Конспект урока по теме "Бензол"
план-конспект занятия по химии (10 класс)

Конспект урока по теме бензол для 10 классов. Урок соответсвует всем требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл benzol.docx835.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Арены. Бензол( история открытия, строение и получение
  2. Тип урока
  • по основной доминирующей дидактической цели( урок формирования новых знаний и умений)
  • по способу организации(урок с использованием ТСО; урок-семинар с элементами лекции;проблемный урок)
  1. Цели Урока

Для учителя

Для ученика

Обучающие

Обеспечить в ходе урока усвоения химического понятия «арены», «сопряжение», «единая электронная система», «полуторная связь», «ароматичская система» , изучение  строения, физических и химических свойств, а также способов получения аренов, посвятить учащихся в историю открытия бензола

Усвоение в ходе урока химического понятия «арены», «сопряжение», «единая электронная система», «полуторная связь», «ароматичская система» , изучение  строения, физических и химических свойств, а также способов получения аренов, посвятить учащихся в историю открытия бензола

Развивающие

Развивать у учащихся  умение выделять главное в изучаемом материале, сопоставлять, сравнивать, компактно и логически излагать свои мысли.

Развить учебный познавательный интерес, применяя игровые ситуации и используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире.

Научиться выделять главное в изучаемом материале, сопоставлять и сравнивать, компактно излагать свои мысли.

Воспитательные

Содействовать в ходе урока формированию: объективности и реальности окружающего мира; истинности научных знаний и законов природы.

Продолжать формировать локальную научную(химическую) картину мира.

  1.  Планируемые результаты

Для учителя

Для ученика

Предметные знания и умения

Универсальные учебные действия

Научить писать реакции способов получения аренов на примере бензола, рассказать о химических и физических свойствах,а также о строении

Научиться писать реакции способов получения аренов на примере бензола, узнать о химических и физических свойствах,а также о строении

Научиться выделять главное в изучаемом материале.

Научиться сравнивать и сопоставлять,

  1. Средства обучения

Учебно-материальные(+УМК)

 Дидактическо-методические

Психолого-педагогические

 Оборудование кабинета химии: 1)реактивы,материалы,принадлежности для опытов ( были показаны видео опыты с комментариями)

2)химическая посуда

3)ТСО( видео-эксперимент,презентация)

5)Учебник:  учебник Химия 10 класс О.С.Габриэлян

1)химический язык

2)дидактические материалы

3)химический эксперимент

1)вопросы

2)упражнения

3)задачи

  1. Методы обучения

Общелогические

Общепедагогические

Специфические

Методы: сравнение,аналогия,дедукция

Словесные:Беседа,повествование

Словесно-наглядные методы

Самостоятельная работа

Описание аренов как соединений

  1. Форма организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

  1. Ход урока
  1. Организационная часть (2-3 минуты)

Учитель: приветствует детей

Ученики: приветствуют учителя(встают со своих мест)

Учитель: Садитесь, ребята. Прежде чем начать урок,давайте  проверим домашнее задание .

А теперь выполним небольшое упражнение,прежде чем начать новую тему. (На слайде появляется таблица) Вам нужно ответить на вопросы и из первых букв составить слово – это и будет тема нашего урока. Даю вам на это 2 минуты.  И какую же тему мы будем проходить с вами сегодня ?

Углеводороды с общей формулой CnH2n+2

А

лкан

Частица со свободным электроном

Р

адикал

Суффикс – для обозначения двойной связи

Е

н

Представитель алканов с 9 углеродами

Н

онан

Ы

                         Ученики:Арены

                     Учитель: молодцы.Настройтесь на внимательную работу, так как тема сложная. Сейчас мы решим с вами задачу.

Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 92,3%, а плотность его паров по воздуху 2,69. .

Какая молекулярная формула у вас получилась?

                    Ученики: С6Н6

Вводная часть (5-7 минут)

Учитель: Правильно ребята. Это соединение – бензол.  

  1. Изучение нового материала (25 минут)

            Учитель:Молодцы . У бензола интересная история. Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер, который получил это соединение в 1649 году в результате перегонки каменноугольной смолы. Но названия вещество не получило, и состав его был неизвестен.

1825 г – Майкл Фарадей установил, что вещество состоит только из водорода и углерода, назвал его «карбюрированным водородом»

1833 г – Эйльгард Мичерлих определил эмпирическую формулу С6 Н6 нагрел негашеную известь CaO с бензойной кислотой C6H5COOH (она содержится во многих ягодах, в частности, в клюкве и бруснике, и препятствует их гниению) и получил неизвестную, легкокипящую жидкость с резким запахом. Вот тогда и вспомнили об открытии Фарадея. Он назвал его "бензином".

Наиболее полно свойства бензола описал немецкий химик Фридрих Август Кекуле. Он же предложил и структурную формулу в 1865 году. Глядя на формулу бензола,попробуйте посчитать общую формулу для аренов.

