План-конспект урока "глюкоза - альдегидоспирт"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Корнеева Ирина Викторовна

Урок на тему " Глюкоза -  альдегидоспирт представлен в технологии проблемного обучения. Эта технология стимулирует поисковую самостоятельность обучающихся. Они учатся видеть проблему, предлагать варианты ее решения. В ходе урока обучающиеся экспериментально определяют и устанавливают химические свойства вещества и его строение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_glyukoza-_aldegidospirt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                       Конспект урока 10 класс.

                                      Технология проблемного обучения.

                                     

Тема урока: «Глюкоза – альдегидоспирт».

Цель урока: формирование представлений о группе органических веществ с двойственными свойствами (на примере глюкозы).

Задачи урока:

1.Совершенствовать знания о связи между строением и свойствами химических соединений на примере глюкозы.

2.Способствовать развитию интеллектуальных умений – анализа, умения устанавливать причинно- следственных связей.

3.Формировать исследовательскую деятельность как основной способ получения знаний в химии.

Оборудование: штатив с пробирками,  спиртовки, пробиркодержатели.

Реактивы:   глюкоза,  сульфат меди (II), гидроксид натрия.

Ход урока.

I. Актуализация и повторение опорного материала

Продолжаем изучение кислородосодержащих органических веществ.

1.Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород? (спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры).

2.С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегиды и многоатомные спирты? ( качественная реакция на многоатомный спирт – взаимодействие со свежеосажденным гидроксидом  меди(2) без нагревания. Признак реакции – растворение осадка и образование ярко-синего раствора. Качественная реакция на альдегид – взаимодействие  со свежеосажденным гидроксидом  меди(2) при нагревании. Признак реакции образование красного осадка)

II. Изучение материала: Постановка проблемы

Сегодня мы на уроке:

  • Что будем делать: Изучим строение и свойства глюкозы.
  • Как будем это делать: с помощью эксперимента.

Зачем: на практике научиться применять законы и теории для установления зависимости между свойствами и строением веществ.

Решение задачи.

Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу на основе его качественного состава.

Задача. Глюкоза имеет следующий качественный состав:W (C) = 40%, W(H)=6,7%, W(O)= 53,3%. Молярная масса равна 180 г/моль. Найдите формулу глюкозы.

Формула глюкозы C 6H 12O6.

Строение молекул мы показываем в виде структурной формулы – это определенный порядок расположения атомов. Каков он в глюкозе? При таком количестве атомов возможны различные варианты. Попробуем его установить опытным путем. Для этого исследуем свойства глюкозы.

III. Проведение эксперимента.

Повторение правил техники безопасности.

Учитель напоминает порядок исследования:

  • Постановка проблемы (вопрос).
  • Определение цели
  • Выдвижение гипотезы (Если.., значит…).
  • Эксперимент.
  • Вывод.
  • Гипотеза: если глюкоза вступит в реакцию с … и даст характерные признаки: .., значит, в молекуле глюкозы есть … группы.
  • Проверьте наличие в глюкозе известных функциональных групп: альдегидной и гидроксильной. Проведите реакции по обнаружению в глюкозе гидроксо-групп - ОН, и альдегидной группы – СОН.
  • Сделайте вывод о строении: Реакция глюкозы с … без нагревания приводит к образованию … раствора. Это доказывает наличие в глюкозе … групп. Реакция глюкозы с … при нагревании приводит к образованию … осадка. Это доказывает наличие в глюкозе … группы.
  • Покажите строение глюкозы – запишите её структурную формулу в тетрадь.
  • Объясните, почему глюкозу называют альдегидоспиртом. 
  • Какие свойства глюкозе придает альдегидая группа (способность вступать в реакцию с …)
  • Какие свойства глюкозе придадут 5 гидроксильных групп (… способность вступать в реакцию с …)
  • Сделайте выводы о химических свойствах глюкозы (заполните таблицу, используя результаты эксперимента и сведения из текста учебника).

IV. Выводы

Характеристика химических свойств глюкозы

Свойства, обусловленные наличием в молекуле глюкозы

Специфические свойства глюкозы

гидроксильных групп

альдегидной группы

1. Как многоатомный спирт глюкоза реагирует
с _________________________
c образованием __________________________

1. Как альдегид реагирует
с __________________________

(реакция “серебряного зеркала”):

Глюкоза способна подвергаться … :

а) ...

б) …

2. Реагирует с __________________
_______________________________

с образованием _________________________

(пять гидроксильных групп глюкозы вступают в реакцию с кислотными группами)

2. Окисляется _____________________________

(с образованием красного осадка)

3. Под действием восстановителей … превращается в ______________ _____________________________

Окисление (дыхание)

 Общий вывод

Доказали правильность 2-го и 3-го положений теории А.М. Бутлерова «Свойства веществ зависят ...», «Зная свойства…»

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

1.Вспомните, какие задачи были поставлены перед вами в начале урока?

2.Какой результат вы получили?

3.Чему вы научились новому?

4. Какие были затруднения?

5. Что показалось самым интересным? Что удивило вас?

VI. Домашнее задание.

Подготовить сообщение или презентацию о практическом значении и применении глюкозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....