Аммиак .Физические и химические свойства. Получение, применение
план-конспект урока по химии (9 класс)

Коробкова Галина Алексеевна

Ознакомление с аммиаком; изучение свойств аммиака, его получение,  использование в народном хозяйстве, воздействия на организм человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_.docx70.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока

«Аммиак .Физические и химические свойства. Получение, применение»    

                            Коробкова Галина Алексеевна

учитель химии.

Тема: « Азот ифосфор» (урок №2)

Базовый уровень. Авторы учебника:

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман   

«Химия 9 класс». Просвещение.                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                               

2018 г.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,    2 стеклянные палочки, 2 лабораторных штатива, пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, штатив с пробирками, фарфоровая чашечка, пестик, вата, спиртовка, спички, таблица «Промышленная установка производства аммиака»; химические реактивы.

Методы и методические приемы: «интеллектуальная разминка», «своя опора», «синквейн», демонстрация, проблемные вопросы, эвристическая беседа, тестирование, работа в парах, работа с разными источниками информации.

Цель:

ознакомление с аммиаком; изучение свойств аммиака, его получение,  использование в народном хозяйстве, воздействия на организм человека.

Задачи:

-изучить состав и строение молекулы аммиака, его физические и химические свойства,  овладеть умениями записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, познакомить с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи, объяснить действие аммиака на организм человека;

-изучить способы получения аммиака в лаборатории, промышленности;

- продолжать развитие логического и   аналитического мышления;    

-продолжать воспитывать любознательность и интерес к предмету.          

Ход урока.

1.Организационный этап.

-Здравствуйте! Начинаем урок!

2.Этап постановки цели и задач (стадия вызова)

- Подумайте, о каком веществе сегодня на уроке пойдет речь?

1.По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего действия.

2.Способен при активном дыхании вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

3. Может сильно раздражать оболочки глаз.

4. Является  важнейшим продуктом химической промышленности.

5. Его 10 % раствор   применяется при выведении человека из обморочного состояния (используется для восстановления  дыхания).

6. 10% раствор его в воде называют нашатырным спиртом.

(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и записывают в тетрадь, ставят цель и задачи урока).

3. Актуализация знаний.

Аммиак в природе.

Вопросы для обсуждения:

     1.Содержится ли аммиак в атмосфере Земли?

     2.В результате чего аммиак попадает в атмосферу?

     3.В атмосфере, каких планет содержится много аммиака?

4. Первичное усвоение новых знаний (стадия осмысления)

Физические свойства аммиака.

- Составьте рассказ по опорному конспекту (демонстрация слайдов).

  1. Физические свойства аммиака: NH3↑, Ц, запах,

 (резкий, удушливый), tкип.= -33,4 С0, tпл. = -77,8 С0, ЯДОВИТ. (NH3*H2O)

Строение молекулы аммиака.

     Молекула аммиака NH3 имеет пирамидальное строение. Атом азота N находится в центре незавершенного тетраэдра с тремя атомами водорода Н в вершинах, а к четвертой вершине обращено электронное облако с парой  электронов,  не участвующих в образовании химических связей.

Данная «неподеленная»  пара электронов может участвовать в присоединении катиона водорода в реакциях аммиака с кислотами или для взаимодействия с водой.

18-3http://static.prm.ru/images/news/prm-ru/ammiak_20120705.jpg

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи

                                             H   +

       N••           +  H+   →         N          [NH4]+   

H    H     H                     H    H    H

                                          ИОН  АММОНИЯ

Химические свойства

1.Взаимодействие аммиака с кислотами.

Демонстрация опыта:   две стеклянные палочки подносим друг к другу, одна смочена раствором аммиака, другая соляной кислотой.( Наблюдаем появление белого дыма.)

- Объясните увиденное. Запишите уравнение реакции в тетрадь.

 NH3   +  НCI   →   NH4CI

NH3+H2SO4→….запишите 2 уравнения реакции (образование средней и кислой соли).

2.Взаимодействие аммиака с водой.

Демонстрация опыта: добавляем фенолфталеин в раствор нашатырного спирта. (Наблюдаем изменение цвета)

- Объясните увиденное.  Запишите уравнение реакции.