Ученики: CnH2n-6

Учитель: правильно.

             Учитель: Атомы С в молекуле бензола образуют правильный плоский шестиугольник, хотя часто его рисуют вытянутым.

Приведенная формула правильно отражает равноценность шести атомов С, однако не объясняет ряд особых свойств бензола.

Глядя на формулу предположите Предельным или непредельным должен быть бензол?

Ученики:: непредельным

В структурной формуле Кекуле – три одинарные и три двойные чередующиеся углерод-углеродные связи. Но такое изображение не передает истинного строения молекулы. В действительности углерод-углеродные связи в бензоле равноценны. Это объясняется электронным строением его молекулы

. 

Каждый атом С в молекуле бензола находится в состоянии sp2-гибридизации. Он связан с двумя соседними атомами С и атомом Н тремя σ -связями. В результате образуется плоскийшестиугольник, где все шесть атомов С и все σ -связи С–С и С–Н лежат в одной плоскости (угол между связями С–С равен 120o)

. 

Третья p-орбиталь атома углерода не участвует в гибридизации. Она имеет форму гантели и ориентирована перпендикулярно плоскости бензольного кольца. Такие p-орбитали соседних атомов С перекрываются над и под плоскостью кольца.

В результате шесть p-электронов (всех шести атомов С) образуют общее π -электронное облако и единую химическую связь для всех атомов С. Наибольшая -электронная плотность в этой сопряженной системе располагается над и под плоскостью кольца.

                  π -Электронное облако обусловливает сокращение расстояния между атомами С.

В молекуле бензола они одинаковы и равны 0,139 нм. В случае простой и двойной связи эти расстояния составили бы соответственно 0,154 и 0,134 нм. Значит, в молекуле бензола нет чередования простых и двойных связей, а существует особая связь – “полуторная” – промежуточная между простой и двойной, так называемая ароматическая связь.

Чтобы показать равномерное распределение p-электронного облака в молекуле бензола, корректнее изображать ее в виде правильного шестиугольника с окружностью внутри (окружность символизирует равноценность связей между атомами С):

в настоящее вемя приняты и допустимы обе формы записи: Формула Кекуле и структура Полинга с делаколизованными связями.

Физические свойства

Легкокипящая бесцветная жидкость,  имеет специфический запах, не растворяется в воде, растворяется в органических растворителях, сам является растворителем.

При охлаждении легко застывает и превращается в белую кристаллическую массу с температурой плавления 5.5 °С.

Токсичен, опасен для окружающей среды, огнеопасен.

Внимание! Бензол – яд, действует на почки, изменяет формулу крови (при длительном воздействии), может нарушать структуру хромосом.

Большинство ароматических углеводородов опасны для жизни, токсичны.

Учитель: Получение аренов (бензола и его гомологов) 

В лаборатории 

1. Сплавление солей бензойной кислоты с твёрдыми щелочами                    

C6H5-COONa + NaOH   C6H6 + Na2CO3

бензоат натрия 

2. Реакция Вюрца-Фиттинга: (здесь Г – галоген) 

С6H5-Г + 2Na + R-Г → C6H5-R + 2NaГ 

С6H5-Cl + 2Na + CH3-Cl → C6H5-CH3 + 2NaCl 

В промышленности

  • выделяют из нефти и угля методом фракционной перегонки, риформингом;
  • из каменноугольной смолы и коксового газа 

1. Дегидроциклизацией алканов с числом атомов углерода больше 6:        

C6H14  t, kat→   C6H6 + 4H2 

 Рассказать учащимся о том, что н-гептаном замкнется все равно 6-ти членный циклhttps://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516197/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no21-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-arenov-polucenie-primenenie/39-6.jpg

2. Тримеризация ацетилена (только для бензола) – р. Зелинского:        

2H2        600°C, акт. уголь →           C6H6

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516198/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no21-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-arenov-polucenie-primenenie/39-7.jpg

3. Дегидрированием циклогексана и его гомологов:

Советский академик Николай Дмитриевич Зелинский установил, что бензол образуется из циклогексана (дегидрирование циклоалканов     

C6H12      t, kat→   C6H+ 3H2

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516197/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no21-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-arenov-polucenie-primenenie/39-5.jpg 

C6H11-CH   t, kat→   C6H5-CH3 + 3H2

метилциклогексан       толуол

4. Алкилирование бензола (получение гомологов бензола) – р Фриделя-Крафтса.                             

C6H6 + C2H5-Cl        t, AlCl3→    C6H5-C2H5 + HCl

              хлорэтан                       этилбензол                                    

https://lh4.googleusercontent.com/-CcOrmolaYrY/VXki02hNHNI/AAAAAAAAJZc/Phaw0xTqgVE/w396-h77-no/%25D1%2584%25D1%258B1.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...