание?

д) Все ли основные оксиды вступают в реакции с водой?

е) Как распознать, обнаружить кислоту и основание? Что такое индикатор?

Проверяем выполнение заданий ребятами у доски , есть ли замечания, правильно ли выполнено задание? Оцениваем работу учащихся.

  1. Сообщение нового материала.

В процессе изучения химии мы познакомились со  строением и свойствами сложных веществ: оксиды, кислоты,  отдельными солями. На этом уроке полученные ранее знания необходимо привести в стройную систему, установить связи между изученными веществами, выяснить причины взаимного превращения одних веществ в другие.

Сегодня мы познакомимся с еще одним  классом веществ – классом оснований. Запишем тему: “Основания. Свойства оснований”

Вы уже знаете, что при взаимодействии некоторых основных оксидов  с водой образуются гидроксиды металлов, относящиеся к классу оснований:

СаО+Н2О═Са (ОН)2

Соответственно молекулы оснований  построены из атомов металлов и групп ОН (гидроксогрупп)

 Эта группа является остатком молекулы воды. Н-ОН ( записать на доске) .и если мысленно убрать Н, то останется группа ОН. Это сложный ион, который пишется всегда вместе. ОН — называют гидроксогруппой.

Валентность гидроксогруппы на записанной схеме обозначена черточкой и равна 1. Число гидроксогрупп в составе основания равно валентности атомов металла.

 Дадим определение оснований и запишем в тетрадь:

Основания - это сложные вещества,  в состав которых входят атомы металлов и состоящие гидроксогруппы ОН или гидроксид-ионы .

Общая формула Ме(ОН)n, где n - число гидроксогрупп.

Названия оснований состоят из двух слов: первое слово «гидроксид», затем название металла. Если атомы металла имеют переменную валентность, ее как и в названии оксидов и солей, указывают в скобках.

Показываю на доске, как составить некоторые основания Сa+2(OH - )2 , Fe+2 (OH - )2 и записать их названия.

Например, Гидроксид кальция. Гидроксид железа (11) Предлагаю учащихся составить гидроксид алюминия(111), гидроксид меди(11) у доски.

2) Учитель: Далее мы должны познакомиться с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде нерастворяются. Найдите в таблице растворимости примеры щелочей и не растворимых оснований.

Ученики, пользуясь таблицей растворимости, приводят примеры.

Учитель: Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН- едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно.

Во избежание сильных ожогов кожи не следует брать куски твердой щелочи руками (только шпателем или ложечкой). При попадании раствора щелочи на руки их нужно промыть большим количеством воды.

На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

(дается время для ознакомления с техникой безопасности)

Теперь перейдем к рассмотрению химических  свойств оснований.

 А как узнать основания среди других веществ? Для этого применяют индикаторы, которые могут изменять цвет в основаниях. С некоторыми из них мы уже знакомились (демонстрация слайда).

Лакмус

синий

Ф-Ф

малиновый

М-0

желтый

Давайте подтвердим это с помощь эксперимента (инструктивная карта№1)

Какой вывод можно сделать?

Основания способны взаимодействовать с кислотами. Для изучения этого свойства проделайте эксперимент (инструктивная карта№2).

Произошла ли химическая реакция? На основании каких признаков вы сделали такой вывод?

Фиолетовая окраска лакмусовой бумаги указывает на то, что теперь раствор не содержит ни кислоты, на щелочи. Т.е. он стал нейтральным.

Нейтральным раствор стал в результате химического взаимодействия кислоты со щелочью. Эту химическую реакцию называют реакцией нейтрализации.

Запишем уравнение:

В результате этой реакции образуется соль (хлорид натрия) и вода. Признаки: изменение окраски индикатора и выделение теплоты.

Проверим теперь, взаимодействуют ли с кислотами нерастворимые основания. Для опыта нам понадобится пробирка с гидроксидом меди (!!)

Это основание я получила заранее. Используя таблицу растворимости как справочную вы можете убедится, что гидроксид меди – нерастворимое основание. Нерастворимые гидроксиды металлов нельзя получить, растворяя основный оксид в воде. (ведь оксид тоже нерастворим). Как же преодолеть это затруднение? Общий способ состоит в том, что берут какую либо растворимую соль нужного метала и действуя на нее щелочью получают нерастворимое основание.

 Я возьму сульфат меди и добавлю к нему гидроксид натрия. Что наблюдаем?

Запишем уравнение реакции:

К полученному осадку добавим немного раствора соляной кислоты (инструктивная карта №3). Что наблюдаем?

Таким образом, не растворимое основание, так же как и щелочь, взаимодействует с кислотами с образованием соли и воды:

Основания способны вступать в реакции с кислотными оксидами. Демонстрация опыта. Запись уравнения:

Продуктами такой реакции также является соль и вода.

Нерастворимые основания способны разлагаться при нагревании. Убедимся в этом с помощью демонстрационного эксперимента:

Возьмем пробирку с гидроксидом меди. Укрепим ее в держатете. Сначала осторожно прогреем всю пробирку, затем ту ее часть, где находится гидроксид меди. Как изменяется цвет вещества? Что вы замечаете на стенках пробирки? О чем свидетельствуют эти признаки?

Данный опыт демонстрирует следующую химическую реакцию:

Как называется такой тип реакций? (разложения)

Растворимые в воде основания – щелочи, разлагаются только при очень высокой температуре.

Подведем итог: Основания представляют собой класс неорганических веществ. Общие свойства основании обусловлены сходством их качественного состава. (демонстрация слайда).

4. Закрепление

Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого обратитесь к рабочим тетрадям и выполните тестовое задание (на экране)

Проверим правильность выполнения. (ответы выводятся на экран) 

Обменяйтесь тетрадями и поставьте оценку своему товарищу

Задания:

1.  При какой реакции образуется нерастворимое основание:

а)  металла с водой,

б)  любого основного оксида с водой,

в)  щелочи с растворимой в воде солью?

2. Выберите формулу основания:

а) КOH, б) КCl, в) К2SO4, г) К2O, д) КNO3.

3.Основания взаимодействуют с кислотами:

а) всегда,  

б) только, если основание нерастворимо,

в) только, если основание растворимо.

4.Какое из нижеперечисленных свойств характерно только для нерастворимых в воде оснований?

а) взаимодействие с кислотами,  

б) взаимодействие с солями,

в) разложение при нагревании.

5. Вставьте недостающие слова:

Основания - ……………………вещества, состоящие из атомов…………….и …………………………..

В результате реакции…………………………………образуется соль и вода.

  1. Информация о домашнем задании

Параграф №18. Задания: 2,3,5.

Техника безопасности при работе со щелочами

Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывал омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения.

Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.

Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.

При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.

При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.

Лабораторные опыты (инструктивные карты)

№1. Изменение окраски индикатора.

В пробирку с раствором щелочи поместите индикаторную бумагу. Что наблюдаете?

Сделайте вывод о том, как изменяется окраска индикатора.

№2. Взаимодействие растворимых оснований с кислотами.

В ту же самую пробирку осторожно (по каплям) добавьте раствор соляной кислоты. Как изменяется окраска индикаторной бумаги? Сделайте вывод, чем это может быть вызвано.

№3. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотой.

К полученному заранее осадку гидроксида меди добавьте 1 мл раствора соляной кислоты.

Что вы наблюдаете? Какого цвета получился раствор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 8 класс

конспект урока  химии 8 класс...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

конспект урока химии в 8 классе "Основные классы химических соединений"

конспект обобщающего урока по химии в 8 кл по теме "Основне классы химических соединений"...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...