Конспект урока Тема: «Понятие скорости химических реакций».
план-конспект урока по химии (9 класс)

Ермакова Елена Владимировна

Конспект урока

Тема:  «Понятие скорости химических реакций».

Цели урока:

  • обучающая

- формирование первичного представления о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на нее влияние;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Педагогические задачи:

Формирование:

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_skorost_hr.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  «Понятие скорости химических реакций».

Цели урока:

  • обучающая

- формирование первичного представления о скорости химических реакций и факторах, оказывающих на нее влияние;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Педагогические задачи:

Формирование: 

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационная часть. 

Здравствуйте ребята. Давайте наш урок начнем с игры «Пожелания». Я хочу пожелать вам успешной работы, приобретения новых знаний, чтобы вам на уроке было комфортно, интересно и полезно. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы мне или друг другу что-нибудь пожелали. И не забывайте, что мы находимся на уроке химии, поэтому соблюдаем правила техники безопасности. А теперь начнем работать.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

  • Просмотр видеоролика «Гепард и черепаха».

 Какое понятие объединяют эти сюжеты?

Но это понятие физическое, а поскольку мы находимся на уроке химии, то мы будем изучать скорость, но только скорость химической реакции.

Итак, тема нашего урока?

А цель нашего урока какова?

А разобраться  в этом понятии нам поможет следующий сюжет о пожаре.

  • Просмотр видеоролика «Пожар».

 Итак, от чего зависит пожар?

Вывели понятие.

Как еще факторы влияют на скорость химической реакции?

3. Актуализация опорных знаний.

Стимул:

Представьте себе, что ваши родители уехали в отпуск. Вы остались одни с младшим братом, у которого возникает много вопросов:

  • Почему белье хорошо отстирывается при температуре 60 градусов, а не 30?
  • Почему борщ, оставленный на плите, наутро прокиснет?
  • Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?

Так вот для того чтобы ответить на вопросы брата, для того чтобы вывести факторы нам помогут рабочие тетради.

Чтобы качественно выполнить эксперимент и выявить факторы, влияющие на скорость вам необходимо изучить теоретический материал. У вас 3 минуты для этого.  

Опыт проводит учитель.

        

Опыт 1.

Получение кислорода разложением пероксида водорода.

  1. Просмотрите демонстрационный эксперимент.
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Проведите эксперименты.

Опыт 2.

  1. В две пробирки поместите 2-3 гранулы Zn, в одну пробирку налейте 2 мл раствора соляной кислоты (1:1), в другую раствор соляной кислоты (1:3). Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 3.

  1. В одну пробирку поместите две стружки магния, в другую - две гранулы цинка. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу

Опыт 4.

  1. В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
  2. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Форма предъявления результатов

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

 MnO2 является____________

2H2O2 MnO2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

На скорость реакции влияет __________________________

HCl + Zn

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

На скорость реакции влияет __________________

Mg + HCl  

Zn + HCl  

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

На скорость реакции влияет _________________________

CaCO3 + HCl

Модельный ответ

№ опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и

уравнения реакций*

1.

H2O2 нагреваем и добавляем MnO2

Выделение кислорода, лучинка вспыхнула

 MnO2 является катализатором

2H2O2 MnO2 2H2O  + O2

2.

HCl (1:1) + Zn

HCl (1:3) + Zn

Выделение газа, без цвета и запаха, в первой пробирке с большей скоростью

На скорость реакции влияет концентрация вещества, чем больше концентрация, тем больше скорость реакции

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

3.

Mg + HCl

Zn + HCl

Выделение газа, без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью

 На скорость реакции влияет природа реагирующих веществ

Mg + 2HCl  MgCl2 + H2

Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2

4.

CaCO3 (измельченный) + HCl

CaCO3 (кусочек) + HCl

 Выделение газа без цвета и запаха в первой пробирке с большей скоростью

 На скорость реакции влияет площадь соприкосновения веществ

CaCO3 + 2HCl   CaCl2 + H2O + CO2

Вывод: На скорость химических реакций влияют следующие факторы:

  1. Температура,
  2. Концентрация реагирующих веществ,
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________________

4. Первичное закрепление.

Проверим, способны ли вы теперь ответить на вопросы младшего брата

  1. Тесто

Где тесто быстрее поднимется, у батареи или в холодильнике?

  1. Консервированные огурцы и помидоры

Для консервирования продуктов используют консерванты. Какое другое название можно дать этим веществам?

  1. Мясо

В каком случае мясо в супе быстрее сварится, порезанное мелко или крупным куском?

  1. Таблетки

В каком случае головная боль пройдет быстрее, если принять шипучую таблетку или обычную твердую?

5. Итог урока.

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

Проанализируйте выполненную работу и оцените ее

Критерии оценивания:

  1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
  2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
  3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».

6. Домашнее задание

Для творческих натур: написать эссе на тему «Химические реакции и их скорость вокруг нас».

Для экспериментаторов: привести как можно больше жизненных примеров, которые демонстрируют понятие скорости химической реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё".

Данный урок даёт возможность получить основные знания для дальнейшего использования их при подготовке к ЕГЭ по химии....

Урок-практическая работа "Скорость химической реакции"

Практическая (лабораторная работа) проводится в разделе "Общая и неорганическая химия" студентами I курса колледжей или учащимися 11 класса. В данной работе исследуется протекание химического про...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр...

Конспект урока по теме"Скорость химических реакций"

Данный конспект урока  по теме "Скорость химических реакций" поможет молодому специалисту в проведении урока по данной теме....

Конспект урока по химии "Скорость химических реакций"

Урок химии в 11 классе профильного уровня по УМК О. С. Габриеляна...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...