NH3+H2O   →   NH4OH

3.Разложение аммиака под  действием температуры.

Работа с учебником, объяснение, записать уравнение реакции в тетрадь.

             t

2NH3   ↔   N2 +  3H2

4.Горение аммиака в кислороде.

-Запишите уравнения реакций по схеме, используя материал параграфа.

                                                  (без kat)     азот + вода

  1. Аммиак   +  кислород  

                                              (kat)      оксид азота (II) + вода

-Что такое катализатор?

- Какие функции он выполняет в данном случае?

Получение аммиака

А) в лаборатории

Демонстрация опыта. Получение аммиака взаимодействием хлорида аммония с гидроксидом кальция.

Реакция выражается уравнением. Записать уравнение реакции в тетрадь.

2 NH4CI + Ca(OH)2 → CaCI2 + 2H2O + 2 NH3

- Почему нельзя одновременно вносить в почву азотные удобрения и известковать кислую почву?

Б) в промышленности

   В промышленности аммиак получают синтезом азота с водородом (объяснение с использованием таблицы «Производство аммиака»).

               kat, t, P

N2 + 3H2       ↔       2NH3  + 46 кДж/моль

Применение

Самостоятельная работа в парах:

Используя материал учебника стр. 50 схема14, Википиди или других источников информации, необходимо составить рассказ «Использование аммиака и его солей в народном хозяйстве». (Далее обсуждение выполненного задания)

5.Первичное закрепление

  1. Выполнение упражнения №1 стр. 86(1. вариант), №2 стр. 86                (2-вариант)
  2. Выполнение тестовых заданий

1.Аммиак при нормальных условиях – это:

а) бесцветный газ без запаха;

б) остро пахнущий газ бурого цвета;

в) бесцветная жидкость;

г) бесцветный остро пахнущий газ.

2.  Аммиак реагирует  с набором веществ по отдельности:

 а) NH4CI, H2SO4;

 б) HNO3, Fe(OH)2;

в) HCI, Mg(OH)2;

 г) Н2О, Н2SO4.

3.Геометрическая форма катиона аммония – это:

   а) треугольник;

   б) квадрат;

   в) тетраэдр;

    г) октаэдр.

3.  Соль аммония можно получить взаимодействием:

     а) NH3  и   H2O;

     б) NH3   и  HBr;

     в) NH3   и  Na;

     г) NH3  и О2.

4.При растворении аммиака в воде реакция раствора становится:

а) слабокислой;

б) нейтральной;

в) кислой;

г) щелочной.

5.Из73 г хлороводорода получили соль количеством вещества:

   а) 1 моль;

   б) 2 моль;    

   в) 0,5 моль;                

    г) 2,6 моль.

6. Информация о домашнем задании.

1.Параграф 24 , №3 , тестовое задание ст. 86.

2.По желанию: подготовить выступление «Влияние аммиака на организм человека» или подготовить «шпаргалку» ( «своя опора»)

7.Рефлексия (стадия размышления)

Составление синквэйна на тему «Аммиак» (коллективная работа)

 

Литература

1.Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.  Фельдман .Химия 9 класс. Просвещение.2012г.

2. Кузнецова Н. Е. , Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции 8-9 класс. Вентана – Граф. 2008 г.

3.Н.Л. Глинка. Общая химия. Издательство «Химия» 1974 г.

4.Википедия.

5.Г.П.Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы Москва «Новая волна» 2005 г.

6.Н.Е. Кузменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Теория и задания. Экзамен ОНИКС 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

9 класс.Урок химии Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Цель: - Рассмотреть аллотропные модификации серы и ее физические и химические свойства. Охарактеризовать нахождение  серы в природе и ее применение....

Кислород.Физические и химические свойства. Получение и применение.

Данный материал может применяться на уроках химии для  8 класса. В нем подробно рассматриваются физические, химические свойства кислорода, его получение и применение....

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...

Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение

Конспект урока для 9 класса Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение...

Аммиак: физические и химические свойства. Получение и применение

Данная презентация позволяет изучить свойства аммиака; свормировать понятие о донорно-акцепторном механизме образования химической связи в ионе аммония. Рассмотреть меры безопасности при работе с этим...