Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойства"
методическая разработка по химии (8 класс)

Кусанова Айслу Юлаевна

Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойств" 8 класс. Пояснительная записка и разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razrabotka_predmet_himii.docx162.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных  знаний, но и на развитие его личности.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого–в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. 

Технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления (РКМ) - разновидность  личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление.  Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Цели технологии критического мышления

  • заинтересовать ученика;
  • предоставить ему условия для осмысления материала;
  • помочь обобщить приобретённые знания.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное.

Структура занятия в концепции "критического мышления":

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме.

Преимущества технологии  РКМ:

1. Возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся.

2.  Обучение каждого в «зоне ближайшего развития».

3. Возможность одновременного эффективного решения задач обучения развития.

4.  Возможность организации работы учащихся с различными источниками информации (специальные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя).

5. Возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.

Некоторые приемы технологии  РКМ:

  1. Кластер - представление информации в графическом оформлении.
  2. Корзина идей - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.
  3. Верные, неверные утверждения - учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему.
  4. Прием «инсерт» - работа с текстом на стадии «осмысления».
  5. «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума» - таксономия вопросов, связанная с классификациейуровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
  6.  «Фишнбоун» или «рыбий скелет» - графическая техника, которая помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы.
  7.  Синквейн - стихотворение их пяти строк, которое строится по определенным правилам

Урок на тему: «Предмет химии. Вещества и их свойства». По программе О.С. Габриеляна (2 часа в неделю).

Место и роль урока в изучаемой теме: Введение в основы неорганической химии, знакомство с предметом химия.

Цели изучения темы – обеспечить достижение учащимися следующих результатов обучения:

Личностных:

  1. необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;
  2. уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников;
  3. обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициатива и любознательность в изучении мира веществ и реакций;
  4. целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  5. убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
  6. устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);

Метапредметных:

Регулятивных УУД:

1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

4.в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательных УУД:

  1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  2. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  3. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативных УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметных:

Ученик научится:

  1. Понимать смысл химических понятий.
  2. Отличать между собой такие понятия, как «химический элемент и «простое вещество».

Ученик получить возможность научится:

  1. Определять роль различных веществ в природе и техники.
  2. Объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

Тип урок:

Урок открытия новых знаний.

Форма урока:

Эвристическая беседа с демонстрационным опытом.

Основные понятия:

«Химия», «вещество», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество».

Планируемый результат:

Личностные:

  • Готовность к равноправному сотрудничеству;
  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные:

  • Планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

  • Вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные:

  • Осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Этапы урока:

I. Актуализация знаний и  самоопределение к деятельности.

II. Постановка учебной задачи

III. Целеполагание

IV. Открытие новых знание.

V.Первичное закрепление новых знаний.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

I. этап. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности. Стадия «Вызов».

  1. «Что объединяет представленные предметы?»

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17175/hello_html_m502976a7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/18/17175/hello_html_4732f092.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/18/17175/hello_html_m4f4206c8.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/18/17175/hello_html_c5dc83b.gif

 

  1. Кластер: «Что я знаю о химии».

http://doc4web.ru/uploads/files/18/17175/hello_html_b15035c.gif

  1.  Демонстрационный опыт.

Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

II. Постановка учебной задачи.

Составляя кластер, наблюдая за происходящими явлениями, в демонстрационном опыте, формулируем тему занятия и задачи.

III. Целеполагание.

Постановка учебной цели методом беседы.

IV. Открытие новых знаний. Стадия «Осмысления».  

  1. Прием «инсерт». Индивидуальная работа с текстом. «История возникновения понятия «химия». Роль химии в жизни человека».

V

+

-

?

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

  1. Работа с видео-материалом и раздаточным материалом.

Записывают в тетради определение понятий «химия», «вещество», «химический элемент», «свойства». Строят шаростержневую модель атомов и молекул, заполняют с помощью преподавателя и просмотренного видео схему: «Формы существования химического элемента водорода» и формируют понятия «простое вещество» и «сложное вещество».

  1. Зависимость свойства вещества и его применения. На примере алюминия в тетрадях рис.6 учебника.

Применение алюминия

Свойство

Применение

Легкость и прочность

Самолетостроение и ракетостроение

Легкость и хорошая электропроводность

Электрические провода

Теплопроводность и не ядовитость

Посуда

Не ядовитость и пластичность

Изготовление фольги

Способность гореть ослепительным пламенем

Бенгальские огни

V. Первичное закрепление новых знаний

1. физкультминутка – упражнение: ребятам раздаются карточки с изображением атомов разных видов: hello_html_m1b304255.pnghello_html_m1686f4f1.pnghello_html_m57331129.png

hello_html_m43186ac9.png

        Учащиеся выходят в свободное пространство между партами.

        По команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” - учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества.

Вариант 2.

№1. Выпишите названия сложных веществ:

А) Сульфид железа (FeS);

Б) Сера (S)

В) Оксид ртути  (HgO);

Г) Алюминий (Al)$

Д) Медь (Сu);

№2.Почему оксид кальция (CaO) относят к сложным веществам, а кислород (О2) – к простым?

Вариант 1.

№1. Почему оксид меди (СuO) относят к сложным веществам, а газ водород (H2) – к простым?

№2. Выпишите названия простых веществ:

А) вода (H2O);

Б) углекислый газ (CO2);

В) Железо (Fe);

Г) Ртуть (Hg);

Д) Поваренная соль (NaCl)

 

2. Работают по карточкам.

VI. Рефлексия (Оценка своих действий и поступков).

составление синквейна

 – учащиеся составляют синквейн по плану;

Одно существительное;

Два прилагательных;

Три глагола;

Крылатая фраза;

Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

Химия

Увлекательная, сложная

Учить, изучать, удивляться

Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

Наука.

Проверка эмоционального фона учащихся в конце урока.

VII. Домашнее задание.

  I уровень: § 2, упр. 6,8,9;

  II уровень: тоже + изготовить газету-стенд «Химия в нашей жизни», сравнить серу и медь по всем физическим характеристикам.

Достигнутые результаты:

Личностные:

  • Умение работать индивидуально и в коллективе;

Регулятивные:

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Коммуникативные:

  • Каждый ребенок вступал в диалог с учителем, отвечал на вопросы, отстаивал свое мнение.

Познавательные:

  • Был проявлен интерес в изучении нового материала,  осуществляли анализ, делали выводы.

Литературные источники:

  1. Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян – М. : Дрофа, 2012. - 286.
  2. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2003
  3. Химия: 8-й класс: учеб.для общеобр. учре­жде­ний / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(с. 7–10)
  4. Химия: неорг. химия: учеб.для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)

Урок по технологии "Критического мышления"  в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства".

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"....

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...

предмет химии.вещества.их физические свойства

конспект урока, в котором раскрываются основные понятия- химия как наука,предмет химии, вещества, физические свойства веществ....

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....